"Современная школа - нездоровое место для ребенка". Как белоруска учит детей дома

07 сентября 2017 года
234

Современной школой сегодня недовольны и родители, и педагоги, и чиновники: одни возмущаются, другие тихо вздыхают, третьи придумывают реформы. Но есть родители, которые решают существующие вопросы здесь и сейчас, используя возможности альтернативного образования для своих детей.


Источник фото: архив героев
 

Семья Дарьи Савчик приняла решение учить детей вне школьных стен. Уже не первый год все проходит успешно, и о сделанном выборе не жалеют.

Расставляем приоритеты

Дарья рассказывает, что никогда не стремилась быть «как все», а привыкла вопросы и проблемы решать исходя из своих интересов и интересов своей семьи. Так же произошло и со школой.

Еще в 1-й класс старшая дочь Дарьи пошла, как и все ее сверстники. Но уже к средней школе мама пришла к выводу, что образование в семье станет лучшей альтернативой школе.

- Фактически серьезно я задумалась об альтернативном распределении школьного времени, когда моя дочь пошла в третий класс и началась вторая смена. До этого момента времени хватало на всё, хотя мысли об избавлении от школы были и раньше. В конце второго класса мы пару месяцев учились дома, и я заметила, что времени на учебу уходит гораздо меньше.



Различные внешкольные занятия занимали значительную часть времени, давали много умений и удовольствия ребенку. Но теперь, ради школьного графика, от многих приходилось отказываться. Чем дальше, тем больше Дарья отмечала для себя неоднозначное влияние школы и крайне неэффективный расход времени. Поступление в гимназию не решило проблему потери времени в школьных стенах, и школа окончательно перестала вписываться в круг интересов и жизнь семьи.

- Школа с домашними заданиями перетягивала на себя все ресурсы. Чтобы освободить время, мы снова начали отказываться от внешкольных занятий. Но это не добавляло ни покоя, ни радости, и не спасало ситуацию: дочке нравились все ее занятия вне школы, которыми приходилось жертвовать. Через месяц после  отказа от спорта (пошел в расход последним) стало еще хуже, и начались проблемы со здоровьем!

Ко второй четверти пятого класса семья приняла решение о семейном образовании и подала заявление на обучение по индивидуальному плану.

Сложнее всего избавиться от школьных стереотипов

Не все было гладко у Дарьи и ее семьи с первого дня перевода ребенка на индивидуальный план. К новой форме обучения необходимо было привыкнуть.

- У нас был непростой процесс дескулинга (расшколивания) – период избавления от школьных стереотипов и адаптации к образованию вне школы. Если ребенок какое-то время ходит в школу, то при переходе на семейное образование нужно время, чтобы перестроиться. Вне школы образование существует в другом формате. Процесс обучения может быть более эффективным, но уже усвоенные школьные форматы, а также общая усталость от школы мешают этому. Так было и у нас.


Источник фото: архив героини


Усложняющим моментом стали школьные аттестации и частые походы в школу для подтверждения своих знаний. Этого требует обучение по индивидуальному плану.
И Дарья нашла другой формат обучения для дочери – дистанционный, который дает больше свободы в действиях.

- Если не брать сразу 13 или 15 предметов, то блоки по 2-4 предмета изучаются гораздо быстрее по времени, запоминаются лучше, дают более полную картину.

Старшая дочь Дарьи, Настя, обучается вне школы уже 3,5 года, и семья с каждым годом убеждается в оптимальности такого подхода.

- Современная школа - нездоровое место для детей. Ни с физиологической, ни с психической точки зрения. Начиная с обездвиживания и заканчивая наличием слишком большого количества детей и шума на протяжении многих часов каждый день. И это не считая того, что в таких условиях ребенок вынужден не по своей воле, без учета его интересов, познавать что-то. Еще и на оценку.

Организация обучения: мама дома, но ребенок сам

В семье у Дарьи текущими вопросами воспитания и образования детей занимается она, в то время как материальное обеспечение семьи является приоритетной задачей супруга и папы. Впрочем, лишь первое время ребенку дома нужен был постоянный контроль. Вскоре дочь начала многое делать сама.

 

Источник фото: архив героини


Уже в 6-7 классе ребенок, владея определенными навыками и опытом, способен учиться сам, планировать свое время, выбирать полезную информацию и отсеивать ненужную, а у мамы остается контролирующая и изредка помогающая роль. Дарья рассказывает, что к экзаменам после 9 класса дочка готовилась во многом самостоятельно.

