Сейчас на сайте
Беременность и роды
Американка родила ребенка-гиганта и показала, как он выглядит спустя годыБеременность после 40 лет: какие есть реальные риски? Рассказывает акушер-гинеколог Японские депутаты примерили накладные животы, чтобы лучше понимать беременных женщин
Все о детях
«Суровые северные развлечения». Посмотрите, как дети катаются на байдарках в затопленных парках «Сын позвонил в слезах». В школе разгорелся конфликт из-за вступления в ряды пионеров«Да, все дети смотрят порно». Мнение о том, почему родителям придется с этим смириться
Дети до 3 лет
Как без истерик отвести ребенка в детский сад. Советы детского психолога
Все о здоровье
Белоруски придумали стартап о половом воспитании подростков
Протесты
«Это такое унижение». 62-летний педагог о сутках в изоляторе, где спала на голых досках и раздевалась перед камерой
Что почитать детям
5 книг, которые научат вашего ребенка писать школьные сочинения на любую тему
Образование
Белорусские школьники снова проходят международное тестирование. Рассказываем, зачем это нужно
Законодательство и налоги
За два месяца до выхода из декрета минчанка узнала о сокращении. Это законно?

«Купили квартиру, чтобы попасть в гимназию». Как выбрать школу для ребенка: обсуждаем с родителями и учителями

08 апреля 2021 года
25

В июне начнется подача документов в школы, но уже сейчас родители активно обсуждают в чатах, куда вести детей в первый класс. Одни исследуют рейтинги и ищут варианты, как попасть в топовую гимназию. Другие — расспрашивают соседей об учителях из ближайшей школы возле дома. А как правильно? На что действительно нужно обращать внимание? Советы учителей и истории родителей — в нашем материале.

Источник фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Три года назад экзамены в пятый класс гимназий отменили, программу учебных заведений уравняли, а самым важным документом стала прописка. Как отмечают педагоги, разница между гимназиями и школами сократилась, но многие родители по-прежнему хотят отправить ребенка именно в гимназию и готовы для этого «решать вопросы» с пропиской.

«Купили квартиру в нужном районе»

Семья из Лошицы поделилась с нами любопытной историей: чтобы отправить дочь в гимназию, родители купили квартиру. Конечно, покупка недвижимости не была спонтанной, но при выборе минчане рассматривали лишь те дома, которые были закреплены за престижной школой.

— Школа по прописке нам не понравилась, и мы стали изучать рейтинги и собирать отзывы друзей, — вспоминает мама первоклассницы. — Подруги нахваливали гимназию в центре Минска: одна моя знакомая в ней училась сама, а у другой — учился муж. Я начала узнавать больше и выяснила, что педсостав с годами там не испортился, с этим все идеально. Когда пришла подавать заявление не по прописке, то оказалось, что мы сотые в списке. Шансов почти не было. Тогда мы решили купить прописку, но ребенка одного не так просто прописать, много нюансов, поэтому решили сделать прописку постоянной и купили квартиру в том районе.

Родители не пожалели о своем выборе. Дочка ходит в школу, к которой практически нет никаких претензий. Очень повезло с первым учителем (в том числе по этому критерию гимназию родители и искали). Кроме того, в школе оказалось много хороших кружков: хореография, актерское мастерство, гимнастика. После уроков ребенка не приходится возить на дополнительные занятия.

 — А еще для нас был очень важен английский язык с самого начала учебы (обычно иностранный начинается с третьего класса). Плюс дети занимаются в отдельном от старшеклассников здании. Малышам проще адаптироваться, они не слышат ругани. Да и в целом родителям так спокойнее, — отмечает мама.

«Водили ребенка на подготовительные курсы при гимназии»

Алена также очень тщательно подошла к выбору школы для сына. В семье трое детей, родители начали заниматься школьным вопросом за полтора года до начала учебы у первенца.

 — Я проверила рейтинг нашей школы по прописке, и он меня не порадовал. Сын — очень способный мальчик, я это видела. С такими задатками ему было бы скучно в классе, где уровень подготовки низкий, — говорит мама третьеклассника.

Источник фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

С выбором семье помогло «сарафанное радио». Мама обсудила школы со знакомыми, поговорила с другими родителями на детских площадках, изучила отзывы в интернете и решила, что документы надо нести в 1-ю гимназию Минска. Чтобы попасть туда, мальчик занимался на подготовительных курсах при школе, там же в течение года проходил тестирования.

— Он был одним из лучших учеников, но все равно нас предупредили, что в гимназию могут ребенка не взять. Зачисляются в первую очередь ученики по прописке. Но курсы тоже учитываются. На каждого ребенка составляется характеристика, плюс рассматриваются результаты тестирования. Даже если у ребенка высокие баллы, но, допустим, есть вопросы с поведением — его не возьмут.

Алена вспоминает, что то лето было очень напряженным. До последнего родители не знали, возьмут ребенка в гимназию или нет, поэтому нашли также варианты частных школ — на всякий случай. В конце августа стало известно, что сын станет гимназистом.

Семья была очень довольна гимназией, но на планы повлияло здоровье сына. Пришлось искать специализированную школу, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник. Сейчас в расписании мальчика много лечебной физкультуры и занятий в бассейне. По словам мамы, как только сын укрепит здоровье, родители будут снова искать школу по его способностям.

«Искали для ребенка учителя и нашли его в школе по прописке»

Не все родители стремятся отдать ребенка в гимназию. Папа второклассницы Олег Сиротко считает, что главное в начальных классах — это учитель. Для своей дочки Златы он нашел хорошего педагога в ближайшей к дому школе в Лошице.

Источник фото: Личный архив

— Мы живем в новостройке, соседи у нас в основном молодые семьи, и многие интересовались, куда вести ребенка учиться. Мы переписывались друг с другом, и так получилось, что учителя нашли через чат по отзывам, — делится опытом Олег. —  С учителем нам действительно повезло, и очень удобно, что школа находится прямо во дворе. Помимо учебы дети ездят на экскурсии, в музеи, и это уже во втором классе! Нас, например, возили куда-то, когда мы были старшеклассниками.

Олег говорит, что на подготовительные занятия в школу дочку не водил. Родители в июне пришли в школу, оставили заявление, в котором указали фамилию выбранного учителя — и попали к нему.

«Относились к гимназии по прописке, но сомневались, надо ли туда идти»

Сын Светланы Дорошенко изначально по прописке попадал в гимназию № 38 в Уручье. Но у родителей были сомнения: считается, что в гимназиях работают более требовательные учителя, которые задают больше домашних заданий. Маме же хотелось, чтобы сын находил время на игры и занятия спортом.

Со временем Светлана убедилась, что волновалась зря: программа оказалась ребенку по силам, остается достаточно времени на развлечения и спорт.

— В основном в нашем классе дети, которые ходили с сыном в одну группу в детском саду. Это очень помогло им привыкнуть к школьному процессу. Все вокруг друзья — в этом плюс школы по прописке, — говорит мама.

Источник фото: Личный архив

Светлана не собирала отзывы о будущем учителе у ребенка: дело в том, что в гимназии много новых педагогов, информации про них не было. Но в итоге ребенку повезло: учитель доброжелательно относится к детям и дает отличную подготовку. «Минусов» учебы в гимназии семья для себя не нашла.

Гимназия VS школа. А есть ли разница?

Стоит ли тратить усилия для того, чтобы попасть в популярное учебное заведение, если нововведения сделали гимназии и школы почти одинаковыми? Мы пообщались с педагогами и встретили разные мнения на этот счет. Ирина Бобровская, заместитель директора по учебной работе гимназии № 2, отчасти понимает родителей, которые любыми путями пытаются попасть к ним.

— Гимназии имеют свои традиции, конечно, я за то, чтобы стремиться попасть к нам. И у нас очень много желающих учиться, но мы рассматриваем в первую очередь заявления от тех детей, которые относятся к нам по микрорайону. Я знаю, что есть люди, которые специально снимают квартиры в нашем микрорайоне. Они получают временную регистрацию, и мы обязаны брать их по документам. Мы не спрашиваем, «купили» они прописку или нет. Мы обязаны их взять.

Если прописки нет, все равно можно попытаться стать гимназистом, говорит Ирина Владимировна. Нужно написать заявление и ожидать конца лета, когда будет известно, остались ли места для тех, кто не относится к гимназии по микрорайону. Бывает и так, что ребенку, не попавшему изначально в гимназию, предлагают прийти через год во второй класс, если места освобождаются.

В чем по-прежнему существенный плюс гимназий — это количество детей в классе, отмечают учителя. Обычно набирают до 25 человек. В редких случаях, по просьбам родителей и согласию учителя, число учеников увеличивают. В обычной же школе, особенно в районах с новостройками, в классе может быть 30 учеников и до 10 классов в параллели. Насколько это существенный недостаток, чтобы возить ребенка в школу в другую часть города, сказать сложно.

По мнению известного учителя и писательницы Анна Северинец, главное при выборе школы — ее близость, безопасное и удобное расположение, а вот статус и позиция в рейтинге — второстепенные вещи.

— Абіраючы школу ці гімназію для першакласніка, трэба мець на ўвазе аксіёму: шукаюць не школу, а настаўніка. Дзеля добрай адукацыі бацькі гатовыя на штодзённы гераізм кшталту вазіць малога за дзясяткі кіламетраў, але, як па мне, ніводная школа не вартая такой напругі. Нармальны, спакойны, чалавечны настаўнік, магчымасць выспацца з раніцы і хутка дабегчы са школы дадому без дапамогі дарослых — як на мяне гэта адзінае, што трэба ў малодшай школе.

Анна Северинец советует опираться на отзывы друзей и знакомых и предлагает самим следить за качеством образовательного процесса, спокойно контактировать со школьной администрацией и учителями.

— Выбудоўваць бацькоўскі калектыў, дабівацца змены дрэнных настаўнікаў на добрых (бацькі маюць такое права) і быць сваім дзецям падтрымкай, надзейным тылам і безумоўнай любоўю. У рэшце рэшт, любоў да ведаў і інструментарый поспеху бярэцца найперш з сям'і. Абсалютна не мае значэння для малодшага школьніка ані статус школы, ані рэйтынгі, болей за тое: часцяком чым вышэйшы рэйтынг, тым больш у школе ціску.

С коллегой соглашается учитель физики и писательница Елена Михаленко. Она не видит смысла в том, чтобы гнаться за высоким рейтингом у школы. Более того, по мнению педагога, рейтинг искусственно создает картину успешности школы или гимназии, а на качество обучения не влияет.

— Обычно учитывается количество дипломов и результаты олимпиад. И резко рейтинг обрушивается, если школьник попадает в милицию, совершает правонарушение. А еще рейтинг — причина натягивания отметок. Бывает, что ребенок в чем-то неблагополучный, с ним хорошо бы индивидуально позаниматься, но если ты поставишь его на учет, в школе вырастет количество «трудных детей». Поэтому лучше об этом промолчать, чтобы не испортить школе статистику.

Педагог приводит еще один пример: допустим, к учителю пришел гениальный ребенок, который побеждает на всех олимпиадах. У этого учителя и школы высокий рейтинг вне зависимости от того, как педагог работает с другими детьми. А рядом в соседней школе подобрались более слабые по уровню подготовки дети, но учитель методично и внимательно к ним относится.

— Какая школа лучше? Учитель может работать со школьниками великолепно, а рейтинг будет выше у учебного заведения, которое работает с одаренным учеником. Такие моменты очень важно учитывать.

 — Если не на рейтинги, на что тогда ориентироваться? Важен ли сам статус гимназии?

— На мой взгляд, для маленького ребенка неважно, в гимназии он будет учиться или в школе, какой рейтинг и статус учебного заведения. Важен учитель. Я всегда советую узнать, кто набирает первые классы, какие там работают учителя. Есть такие, которые нацелены на работу с сильными детьми, и они дают хороший результат. Есть те, кто готов вытягивать слабеньких — это мягкие педагоги, терпеливые. Даже среди хороших учителей нельзя быть хорошими по всем параметрам.

А как же блестящие результаты ЦТ у выпускников? Могут ли они быть критерием для выбора школы? Педагоги, с которыми мы пообщались, считают, что это лишняя информация для родителей первоклассников.

— В один год в школе есть стобалльник, в другой — его нет. И сравнивать по этому показателю школы бессмысленно, — убеждена учитель русского языка Корина Косатая. — Выбор школы, первого учителя — это и расчет семьи, и фортуна. Все должно сойтись: и характер ребенка, и атмосфера класса и семьи. Но самое главное — это семья. Какой бы ни была крутой школа, если нет поддержки семьи, результата не будет.

Учитель русского языка и литературы Татьяна Викшнелис соглашается с тем, что программа в гимназиях и средних школах сейчас практически одинаковая, поэтому не так важно, где учиться, имеет значение — у кого. Татьяна говорит, что к ней не раз обращались за консультацией родители, которые искали для ребенка первого учителя, и это правильный путь.

— Главное, что ищут родители, — это профессионализм и человечность, умение быть «второй мамой». Это важно для ребенка в начальных классах. Хорошо работают опросы родителей — все из одного района, хорошо знают друг друга. Расспросите про учителей, которые выпускают четвертые классы и набирают первые, узнайте больше о человеке.

В некоторых совершенно обычных школах есть учителя начальных классов, к которым родители выстраиваются в очередь и даже привозят детей из других районов. Мы поговорили с одним из таких педагогов (не указываем имя по ее просьбе).

— Люди ехали ко мне отовсюду. Даже если ребенку было пять с половиной лет, и родители узнавали, что я набираю первый класс, они старались отдать ко мне ребенка или, наоборот, специально ждали год, чтобы привести детей ко мне, — рассказывает учитель. — Видимо, дело в том, что я люблю работать с родителями (а это в обоюдных интересах — выстраивать близкие отношения между родителями и учителями). Сейчас ко мне приходят не только как к педагогу, а еще и как к заместителю директора по учебной работе. Родители спрашивают про учителей и рассказывают про ребенка: какой он по темпераменту, какие у него способности — исходя из этого, я могу посоветовать учителя.

По словам педагога, в докоронавирусные годы в школах организовывали собрания для родителей будущих первоклассников. Чтобы не распространять инфекцию, сейчас дни открытых дверей отменили. Теперь об учителях можно узнать по телефонам администрации или на сайтах школы, где есть база педагогов, и, конечно, с помощью «сарафанного радио».

— А где именно учиться — в школе или гимназии — принципиальной разницы нет. Программа одинаковая. Я советую обратить внимание именно на личность педагога, изучить его биографию и методики преподавания.

Юлия Чергинец

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by




Лучший комментарий
Yana19818.04.2021 в 21:48
Сейчас везде как повезёт, надо сразу иметь в виду возможные расходы на репетиторов, курсы, а то и частную школу. Отбора детей в гимназии нет, адекватные учителя и так разбегались, а с этого года тем более. Целевой покупки квартиры наше бесплатное образование точно не стоит.
P.S. Выбор учителя в младших классах - тоже лотерея, хотя и с более приличными шансами на выигрыш. Учителя увольняются (не всегда добровольно), уходят в декрет, на пенсию. Или не уходят, но незаметно для себя профессионально выгорают, постепенно превращаясь в озлобленных грымз... Короче, пушной зверёк нашему образованию, выносите пациента.
Обсуждение
Andkr8.04.2021 в 9:07
Цитата:
Мама обсудила школы со знакомыми, поговорила с другими родителями на детских площадках, изучила отзывы в интернете и решила, что документы надо нести в 1-ю гимназию Минска.
Чтобы попасть туда, мальчик занимался на подготовительных курсах при школе, там же в течение года проходил тестирования.
А говорят, тестирование отменили.
sonejka218.04.2021 в 9:51
рекламная статья некоторых учителей..
и прямое признание, что не все йогурты одинаково полезны - и устраивайте гонку и конкурс зарплат родителей для поступления в нужные места...
Alenka-j8.04.2021 в 9:55
>> В один год в школе есть стобалльник, в другой — его нет. И сравнивать по этому показателю школы бессмысленно
в рейтингах по ЦТ на известном сайте это вполне себе учитывается, методом исключения определенного объема крайних значений. ваш случайный 100 балльник среднюю температуру не изменит, а десять таких ребят - по праву да.
ну и второй аргумент, на который часто грешат - богатые школы - выше рейтинг по ЦТ. да, увы так, только в конце концов какая разница как в школе с высоким рейтингом создается более высокий общий интеллектуальный фон - платными репетиторами или талантами, ведь пользуются фактическими результатами а не путем их достижения
Who_knows8.04.2021 в 9:56
В чем по-прежнему существенный плюс гимназий — это количество детей в классе, отмечают учителя. Обычно набирают до 25 человек.
***
Брехня. Дети учатся в гимназии: 28-30 человека в началке, 32-34 человека - в старшей школе.
-------------------
В редких случаях, по просьбам родителей и согласию учителя, число учеников увеличивают.
***
Ага, прям-таки кого-то интересует мнение учителя.
------------------
самим следить за качеством образовательного процесса, спокойно контактировать со школьной администрацией и учителями.
***
Ахаха ))))))))))))))
Who_knows8.04.2021 в 9:57
sonejka21:
рекламная статья некоторых учителей..
Тоже так показалось.
Обсуждают сейчас