Без поддержки родителей школа не справится. IT-директор о том, чему научить современных детей

25 сентября 2017 года
7

Инициативность, ответственность, планирование – навыки, которые мы хотим видеть в детях. Можно ли развить эти навыки, кто может научить ребенка проявлять инициативу, может ли школа помочь в этом, как родители могут развить в детях предпринимательские способности, мы поговорили с экс-директором ассоциации «Образование для будущего» Аленой Мельченко.


Алена Мельченко на профориентационной конференции для девочек ProIT.Girls

Для справки
Ассоциация по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего» развивает и поддерживает образовательные инициативы, возможности и проекты, решающие проблему подготовки школьников к высокотехнологичному будущему Беларуси. Школьников знакомят с новыми технологиями, отраслями науки, профессиями. 

Зачем развивать в детях предпринимательские способности? 

Я пять лет руководила собственной IT-компанией и часто сталкивалась с тем, что люди, которые приходят наниматься на работу, не совсем такие, какими мы в компании хотели бы их видеть. Я хочу видеть сотрудника инициативным, активным, способным брать на себя ответственность.

Но где можно эти навыки развить? В обычной школе их развивать сложно. Зато эти навыки можно развивать в учебных проектах, конкурсах школьных стартапов. Для инициативы, активности и ответственности нужны  места и ситуации, где любая идея ценна, начинания поддерживаются, активность поощряется. Если ребенок ходит в школу, которую ему выбрали родители, на серию кружков, которые за него выбрали взрослые, он лишается части ответственности за свою жизнь, потому что это был не его выбор. Получается, он просто исполняет волю другого человека.  



Нельзя сказать, что предпринимательство - это один какой-то навык. Это совокупность разных. От навыка свободно высказывать свои идеи, аргументировать их до навыка брать на себя ответственность, переходить к реализации и что-то делать.

И действительно, глядя на нашу классическую систему образования, можно заметить, что она достаточно консервативна, и для осознанного выбора, инициативы, творчества остаётся не там много места. Я не сторонник жесткой критики. У системы образования нет цели подавлять инициативу. Она делает это по умолчанию.

Является ли развитие предпринимательских способностей ответственностью школы?

Возможно. И вместе с тем мне кажется, что сейчас это задача родителей и отдельных учителей. Не хотелось бы говорить о том, что это ответственность Министерства образования. Оно занято своими делами. У них есть важные стратегические задачи.

Например, образование должно быть доступно каждому ребенку в стране в каждом отдаленном населенном пункте. Это сложная задача. И вот ее никому кроме Министерства образования не решить. А в направлении развития отдельных навыков могут работать родители, активные и деятельные учителя, школьное самоуправление. Поэтому здесь, мне кажется, ответственность родительских сообществ, плюс отдельных школ, отдельных учителей, отдельных проектов и дополнительного образования. 


Посещение учителями из регионов Беларуси Парка Высоких Технологий в рамках курсов повышения квалификации «Разработка и реализация проектов в сфере образования»

В ближайшей перспективе уроки предпринимательсва в школе - не самая лучшая идея. Предположим, мы изменили программу. Завтра ввели во всех школах предмет «Предпринимательство». Кто его будет вести? Нужно несколько лет сначала на то, чтобы внедрить это в педвузе.

Опять же, если человек, который рассказывает про предпринимательство, ни дня не проработал в бизнесе, это смешно. Для учителей нужны бизнес-стажировки. Бизнес должен откликнуться.

Это большой и длинный процесс, который не может быть решен по одному росчерку пера. Но! Если поддерживать инициативных учителей, которые хотят в этом направлении что-то делать, уже сегодня, то со временем можно набрать критическую массу. Я за децентрализацию. Не за указы, а за желание, творчество и инициативу учителя, родителя и школьника.

Что делать родителям?

Здесь сложно открыть Америку. Думаю, что основой воспитания является собственный пример. Некоторые могут мне возразить, что не все родители – предприниматели или ведут свой бизнес. Я бы предложила смотреть на вопрос шире. Чтобы развить в ребенке навыки предпринимательства, необязательно иметь собственный бизнес. Родитель может работать в найме, но иметь активную жизненную позицию. И проявлять инициативу в рамках той должности, где он работает.

Я считаю, что это более чем возможно и этот ресурс недооценен. Не все родители инициативны. Пусть для них это будет мотивацией – ради собственных детей.


Робототехнический турнир в г.Гомеле

С детьми нужно разговаривать, чтобы они понимали позицию родителей. Может быть, спрашивать советов. Делиться своими успехами и неудачами. Показывать, что ты не боишься неудач и готов брать на себя ответственность. Что ошибаться – это нормально.

Еще родитель может монетизировать свое хобби. Сделать его семейным делом и привлекать к нему своего ребенка. Дети сейчас супер-продвинутые. Они могут помочь в некоторых аспектах. Например, с интернет-маркетингом или с тем, чтобы сделать сайт. 

Или снять вирусное видео для вашего продукта или сервиса. Или вести аккаунты в социальных сетях, быть первой линией поддержки в мессенджерах, общаться с клиентами. Можно вместе считать затраты, делать планирование, договариваться о том, как поделить прибыль.

Сегодня важно вовлекать ребенка в новые отношения и поощрять, поддерживать идеи, которые возникают у ребенка. А у современных детей их много.

