Сейчас на сайте
Все о детях
Что родителям нужно знать о том, как устроен мозг маленького ребенка?
Готовимся к празднику
Эксперимент: дети накрасили своих мам к празднику
Школьная жизнь
Бесит родительский чат? А давайте перестанем делать ЭТО
Здоровье
Как родители могут уберечь детское зрение? Советы офтальмолога
Женский мир
Косметик-эстетист назвал 6 главных женских ошибок в уходе за кожей
Законодательство
Учителям могут повысить зарплаты? Вот что предлагает IT-сектор для школы
Личный опыт
5 советов от мамы, которая слишком увлеклась чужой жизнью и лайками
Психология и воспитание
Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид Как не ошибиться с выбором кружка для ребенка
Дошколята
«На транспорте ездить будет запрещено». Минск будущего глазами детей
Женщинам о мужчинах
Минский совет отцов рассказал о стереотипах в семье «Мамы в нашей жизни нет, она ушла». Как папа в одиночку растит особенную дочку

«Мой сын переписывает книги вручную!» Как в Беларуси учатся незрячие школьники

24 сентября 2017 года
37

Белорусский журнал "Имена", поднимающий на своих страницах острые проблемы и не оставляющие их без решения, рассказал о том, как в нашей стране учатся незрячие дети. Ребенок.BY прочел и делится частью непростого рассказа со своими читателями.
 

Источник фото: imenamag.by


16-летняя незрячая Аня учится в одиннадцатом классе и готовится к худшему. Весь прошлый год она учила географию, историю, английский язык и физику на слух. Потому  что у нее не хватало новых учебников – учебники для слепых школьников, напечатанные шрифтом Брайля, в Беларуси издают редко.

Например, физику для 11-го класса впервые за 20 лет выпустили только в этом году. Информатика Брайлем не издавалась еще ни разу. Незрячих школьников в Беларуси всего 96, но обеспечить их учебниками по всем предметам государство, судя по всему, не в состоянии. В Национальном институте образования говорят, что «всё идет по плану». Только планы по выпуску учебников для зрячих и незрячих почему-то сильно разнятся: в этом году зрячие школьники получат более 30 новых учебников, а слепые – всего восемь.



Чиновники объясняют, что печатать учебники для слепых – это дорого

Один учебник шрифтом Брайля стоит порядка 900-2000 рублей, в зависимости от объема. Но мы выяснили: даже если бы позволял бюджет и такие учебники печатались, то незрячие дети всё равно получали бы их с опозданием в два года. Потому что в Беларуси процесс адаптации обычного учебника в брайлевский занимает несколько лет. За это время учебная программа очень часто успевает поменяться, и новые учебники для слепых выходят уже устаревшими.

В итоге незрячие дети, чтобы получить образование, в прямом смысле слова мучаются. Учат геометрию и физику на слух или печатают под диктовку родителей вручную целые параграфы из обычных учебников – выдавливают буквы-точки на плотной бумаге, используя грифель с металлическим стержнем и трафарет.

В прошлом году третьеклассник Паша, пока печатал стихотворение, уснул и упал со стула. Родители возмущаются:

В двадцать первом веке ребенок переписывает книги, как монахи в Средневековье!

Так что же происходит?

Черчение без картинок

В библиотеке школы, где учится Аня, ее уже предупредили: не будет русской литературы. Это значит, что книги в библиотеке имеются, только в них — старая программа. Половина текстов не совпадает. Так что раздавать эти книги детям просто нет смысла — львиную долю произведений ученикам придется искать в интернете. Повезет, если произведения есть в аудиоформате. Нет — нужно будет снова просить старших надиктовывать учебный материал.

Так уж в Беларуси повелось: незрячие дети вплоть до выпуска из школы не могут готовиться к урокам самостоятельно.

У старшеклассницы Ани больше всего проблем в прошлом году было с геометрией — построение фигур без примеров под пальцами никак не укладывалось в голове.

Когда нам задают домашнее задание, учительница читает, с каких слов начинается упражнение. Называет страницу. Если на странице упражнения нет (а когда учебник старый, упражнения чаще всего нет), я просто пальцами вожу по всему учебнику и ищу. Очень редко мне разрешают сделать другое задание. Обычно говорят, чтобы мама нашла упражнение в обычном учебнике и на слух мне его продиктовала.


Таким образом, домашнее задание «пожирает» всё свободное время и у родителей, и у детей. Аня говорит, что очень смутно пока представляет, как будет готовиться к экзаменам и ЦТ, ведь для брайлистов нет ни одного задачника или сборника билетов.

Нет сборников диктантов или правил. И если зрячий ученик может взять в библиотеке стопку учебников из предыдущих классов, чтобы повторить материал, то слепому такой фокус провернуть очень сложно. Один тоненький плоскопечатный учебник по химии превращается в шесть толстенных томов, потому что шрифт Брайля объемный.

Проблема Ани — не уникальная. Так же переписывают учебники ученики Минской специализированной школы № 188.

Вот Паша тоже жалуется на нехватку новых книжек. Говорит, печатать Брайлем дольше, чем писать обычной гладкой прописью — одна страница текста у Паши занимает полчаса.

На видео ниже ученик минской школы № 188 для незрячих и слабовидящих детей Паша перепечатываетстишок, чтобы выучить его наизусть. Для этого ему нужен грифель, трафарет, специальная бумага и тот, кто ему диктует текст. Как правило, это родители. Брайлисты выдавливают буквы-точки на плотной бумаге, используя грифель с металлическим стержнем и трафарет. Этот пример — маленький отрывок. Когда речь идет о формулах и уравнениях, такое перепечатывание занимает в разы больше времени. 

Видео: Сергей Силивончик, Имена

Дело в стоимости книг

Неподъемные 300 рублей за один том, а один учебник — это пять-семь томов.

Алена, мама Паши, рассказывает, что долгое время не переживала из-за того, что «сын переписывает книги, как монахи в Средневековье». Всё изменилось, когда однажды Паше задали выучить на память стихотворение, которого не было в учебнике. Мальчик нашел его в аудиоформате и так долго его перепечатывал, что заснул и упал со стула. Алена забила тревогу, созвонилась с другими родителями из параллели и узнала, что у большинства из них проблемы с учебниками такие же.

— В нашем случае, чтобы было время переписывать учебники, Паше нужно бросать музыкальную школу и хор, а мне заниматься вечерами только домашними заданиями с Пашей, — говорит Алена. — А у меня еще двое сыновей, им тоже нужно внимание — и на кружки отвезти, и выполнение домашнего задания проконтролировать. Паша выходит из дома в 6.40 утра, а возвращается в 19.15. Даже для взрослого нагрузка большая, ему отдохнуть и пообщаться с братьями реально некогда, не то что листы, недостающие  в учебниках, писать от руки в 21-м веке.
 

Источник фото: imenamag.by


Решать эту проблему Алена вместе с другими родителями пыталась через директора школы. Но до директора в итоге дошли единицы. Почти все побоялись задавать вопросы открыто. Алена говорит, поход закончился тем, что учителя попросили к директору больше не ходить, мол, их за это лишают премии.

Родители незрячих детей в принципе не очень охотно общаются на эту тему. «Имена» общались с четырьмя семьями из разных городов, все подтвердили проблему, но попросили не называть ни фамилий, ни места жительства.

Не хочу, чтобы у ребенка были проблемы с оценками и аттестатом, —

мама старшеклассницы.

Да, есть проблемы с учебниками, зато нас в Италию возят каждый год, —

объясняет мама семиклассника. —

Пойдем жаловаться, и этого не будет.

Не стала скрывать своего имени только Алена, мама Паши.

Учебники — это забота государства. В Минске школа для незрячих одна. Учеников-брайлистов в нашем классе — всего три, вместе с Пашкой. Чтобы всех этих детей обеспечить, нужны не такие уж большие деньги. 

Но не все так просто

Сегодня издание учебников берут на себя два белорусских издательства: «Народная асвета» и «Адукацыя i выхаванне». Оба работают по госзаказу.


Источник фото: imenamag.by


Учебники от них поступают напрямую в школы, пара экземпляров идет в специализированные библиотеки. Купить что-то в магазине, сверх школьной программы, — нельзя. Вся линейка книг — исключительно школьные учебники и серия «Школьная библиотека». Ничего для вузов, ничего для внеклассного саморазвития, ничего для взрослых незрячих людей. Почему?

Дело в стоимости книг — неподъемные 300 рублей за один том.

Держим в голове, что вся книга, как правило, состоит из четырех-семи томов. Сумма внушительная.

Может ну его, этого Брайля?

По данным Национального института образования, в Беларуси обучается всего 96 незрячих детей. Именно этот институт планирует, каким образом всех этих детей обеспечить брайлевскими учебниками. Заместитель директора по научно-методической работе института Валентина Гинчук говорит, что всё идет по плану.

Спрашиваем, знают ли в институте, что слепые дети в школах недополучают знаний из-за свистопляски со школьной программой? Валентина Гинчук не отвечает. Зато заверяет, что институт изучает опыт других стран «в издании учебной литературы для детей с нарушениями зрения в формате DAISY, что переводится как «Цифровые говорящие книги». И в целом государство выступает за то, чтобы внедрять в школы IT-технологии.


Источник фото: imenamag.byТак выглядят брайлевские учебники

Действительно, во всем мире есть множество электронных приспособлений, чтобы облегчить жизнь незрячим людям: электронные пишущие машинки (от 4 000 $), портативные дисплеи (около 2 500 $), читающие сканеры (около 3 000 $). Есть аудиокниги, Google talk, компьютерные квесты для незрячих и 3D-принтеры, в конце концов. Может, Брайль — не нужен вовсе?

Издатели, учителя и сами незрячие уверены, что замены Брайлю пока в мире не придумали:

— Внедряются IT-технологии, но Брайль, мы считаем, вещь необходимая, — объясняет Михаил Антоненко, заместитель председателя центрального правления ОО «БелТИЗ» товарищества инвалидов по зрению. — У зрячих есть клавиатура, но их всё равно учат писать ручкой. Потому что чтение и письмо — это грамотность. Это дополнительный источник информации. Попробуй отними у зрячего возможность читать глазами и писать рукой!

Что же получается?

В стране уже много лет есть проблема, которая касается всего семи школ по всей стране. Но чиновники от образования не могут решить ее, а родители молчат и боятся громко заявить им об этой проблеме.

Хотя казалось бы: можно вести работу над учебниками для слепых и для зрячих параллельно и издавать учебники одновременно, как это делали во времена Советского Союза, тогда разрыва в программе не будет. 

Второй вариант — обеспечить школы для слепых техникой, на которой школьники смогут просто распечатывать шрифтом Брайля недостающие параграфы.

Почему ни один из этих вариантов за столько лет не внедрен, ведь в Беларуси всего семь школ, где учатся незрячие дети?

Может, чиновники от образования, которые ответственны за обеспечение детей учебниками, их просто не видят? Возможно, вопрос в бюджете, но в Национальном институте образования сумму, которая выделяется на учебники шрифтом Брайля, не называют.

Нина Шулякова, журнал "Имена"

Делитесь с нами проблемами, с которыми столкнулись в школе, на editor@rebenok.by

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас