Школа без стресса: как учатся самые счастливые дети в мире

12 октября 2017 года
5

Голландские школы дают ученикам комфорт, свободу и умиротворение. Это при том, что дети идут учиться уже в 4 года, а в некоторых программах нет привычных химии и физики. Зато у учеников и их родителей всегда есть выбор, чему и как именно учиться в школе.


Источник фото: ngflex.com

Мы закидывали ноги на стол и курили (сигареты) вместе с учителями. Было ощущение абсолютной свободы, —

рассказывает голландская подружка о школьных временах. Её дочери сейчас 14, и она рада, что система поменялась. Это был период турбулентности и перегибов в образовании. Сейчас всё по-другому.

В 2013 году UNICEF признал голландских детей самыми счастливыми в мире. К сравнению, Великобритания оказалась на 16-м месте, а США — на 26-м. Уровень счастья оценивали по пяти категориям: благосостояние, здоровье и безопасность, образование, поведение и риски, дом и окружение. Одним из показателей стало желание голландских детей ходить в школу.

Журналисты называют систему голландского образования "школой без стресса".  А иностранцы часто говорят, что она воспитывает «середнячков». Что же в ней особенного?



1. В Голландии почти все школы публичные и финансируются государством.

Частных школ практически нет. Те немногие, которые всё-таки существуют, в основном религиозные. Но даже там у ребёнка есть право выбора.Можно пойти в иудейскую школу и оставаться католиком.

Голландия — страна свободы. Когда ребёнку исполнилось три с небольшим года, родители должны подать заявку в школу.

Можно подать максимум в пять школ в своем районе. Голландцы могут пытаться попасть в школу за пределами района, но шансы на успех малы.
 

Источник фото: Flickr (Sebastiaan ter Burg)


2. Дети идут в школу с четырёх лет. 

Никто не ждёт следующего академического года. Если ребёнку исполнилось четыре года 25 марта, то 26-го его уже ждут в школе.

Дети 4-6 лет перемешаны в одном классе. Главная задача в это время — научить детей взаимодействовать друг с другом, договариваться, развивать моторику, подготовить к письму и чтению. Всё происходит в игровой форме.

Если у ребёнка есть желание глубже изучать какие-то предметы, ему дают инструменты для самостоятельного развития. Не получается читать или писать, никто заставлять не будет. Считается, что к семи годам уровень детей выравнивается.

3. До 10 лет в голландских школах не задают домашнего задания вообще.

Для голландцев важно, чтобы время после школы дети тратили на игры, поэтому до 12 лет не бывает экзаменов и тестов. Поэтому дети не боятся плохих оценок и школы.

Такой подход исключает соревнования друг с другом. Суть голландской системы образования — дать ребёнку возможность получить удовольствие от процесса и раскрыть себя.

Голландские родители не нанимают репетиторов, если ребенок «не тянет». Они считают, что достижения не всегда ведут к счастью, зато счастье может привести человека к достижениям; что человека и его индивидуальность ни в коем случае нельзя ломать, и ребёнку для ощущения счастья необходимо право выбора.
 

Источник фото: Flickr (Sebastiaan ter Burg)


4. Взрослая жизнь в Голландии наступает в 12 лет. 

В конце средней школы дети сдают экзамен, который предопределяет будущее развитие. На экзамене смотрят, как ребёнок сдаёт математику, понимает текст, насколько быстро может читать и знает орфографию.

К этим показателям добавляется мнение учителей, так что оценка в любом случае субъективная. Например, учитель может пересмотреть результаты теста, объяснить их взволнованностью ребёнка и спецификой его характера.

Родители обычно доверяют этой экспертизе и слушают советы школы. Таким образом школа определяет, как будет выглядеть учебный план конкретного ребёнка на ближайший год исходя из его потенциала в будущей профессии.

5. Есть выбор разных моделей и систем обучения в школе.

Ребёнка направляют по одной из трёх систем обучения, которые определяют объём и глубину учебного плана. При желании семьи и возможностей ребёнка уровень можно пересматривать в сторону повышения. В то же время школа может отправить ребёнка на уровень ниже, если видит, что он не успевает.

Если максимально упростить, то система выглядит так: самый простой план — вы окончите школу и вуз в 19 лет и будете рабочим, второй вариант  — окончите в 21 и станете школьным учителем, третий— окончите в 22 и будете в перспективе профессором.

6. 60% детей попадает в среднюю группу и учатся в школе до 16 лет. 

Это средняя оценка, так что особых достижений семья от ребёнка не ждёт. Именно из-за этого голландскую систему считают ориентированной на средничков. Один учитель рассказывал, что руководство школы просило его пересмотреть работы, которые не получили проходной балл с целью этот бал завысить. Так в «среднячки» попадали даже те, кто провалил год.

7. В школе обязательно учиться до 16 лет, а дальше можно посещать уроки всего два раза в неделю. 

В 17 лет можно пойти в гимназию, если потом хочешь поступать в университет. А если заниматься экономикой, философией или биологией надоело, стоит получить беруп. Беруп — это профессия. Например, если хочешь работать в индустрии красоты, то идёшь в колледж именно по этой профессии и получаешь именно эту специальность.

Как показывает практика, те дети, которые выбирают беруп, быстрее устраиваются в жизни. А те, кто идут дальше в университет и учат шесть языков, потом сталкиваются с трудностями с поиском работы, потому что в Голландии нужны люди, которые выполняют работу руками. У этих людей всегда будет работа: слесари, строители и так далее. И у них зарплаты часто выше, чем у учителей с шестью языками.
 

Источник фото: Flickr (Sebastiaan ter Burg)

 

Даже если принять версию «страны средничков», средний уровень знаний голландцев выше среднего уровня знаний в других странах. В рейтинге 200 лучших университетов мира по количеству учебных заведений Голландия стоит на третьем месте после Великобритании и США.

Голландская система образования ставит перед собой задачу выпустить людей со среднем образованием и профессией, а более амбициозным детям даёт широкий спектр выбора университетов.

Голландцы признают очевидное: большинство и правда идёт работать в прикладную область. И на них держится функционирование страны. В то время как наука — очень узкая прослойка. Если посмотреть на любой класс в российской средней школе, там будет пять отличников, три двоечника и остальные перебиваются с тройки на четвёрку. Эта схема отражает и суть голландской системы. С 12 лет становится понятно, есть ли смысл ожидать от ребёнка прорыва в области медицины или нет.

Есть мнение, что голландская система не стимулирует, задавая изначально очень низкий уровень ожиданий. Я считаю, что она даёт ребёнку понимание того, что чем больше он работает в школе, тем выше его шансы. А это в первую очередь воспитывает ответственность за собственное будущее.

Источник: mel.fm