Музеи для детей: как искусство превращается в попкорн

16 ноября 2016 года
8

Дети и музеи – тема спорная. Если не считать добровольно принудительных, порой нудных, школьных культпоходов по всем доступным выставкам, среднестатичстический современный ребенок в музее бывает нечасто, даже редко… А не будь школьной обязаловки, то многие и совсем не знали бы такой формы культурного времяпрепровождения

 

Источник фото: arkid.ru

«В греческом зале, в греческом зале…»

Довелось однажды прочесть комментарий к статье о посещении с ребенком Петербурга – города не только каналов, но и музеев – о том, что восьмилетку слишком рано водить в музей, а лучше в парк аттракционов или в зеркальный лабиринт.

Не стоит объяснять, что ехать в  Северную Венецию для того, чтобы покататься на каруселях, абсурдно. Но в этом комментарии отразилось убеждение многих взрослых в том, что детей надо в первую очередь развлекать, а не просвещать, обучать, прививать вкус. Нет, никто не против образования,  но по возможности прикладного и в занимательной форме, чтобы нравилось. А то, что полезная пища (в данном случае духовная) не обязательно должна вызывать бурный восторг, почему-то забывают. И музеи постепенно превращаются в «чипсы и попкорн».

 

Источник фото: mirvkartinkah.ru

«Руками не торгать!»

Слово музей в наше сознании еще ассоциируется с экспонатами, на которые можно смотреть, про которые можно слушать, но нельзя трогать руками. Соответственно, и отношения к изучаемому иное – уважительное, дистанцированное. Если же его хватать, как игрушку, то и отношение измениться – из окруженного некой аурой предмета он превратиться просто в вещь.



Если гора не идет к Магомету

Чтобы оторвать внимание впечатанных в экранчики детей нужно что-то посильнее Пикассо или Рафаэля – интерактив, развлечение, иллюзия, игра. Дабы не впасть в забвение среди подрастающего поколения, музеи стали трансформироваться, становиться более коммерческими и привлекать все больше клиентов, подстраиваясь под их потребности.

За основу берется потребность в игре. И не ребенок учится созерцанию, познанию и рефлексии, а музеи подстраиваются под его потребности, постепенно превращаясь в игровые комнаты для юных посетителей и их родителей, которые тоже стремятся скорее к развлечению, чем к созерцанию и познанию.


Источник фото: orenkids.com

 

Показательно в этом плане то, что произошло в Леонарадо да Винчи. Гениальный художник уступил место конструктору, и пролетевшая по миру выставка изобретений да Винчи затмила и загадку Моны Лизы, и красоту мадонн … И выстраивались очереди с детьми, чтобы посмотреть на то, что работает, а не на то, что прекрасно.

Примечательно, что понять суть гения может не ребенок, а человек с хорошим образованием, и молодые физики становятся клоунами-популяризаторами элементарных законов на потеху детворе.

Комната игр

Нарастает интерактив, причем не только для детей, но и для взрослых. Весь мир становится детским. Больше неинтересно смотреть на бабочек и слушать о них, их надо брать, трогать, ловить… с угрозой для жизни «экспоната». 

Хорошо, что еще не додумались сделать интерактивным музей войны, хотя в скором времени и такое можно ожидать. Все же маркетизация культуры стремительно набирает обороты.


Источник фото: eva.ru


Муляжи человеческого тела, внутренности в виде конструктора, все можно потрогать, пощупать, повертеть, включить… Это хорошая образовательная площадка и форма организации досуга. Но много ли дети запоминают из рассказа экскурсовода? Или их просто привлекает работающая игрушка, а не то, почему так происходит?

Почему-то вместо прививания детям культуры, взрослые решили отдать им все в руки.

Но ведь только совсем маленький ребенок должен все потрогать. А ведь уже шестилетний способен смотреть глазами, а не руками, и думать головой.

Не выработав навыка к созерцанию, анализу, размышлению, нельзя открыть новых законов, сконструировать новую машину, исследовать Вселенную. Если в Эрмитаж можно ходить всю жизнь, то сколько времени сохраняется интерес к «научной игрушке»? Всего ничего. Главное, схватить и попробовать, как оно вертится… и побежать дальше – к следующим лампочкам.

 

Источник фото: econet.ru

Все это не хорошо и не плохо

Это есть, это происходит… Шар Теслы впечатлит даже взрослого и это действительно интересно.

Но, приучая детей к эмпирике, мы лишаем их возможности освоить более глубокие и важные стороны мира. Ведь самое главное нельзя познать опытным путем, нельзя потрогать. Это надо научиться видеть, слышать, понимать…

А Вы посещаете с детьми музеи, выставки? Какие и с какого возраста?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас