«Утром английский, днём шведский, вечером турецкий». Мама детей-полиглотов о том, как вырастить гения

01 ноября 2017 года
62

Школа, факультативы, развивающие кружки, репетиторы, спортивные секции – современные родители готовы на всё, чтобы создать базу для счастливого будущего своего ребенка. Стоит ли пытаться растить маленьких гениев? Поговорили с мамой талантливых сыновей, которые знают несколько языков, считают большие числа в уме, занимаются музыкой.


За широкими увлечениями детей стоит не менее разносторонняя мама. Ольга Сарыгёз -  тюрколог, автор книг, преподаватель в одном из вузов и создатель детского образовательного центра «Эйнштейния».

Углубленно изучив иностранные языки в одной из минских школ, в конце 90-х она поступила в иняз. Так в её жизни появился сначала турецкий язык, после муж-турок, ещё чуть позже трое сыновей: Ильяс (сейчас ему 16 лет), Арсен (10 лет), Альперэн (8 лет).

Все парни хорошо владеют английским и турецким языками, поскольку с детства росли в билингвальной семье. Ильяс изучает ещё и шведский язык, он любит повторять:

С утра поговорил на английском, днем почитал на шведском, вечером пообщались на турецком. Мама, это такой кайф!

Дети учатся в обычной школе искусств, все - по классу фортепиано. А языками занимаются дома, а также на курсах и с репетиторами. Мама признается, что как учитель она для детей не очень хороший вариант. Дети не воспринимают ее строго, дурачатся, это не урок. А вот с другими людьми - все получается. 

Ольга не боится "перегрузок", о которых в последнее время много говорят. 

Своих детей я нагружала всегда и давала попробовать разные направления. Футбол был, но сына хватило на месяц. Ну не его это! Сейчас средний сын захотел стать актёром.  Хорошо, пусть посещает театральный кружок. Пока доволен. Но вообще парни у меня музыкальные и языковые. Старший сын также прошёл хорошую компьютерную подготовку и помогает мне верстать буклеты, делать плакаты, наполнять сайт.



По мнению Ольги, для детей очень важен пример  родителей. Они видят, сколько работает отец, как увлечена наукой мама, участвуя в языковых конференциях, гордятся тем, что она написала три книги. Второе образование у Ольги - юридическое, сейчас она пишет диссертацию и много уделяет внимания теме образования. 

 «Сколько в школах можно собирать гербарий и вырезать алфавит?»

В белорусской системе образования собеседница видит немало проблем. По ее мнению, наша школа отстала от мирового образовательного процесса лет на 15-20.

Пока наши дети собирают листики для уроков (т.е. гербарий), вырезают буквы алфавита и учатся отступать правильное количество клеточек в тетрадях, в других странах ученикам преподают иностранные языки их носители с помощью интерактивных досок и планшетов. А мы всё ещё считаем клеточки, не понимая, что личность не всегда может вписаться в эти самые «клеточные» рамки. Мои дети, например, пишут размашисто, потому что этого хочет их творческая натура.

Источник фото: архив героини

«Мы сами приучаем школьников списывать…»

Но дело не только в технологиях. Подход в обучении тоже не радует. Ольга была в школах разных стран и заметила, что в Англии дети младшего возраста  сидят не за партами, а на полу, и многие предметы познают в виде увлекательных игр.

Конечно, школьникам постарше необходимо иметь своё рабочее место. И не делить парту с соседом.

Мы сидением по двое за партой с детства приучаем ребенка к тому, что ответ у кого-то можно подсмотреть. Вы обращали внимание на то, что в американских школах все сидят по одному? Это твоё пространство. Ты отвечаешь за него. И то, что ты напишешь, это только твой результат. А наши ученики приучаются к тому, что можно рассчитывать на кого-то, но не на себя.

«Учебники сухие и банальные»

Не хватает нашему образованию и творческого подхода. Сочинения по иностранному языку годами одни и те же, «топики» не меняются. Оттого и нет в детях особого желания учиться, а в Первом сентября больше грусти, чем праздника.

Тематически в нашей школе тоже всё очень грустно. Учебники сухие и банальные. К тому же изложены так, что родители не в состоянии понять и объяснить ребёнку геометрию, даже если сами неплохо учились в школе. Мои дети, например, больше склонны к гуманитарным наукам. С точными предметами у них есть сложности, но я их за низкие оценки не ругаю.

Источник фото: архив героини

 «Детям науку важно потрогать руками!»

Сегодня Ольга увлечена ещё одним своим детищем – детским образовательным центром. Там есть несколько уникальных новомодных программ – это инжиниринг и ментальная арифметика.

Инжиниринг – это новый способ познания наук для детей. Например, дети 10-11 лет изучают аэродинамику, создавая из подручных материалов свою собственную  ракету. Это та же физика, по сути. Но подаётся более интересно, без непонятных формул, наука, которую можно пощупать руками. Так, модуль за модулем, ребенку прививается любовь к разным наукам.

Считать огромными числами в уме? Легко!

Ментальная арифметика – это методика обучения детей от 4 до 12 лет действиям с большими числами в уме. Для обучения используются счёты «абакус» похожие на советские, но с меньшим количеством костяшек.

Детей сперва учат работать на счётах, параллельно развивая моторику рук. А со временем эти счёты остаются лишь в воображении ребёнка.


Ученица школы Абакус. Прошла сложный отбор среди представителей других российских школ ментальной арифметики.

Ольга показала демонстрационное видео одного из учеников центра: ребенок поёт песню, смотрит на монитор, где с высокой скоростью сменяются числа и арифметические знаки, перебирает воображаемые костяшки рукой и, произведя в уме все действия,  выдаёт точный итоговый ответ.

В Китае и Японии, к слову, эта методика введена в обычных школах. Методика позволяет развить оба полушария головного мозга и задействовать их в решении ряда задач одновременно. И дело даже не в том, что дети могут быстро считать. Эта методика позволяет развить воображение, существенно увеличить объёмы памяти и улучшить качество запоминания. Конечно, не каждому нужно быть математиком, но воображение и память важны в любом деле и в любой профессии.

На курс ментальной арифметики Ольга отдала среднего и младшего сына. Теперь семья ждёт результата в виде повышения успеваемости в школе. Но у неё есть и более глобальные ожидания: группа детей, обучающихся ментальной арифметике, едет в ноябре на международную олимпиаду в Москву. Ольга хочет, чтобы об умных детях из Беларуси узнали как можно больше людей в мире. 

 

Источник фото: архив героини
 

Несмотря на патриотизм, высшее образование старшему ребенку Ольга планирует дать в Европе - сын сейчас готовится к поступлению в Швецию. Долгое время вся семья готовилась к переезду в Турцию, но после попытки переворота от планов пришлось отказаться. 

Что касается Беларуси, то здесь перспектив для своих детей мама не видит. 

Пока Министерство образования будет туда-сюда менять расписание детей, не решая более глобальные проблемы, ситуация не изменится. Труд учителя, коим я тоже занимаюсь, ценится очень низко. Вся страна не может уйти в IT. Если вдруг, за пару лет, дети проявят себя как-то неожиданно для меня, раскроем новые таланты (средний грезит о кино), мало ли..... может, и останемся. Но вероятность этого - 0,02%.

Наталья Ленская

А как вы развиваете своих детей?