Родителям важно помнить, что они не контролирующий орган, а инвестор. Хочет ребенок заняться чем-то? Ок, продай мне эту идею. Почему я должен в это инвестировать? Какие бонусы я от этого получу? Это, конечно, не предпринимательство, но другой взгляд на то, что можно сделать со своей жизнью.

Поэтому, когда ребенок спрашивает: «Можно?», всегда отвечайте: «Можно!». Мама, можно я продам старую бейсбольную биту, которой не пользуюсь, а мне за нее дадут десять бонстиков? Конечно! Нет в этом ничего плохого. Как минимум, не стоит это запрещать.


Юные участники конференции ProIT.RockStars в Лицее БГУ

Почему родителям важно показать пример?

Родители, у которых нет бизнеса, могут вовлекаться в общественные инициативы. Сейчас их все больше и возможностей в них участвовать тоже больше. Это должно быть то, что интересно самим людям. Например, если семья хочет облагородить двор – взять и делать. И обязательно вовлекать в этот процесс детей.

Показывать, что не нужно чего-то ждать. Сегодня важно брать и делать! Когда это станет нормой семьи, нормой жизни, ребенок станет активным по умолчанию.

Он будет брать на себя ответственность, будет предпринимать какие-то вещи, будет мутить бизнесы, будет придумывать что-то и не бояться.

Поэтому я убеждена, что без поддержки родителей, бессмысленно вводить даже десять часов предпринимательства -  ничего не выйдет.


Школьные учителя на экскурсии в EPAM Garage

Родительские сообщества могут проводить конкурсы внутри своего класса. Не ждать, пока кто-то придет и напишет вам сценарий конкурса стартапов. Возьмите и напишите сами.

Более того, это можно делегировать детям. Кто-то может быть ведущим конкурса, кто-то придумывать задания и так далее. Или когда в школах проходят детские ярмарки. Я часто слышу от родителей «у нас в школе ярмарка – это значит, что я должна испечь тонну печенья». Нет.

Это значит, что ваш ребенок должен что-то сделать. Но он должен иметь возможность прийти к вам за помощью. Прописать бюджет, найти рецепт, посмотреть, что есть в холодильнике, чего не хватает, сколько это стоит. Это должна быть его ответственность, а не мамы, которая все бросает и печет печенье.

Что может сделать ребенок?

Если у ребенка забирать инициативу, потом не стоит удивляться, что из него вырос безинициативный взрослый. Сегодня жизнь диктует другие условия и важно быть включенным в них.

Современный семиклассник вполне может выбрать школу, в которой будет учиться. Не просто выбрать, а провести исследование школ в окрестностях. Узнать, как туда попасть, собрать через соцсети отзывы у детей, которые там учатся. 

Любую жизненную задачу можно превратить в своеобразный челлендж для ребенка. Пусть ребенок сам выберет вид спорта, которым хочет заниматься. Да, он будет сталкиваться с проблемами, возможно истерить, отказываться. Но с каждым разом ему будет проще. Пусть завтра ребенок сам выберет, что семья будет есть на ужин. Пусть сам купит продукты.

Уже в три года ребенок в состоянии выбрать себе игрушку, не нужно навязывать ему свое мнение.

В десять лет – вид спорта. В 14 – школу.

Родители могут придумывать самые разные активности для «популяризации» предпринимательства. Например, рассказывать истории успеха во время классного часа. Свои, соседей, родственников. Вот так мы начинали, такие были сложности, вот так мы их преодолели.

Проекты, которые есть в белорусских школах

Нельзя сказать, что школы сегодня остаются не в теме. Например, есть проекты, связанные с финансовой грамотностью, есть конкурсы стартапов.

Конечно, я не знаю всех конкурсов в Беларуси, но, например в Борисове в школе №10 ребята реализуют свои проекты. Это называется школьные компании.


Источник фото: myadel.edu.by

 

Они что-то производят. Кто-то печатает газету, кто-то ведет курсы по компьютерной грамотности для пожилых людей. Сейчас, во второй год своего существования, этот проект превратился из школьного в проект локального сообщества. Туда привлекаются люди вне школы. Проект имеет эффект не только для учеников, но и для окружающего мира. Это большая мотивация для ребят.

Кроме этого, есть разные соревнования, хакатоны, стартап-уикенды, соушл-уикенды, где есть реальные инвесторы, готовые вкладывать деньги в проекты. Нельзя сказать, что таких мероприятий много, но их достаточно для тех, кто хочет о себе заявить.

В одном из проектов мы сотрудничаем с гродненским районным центром творчества детей и молодежи. Там проект проходит в небольших городах, где есть школьные стартапы.

Они действуют по принципу холдинга. Каждый месяц школы присылают свои результаты директору холдинга, зарабатывают виртуальные баллы. Есть сводная таблица, куда каждый из них может зайти и посмотреть, на каком они месте.

Хороший конкурс школьных стартапов проходил в инкубаторе ПВТ. Это была инициатива отдельного центра дополнительного образования. Их выпускники показывали проекты, которые сделали за год. Плюс проводился хакатон по идеям. Все желающие разрабатывали свои идеи, как-то их визуализировали, планировали и потом презентовали. Это было разовое мероприятие.

Но, так или иначе, когда таких мероприятий будет сотни и тысячи, это будет создавать критическую массу, достаточную для формирования основных навыков, необходимых не только для того, чтобы быть предпринимателем, но и для того, чтобы быть проактивным, ответственным, развивающимся взрослым.

Марина Овсянникова

Нужны ли современному подростку предпринимательские знания и умения?