Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Смотрите и голосуйте за детские рисунки символа Нового Года
Все о детях
«Еще ни разу не купила ребенку обувь в магазине». Мама рассказывает, как экономит на детях Какие травмы получают маленькие белорусы из-за недосмотра взрослых
Это интересно
Создаем праздничное настроение. Подборка лучших новогодних книг и фильмов для детей Никакого китайского мусора! Идеи полезных новогодних подарков для детей
Готовимся к празднику
Декоратор рассказывает, как необычно украсить дом к Новому году
Здоровье
Как живет семья, где ребенок родился c одним глазиком
Беременность и роды
В Гродно в перинатальном центре перестали делать аборты
Отношения взрослых
9 признаков того, что вы живете в нездоровых отношениях
Женский мир
На работу после декрета. Может ли женщина конкурировать с теми, у кого нет детей? Мама обустроила себе "убежище", где прячется от детей
Психология и воспитание
Богатый папа. Как не испортить детей обеспеченным родителям?

"Неиграющие дети могут стать аутсайдерами в садике, а потом в школе"

21 июня 2016 года

Шведский исследователь психологии игры и детства, руководитель проекта "Дети, которые не играют" Илва Андерссон о значении игры в жизни ребенка и роли взрослых в ней

 

ИграИсточник фото: mel.fm

Заложенный природой способ развития

В игре человек учится взаимодействовать с другими людьми и примерять на себя различные роли. Все крупные млекопитающие играют и используют определенные сигналы: и котята, и щенки, и детеныши шимпанзе — но только человек может вообразить себя на месте другого.

Нетрудно понять, почему у наших детей период детства длится дольше, чем у других видов: им нужно очень многому научиться.

Можно создать длинный список всего, что получает ребенок во время игры. Например, ребенок учится проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, а главное — фантазировать и придумывать новое. В этот список можно добавить еще 100 пунктов. 

 

ИграИсточник фото: mel.fm

 

Но ребенок играет не потому, что это полезно. Это знаем мы, взрослые, но едва ли дети прыгают через скакалку и думают «как здорово, я тренирую моторику».

Дети играют, потому что это весело, и взрослые должны помочь им это почувствовать. Способность играть так же важна, как умение ходить или говорить. 

Игра начинается на пеленальном столике

Первое, чему учится ребенок, — это «зеркальное общение». Всеми любимое «где наш малыш?» — одна из многих игр, понятных ребенку без слов.

Он смеется, понарошку пугается, повторяет движения — так рождается взаимодействие, основа будущих социальных навыков.

 

ІграИсточник фото: pp.vk.me

 

Общаясь с малышом, который еще не научился даже сидеть, мама и папа учат его важнейшим сигналам, которые показывают, что идет игра: меняется выражение лица, голос, появляется улыбка или смешная гримаса.

Те же сигналы мы используем, когда шутим.

Илва Андерссон:

Тем самым мы открываем дверь в мир игры и показываем ребенку, что жизнь — это не только череда еды и сна. Удовольствие от игры связано с удовольствием от жизни, которое, в свою очередь, связано с удовольствием учиться и узнавать новое.

ИграИсточник фото: mel.fm

Цена улыбки

По ее словам, наблюдая за воспитанниками детского дома, всегда можно увидеть разницу между ребенком, кроватка которого стояла в углу, и тем, мимо чьего места все время ходили сотрудники, — и уж, наверное, находили время потрепать его по щеке или наклониться и сказать «какой хорошенький».

Ребенок, которому досталась кроватка в углу, может чувствовать себя ущемленным,

— говорит Андерссон.

 

GameИсточник фото: missmedia.ru

Язык общения: азы

Дети во всем мире понимают друг друга без слов — если они умеют играть. Умение понимать сигналы и социальные коды, которое закладывается в игре, необходимо для дальнейшего успешного функционирования в обществе.

Чтобы участвовать в процессе игры, ребенок должен усвоить основные ее правила:

  • Очередность


В игре нет того четкого регулирования очереди, как на приеме к врачу, — это гибкий порядок, вплетенный в процесс игры, в которой можно меняться игрушками, а одновременно и ролями.

 

ИграИсточник фото: arhlive.ru

 

Но ребенок должен быть знаком с таким способом взаимодействия, иначе играть с кем-то ему будет трудно.

  • Взаимопонимание


Нельзя заставить кого-то играть, и, кроме того, нужно договориться, во что именно мы играем.

 

ИГраИсточник фото: vau.fi

 

В детских садах или на детских площадках часто случаются конфликты из-за того, что дети хотят играть по-разному — и тут им нужно помочь найти взаимопонимание.

Это задача взрослых, но здесь важно не просто принять решение за детей, а подсказать занятие интересное всем или, например, придумать, как объединить все предлагаемые игры в одну.

  • Обоюдность


В игре должны быть правила, принимаемые всеми участниками. Обычно они таковы: не ломать, не вредить, не причинять боль друг другу.

 

ИграИсточник фото: dglmercury.com

 

Если ребенок что-то ломает — все, стоп, игра прекращается. Здесь тоже нужно вмешательство взрослых — чтобы установить границы.

Эти правила и есть своеобразные социальные коды игры, не владея которыми, ребенок не может взаимодействовать с другими детьми. Если в садике есть такой ребенок, ему нужно помочь.

Но часто бывает, что таких детей просто исключают из процесса игры. Про них говорят «нет-нет, он не играет, он все рушит» или «оставьте его, он не понимает, что это за игра». 

В таком случае ребенок никогда не научится играть.

 

GameИсточник фото: mel.fm

Ходить, говорить, играть

Научиться играть — гораздо важнее, чем получить какие-то фактические знания, хотя родители и воспитатели часто считают наоборот.

Например, в Швеции многие на этом зациклены:

Бывает, что дети сидят и играют с лошадками, а воспитатель подходит и говорит «сколько тут лошадок?», тем самым как бы контролируя знания ребенка. Но на самом деле он только сбивает его с толку, нарушая ход игры.

Андерссон рассказала историю про девочку Молин, которая сначала ходила в один садик, а потом родители перевели ее в другой. И однажды Молин сказала своему папе:

В этом садике воспитательницы не работают, а только играют целый день.

И это была самая лучшая оценка.

 

GameИсточник фото: buzfeed.com

Окружение и культура дают сюжет

В играх не бывает правильного или неправильного — но бывают игры глубокие и поверхностные Способность к игре есть у всех детей, и игры меняются в зависимости от окружения ребенка и культуры, к которой он принадлежит.

От них зависит, как будет играть ребенок, насколько глубокой будет игра и насколько разнообразными будут сюжеты.

Я помню, как восьми- или девятилетние мы играли, как будто мы рабы и собираем цветы на плантации, и даже когда мне исполнилось 60, я помнила, как жарко мне было на той плантации,

— рассказывает Андерссон.

 

ІграИсточник фото: google.com

Выделяют разные уровни игры

От простейшего, когда дети только изучают предметы и их прямые свойства, до игр со сложными сценариями, где у каждого участника по несколько ролей, а привычные предметы становятся театральным реквизитом.

Особую ценность для развития ребенка имеют игры с участием фантазии.

Дети, которые играют, задействуя воображение по максимуму, возможно, когда-нибудь получат Нобелевскую премию,

— всерьез утверждает Андерссон.

В игре они учатся исследовать и решать проблемы и, вырастая, становятся людьми, которые видят возможности и альтернативы там, где остальные видят глухую стену.

 

ИграИсточник фото: mel.fm

 

Когда ребенок только начинает играть, он находится на самом низком уровне, и если взрослые не будут поддерживать этот процесс, игра может на этом остановиться: в пять лет дети будут играть так же, как и в год, а в шесть они скажут «я больше не играю».

Если дети не играют, в этом виноваты взрослые

Активисты шведского проекта «Дети, которые не играют» три года изучали поведение детей, не умеющих играть. И пришли к выводу: если ребенок не играет, в этом виноваты взрослые, которые его окружают: родители, воспитатели, учителя.

Неиграющие дети могут стать аутсайдерами в садике, а потом и в школе: их дразнят, у них могут быть психологические заболевания, иногда таким детям даже приходится пить снотворное, чтобы заснуть.

Такое случается, когда дети растут в условиях, которые не способствуют игре.

 

ИграИсточник фото: fonstola.ru

Пять причин, мешающих играть

Опираясь на выводы российского психолога Елены Смирновой, Андерссон называет пять причин, которые мешают детям играть:

  1. Взрослые не поддерживают детские игры 
  2. В детских садах недостаточно предметов, которые можно по-разному использовать в игре.
  3. У детей нет возможности организовать пространство таким образом, чтобы мебель можно было использовать в игре.
  4. В школьном расписании нет места играм.
  5. Учителя не понимают «шумных игр».

Ребенок не начнет играть сам по себе

Многим взрослым кажется, что детские игры — это что-то само собой разумеющееся, но ребенок не начнет играть сам по себе.

Ему нужна помощь взрослого, которая заключается не только в том, чтобы организовать пространство и морально подготовиться к возможному шуму и беспорядку.

 

ИграИсточник фото: randomhousekids.com

 

Самый лучший способ подтолкнуть ребенка к игре — это показать пример. Не пытаться рассказывать, что и как делать, а самому сесть на пол, взять игрушки и начать играть.

 

Подготовила Татьяна Шатровская
Источник: mel.fm

 

А вы играете с детьми в куклы, настольные игры, догонялки и прочее? Как часто?
 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Рекомендуем

"Поначалу посмеивались, а потом подумали: почему бы и нет?". Как в семье решили отправить папу в декрет Мышь-гитарист и крыса в костюме тигра. Смотрите и голосуйте за детские рисунки символа Нового Года Нарисуй символ Нового года и получи эксклюзивную игрушку в подарок! Праздничный конкурс от Fancy «До сих пор не могу забыть гул молокоотсоса». Как родители за рубежом обходятся без трехлетнего декрета Чем занять ребенка на зимних каникулах? Обзор самых интересных предложений Чтобы прикорм прошел гладко. 7 ошибок, которых вам лучше избегать «Схватки начались во время прямого эфира». Мамы, которые не уходили в декретный отпуск «Гладила свой живот и приглашала Аю со мной петь». Певица Руся о рождении дочки и гастролях с младенцем «Часто женщины возводят мужа на пьедестал». Топовый российский психолог рассказала о секретах семейной жизни Не только от голода. 10 возможных причин, почему плачут дети ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске «Во многом упростила себе жизнь». Как с опытом родители меняют подход к питанию детей Это не мальчик, а просто Космос! Поговорили с родителями, которые дали детям необычные имена Новогодние представления для детей в Минске 2019-2020


Обсуждают сейчас