Как все организовано

Режим обучения у Насти достаточно свободный, за исключением английского языка. Им она с мамой занимается ежедневно. Изучение остальных предметов варьируются в зависимости от конкретных задач и целей. Например, нужно было к экзамену подтянуть математику – какое-то время занимались только ей. Осталась незаконченной география – заканчивали темы по географии.

Ставится цель, разбивается на задачи и планируется. Если в процессе возникают вопросы, смежные с другими предметами – эти вопросы разбираются. Но строгого расписания нет: ребенок сам решает, что, сколько и в какое время он будет делать.

Девочка ведет активный образ жизни: занимается спортом, музыкой, творчеством. С проблемами социализации семья не сталкивается. Настя без проблем заводит друзей во дворе, на кружках, среди родственников.


Источник фото: архив героини
 

- Полноценная социализация в школе ведь не происходит. Во-первых, дети туда попадают не по своей воле, т.е. фактически насильно. Во-вторых, школьные коллективы в таком виде не существуют нигде, помимо школы. В-третьих, для полноценной социализации человек должен дозреть, стать цельной личностью, сформировать стержень внутри. Ребенок еще к этому не готов, и о полноценной социализации можно говорить скорее относительно взрослых, чем относительно детей.

Какова цена?

Что касается слухов о высокой стоимости образовании вне школьных стен, Дарья говорит, что в этом вопросе все очень гибко. Любой родитель может помочь своему ребенку освоить школьную программу. А чего он не знает сам - доучить вместе с ребенком.

- Но если есть возможности – логично ими воспользоваться.

По мнению Дарьи, теоретически, организовать образование в семье под силу многим. В нем нет необходимости в круглосуточном присутствии родителей дома, как может показаться со стороны.

Многие родители не работают по графику с 9.00 до 17.00 и могут часть дневного времени уделить своим детям. Вопрос только в том, хотят ли этого сами родители.

Зачем бороться с системой?

Дарья не помнит серьезного противостояния ее решению перевести ребенка на семейное образование ни со стороны общества, ни со стороны системы образования. Она хорошо изучила все, что касалось альтернативного обучения, понимала, зачем это нужно и была уверена в том, что делает.

- Не вижу смысла тратить время и силы на борьбу. Трудности были. Но когда мы упирались в стену, у меня не было цели пробить ее любыми средствами, я искала другие возможности получить то, что нам нужно с меньшими потерями.

Дарья видит много родителей, которые, так же, как и она когда-то, переживают из-за недостатков школьной системы образования, но полагает, что не каждый готов, отодвинув страх перед изменениями в жизни, найти собственное решение, вложить силы и время и улучшить жизнь и образование своего ребенка.

 

Источник фото: архив героини


- Страх вообще плохой советчик. Родители хотят, чтобы их дети были взрослыми и самостоятельными, но при этом сами действуют под влиянием страхов, а не внутренних убеждений. Дети учатся у тех, кто рядом, так что начинать нужно с себя. Нет неразрешимых проблем, нужно искать свой подходящий вариант решения.

Семейное образование не панацея от школьной системы.

- Но и сдать ребенка в школу только для того, чтобы мама могла работать - тоже плохое вложение в его будущее. Есть много вариантов, и каждая семья сама определяет для себя приоритеты.

А цель какая?

Рассуждая о преимуществах дистанционного образования и других видов образования вне школы, Дарья начинает с ответа на вопрос, какими мы хотим видеть своих детей через 10-15 лет и помогает либо мешает школа в достижении этих целей.

- Я вижу успех в свободном взрослении, приобретении опыта и таких навыков и знаний, которые помогут моим детям развить свои таланты, позволят им быть мобильными и найти себя в любых условиях. Мир меняется.

Сегодняшние первоклашки закончат школу через 11 лет, если ВУЗ - то в общей сложности они выйдут в мир через 15-17 лет. Как можно утверждать, что мы сегодня знаем, что будет актуально через 15 лет? Но есть универсальные вещи, которым школа как раз не учит. Именно поэтому три четверти нашего времени в семейном образовании не связано ни со школой, ни со школьной программой.

А вы смогли бы учить своих детей сами?