6 навыков, которых не хватает первоклассникам
Сегодня на подготовительные курсы детей принимают чуть ли не с трех лет: усаживают за парты, вручают прописи и задают домашку. Но учителя все чаще говорят, что к первому классу дети все равно оказываются не готовы. Почему? Рассказывает блогер Mel.fm, учитель Ольга Катаева.
Cегодня дети готовятся к первому классу, ходят на подготовишки. Но действительность такова, что нынешние первоклассники к школе зачастую не готовы, даже если посещали развивающие центры или курсы. Факт: у семилетних детей нет учебной мотивации, не сформирована волевая сфера, они не готовы ни к письму, ни к чтению, ни к счету, ни к решению задач (большая часть).
Маленький словарный запас
Легко учить детей, которые знают даже устаревшие слова (потому что им читали русские народные сказки): изба, печь, прялка, кочерга, ушат, корыто, грелка, самовар и т.д. Если открыть азбуку или букварь (любого автора), мы увидим, что работа на уроке, в том числе и с текстами, построена на знании классических детских произведений и фольклоре. Список таких произведений достаточно большой. Вот только некоторые из него:
— «Царевна-Лягушка»;
— «Машенька и Медведь» (сказка, а не современный мультфильм);
— «По щучьему велению»;
— «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Петушок — золотой гребешок» и другие известные русские народные сказки;
— «Приключения Буратино»;
— «Золушка»;
— «Три поросенка»;
— «Чебурашка и Крокодил Гена», «Трое из Простоквашино» Успенского;
— «Приключения Незнайки» Носова;
— «Аленький цветочек» Аксакова;
— «Винни Пух и все-все-все» Милна;
— стихотворения Маршака, Михалкова, Чуковского, Бородицкой, Заходера.
Прекрасно, если первоклассники знают героев детских передач («Для вас, малыши» и др) и мультфильмов «Ну, погоди!», «Кот Леопольд». Совсем уж замечательно, если дети будут знать и аналоги некоторых сказок.
Не сформированы представления о том, что такое страна, столица, родной город, семья
Успеха на уроках достигают те дети, которые знают названия стран, символику, названия некоторых городов. Знают свой адрес, ориентируются на улицах города. Могут показать на карте свой город. Владеют информацией о членах семьи, могут рассказать о ее традициях.
Не развита речь
Удобно работать с детьми, которые выговаривают все звуки, у которых не страдает смыслоразличительная функция речи, знают много скороговорок, понимают смысл некоторых пословиц, знают загадки и считалки, понимают юмор небылиц.
Узкий кругозор
На одном дыхании проходят уроки с ребятами, которые много читают (или им читали). У них и с мотивацией все в порядке. Им интересно отвечать на вопросы викторин, отгадывать загадки, рисовать сказочных героев.
Страдает игровая деятельность
Весело на переменах детям, которые умеют и поиграть, и организовать игру. Да и на уроках такие дети легко включаются в игровые ситуации.
Не сформированы математические представления
Легко спланировать и провести урок, если ученик умеет составлять математический рассказ по картинке, знает состав чисел, понимает смысл действий.
А что делать на уроках с детьми, которые не готовы к школе, которым не читали или они не смотрели мультфильмы по известным произведениям детских писателей? Как таких мотивировать? Как сделать урок интересным, не развлекая и не заигрывая? Как учителю подготовиться к работе с детьми, у которых не все навыки сформированы? Это те задачи, которые нужно решать перед тем, как брать первый класс. Это вопросы, на которые пока нет ответов, но их надо искать.
Источник: mel.fm
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Лично я против старых сказок и мультиков ничего не имею, с дочкой сама люблю пересмотреть диснеевскую и советскую классику. Но вот этот текст напомнил мне одну ситуацию. Мы проходили планово медосмотр и логопед осталась очень недовольна тем, что ребёнок почти 6 лет не знал каких-то вот таких сюжетов, известных специалисту. А то, что она сама читает с 5 лет на русском и белорусском, и я ей до сих пор читаю вслух и обсуждаю книги, и дома у нас много современных изданий, это так, видимо, пустяки.
Открывая статью, я думала увидеть что-то, касающееся самостоятельности детей, а не такое вот. Есть школьная программа по литературе, а так получается, надо ещё и дошкольную освоить?)



Моя дочь, приходя из школы, расспрашивала нас про коронавирус, про ситуацию с медиками. Иногда были вопросы, касающиеся политики. Ближе к концу учебного года она прям прониклась планетами солнечной системы. А она всего лишь первоклашка! И они реально с одноклассниками обсуждают все эти вопросы на переменах! Ладно планеты, но политика, медицина?! Дети стали свободнее в выражении собственного мнения и, как мне кажется, гораздо добрее, им сейчас не сложно попросить прощения, если они понимают, что обидели кого-то. Возможно, это относится только к детям из моего окружения, но я очень рада, что все именно так, потому что в моем детстве и юношестве мои сверстники были гораздо более жестокими, хоть и знали сказки про колобка, царевну-лягушку и трех медведей.

Лично я против старых сказок и мультиков ничего не имею, с дочкой сама люблю пересмотреть диснеевскую и советскую классику. Но вот этот текст напомнил мне одну ситуацию. Мы проходили планово медосмотр и логопед осталась очень недовольна тем, что ребёнок почти 6 лет не знал каких-то вот таких сюжетов, известных специалисту. А то, что она сама читает с 5 лет на русском и белорусском, и я ей до сих пор читаю вслух и обсуждаю книги, и дома у нас много современных изданий, это так, видимо, пустяки.
Открывая статью, я думала увидеть что-то, касающееся самостоятельности детей, а не такое вот. Есть школьная программа по литературе, а так получается, надо ещё и дошкольную освоить?)
