«Иногда говорят, что мы наживаемся на учениках, но это не так». Репетитор о своей работе

04 мая 2020 года
8

Дмитрий Зайцев несколько лет преподавал в  университете, а потом уволился и открыл ИП, чтобы заниматься только репетиторством. В 2019 году он стал одним из 12 человек, которые написали ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов. Мы спросили у репетитора, может ли школьник самостоятельно подготовиться к ЦТ, чем преподавание в школе и университете отличается от репетиторства и высока ли конкуренция в этой сфере. 
 

Источник фото: Из личного архива

«Наука и преподавание в Беларуси — это хобби для богатых»

Еще в школе Дмитрий понял, что его интересуют политическая история и политология. Окончил истфак БГУ с красным дипломом, магистратуру, а затем — аспирантуру на кафедре политологии БГЭУ и юридическую магистратуру в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. 

Во время аспирантуры Дмитрий начал преподавать в вузе, где отработал распределение. До этого уже был опыт работы в минских гимназии и школе. Само по себе преподавание очень нравилось, но из-за финансового положения пришлось уйти, признается собеседник. 

— В Беларуси можно заниматься подобной деятельностью, только заранее обеспечив себе финансовую свободу. Наука и преподавание — это хобби для богатых. Кроме того, расписание может меняться в зависимости от графика факультетов. В один день пар вообще может не быть, а в остальные —  несколько в разные смены. Преподавать — это отлично, работать в госучреждении с таким графиком и такой оплатой труда — скорее нет.

Чем преподавание в школе и университете отличается от репетиторства? 

Методика обучения у учителя в школе и репетитора одинаковая, говорит Дмитрий Зайцев. Так называемые «авторские методики» он называет рекламным ходом. Работу репетитора скорее отличает необходимость гарантировать результат и быстро адаптироваться к вызовам времени.

— В школе или университете преподаватель дает ученику шанс получить знания, если им не воспользовался, то это его проблема. Репетиторы обязаны  гарантировать результат. Для этого мы должны следить за изменениями в программе и учебниках, контролировать успеваемость каждого ученика, вести на них досье со всеми недочетами, чтобы к концу года исправить. То есть уровень ответственности репетитора намного выше, у него больше объемы работы. 

Школьный курс истории — это шесть лет обучения, а подготовка к ЦТ длится, как правило, всего один год. То есть за одну пару репетитор должен объяснить материал 4-5 параграфов, проверить домашнее задание и пройти тестовую практику, объясняет Дмитрий. Интенсивность работы резко возрастает. 



Мнение об учителях в белорусских школах у репетитора категоричное: некоторые педагоги профнепригодны. Например, те, кто от плохого настроения срывается на своих учеников. 

— Вообще одна из главных проблем наших школ — низкая мотивация педагогов. Для них практически нет разницы, какие баллы будут у их учеников на ЦТ. Однако есть и те, кто научился совмещать преподавание в школе с репетиторством, что позволяет зарабатывать. Это лучшие кадры, которые есть в белорусских школах, — убежден репетитор. 

О достижениях учеников и собственных результатах

Начиная с 2011 года, у Дмитрия прошли прошли подготовку к ЦТ более 250 учеников (без учеников этого года). Сложно, когда приходят изучать историю будущие дизайнеры, лингвисты, которые далеки от предмета. Многие начинают практически “нулевыми”. Вывести их на 75-80 баллов — большое достижение, говорит Дмитрий. Есть дети, которые сдавали ЦТ с  результатом 90 и выше. 

Педагог сам несколько раз проходил тестирование и считает этот опыт крайне ценным. 

— Профессиональный репетитор должен понимать, какое тестирование в реальности. Во время работы в БГЭУ мне приходилось избегать лишнего внимания, поэтому делал по одной ошибке в тестах. В прошлом году я сдал ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов. Еще год назад получил высший балл по обществоведению. Тест по истории Беларуси 2019 года показался абитуриентам сложнее прошлогоднего за счет заданий на логику, а не на заучивание мелких деталей курса. Считаю это достоинством новых тестов.

— Может ли школьник самостоятельно подготовиться к тестированию?

— Может. Все зависит от мотивации ученика, изначальных способностей и предрасположенности к предмету. Не хочу критиковать школьных учителей, но у детей остается только 5-10 % от материала, пройденного за прошлые годы. То есть за редким исключением уровень знаний запущенный.

— А если заниматься с репетитором ребенка заставляют родители?

— Можно. Если правильно вести занятия, то со временем ученик заинтересуется. 

— Как найти хорошего репетитора?

— Самый надежный способ поиска — «сарафанное радио». Поинтересуйтесь у друзей или знакомых, которые уже занимались с репетитором. Но если вдруг нет контакта, то существуют сайты, где можно найти и отсортировать преподавателей по опыту, возрасту и даже полу. Хотя не знаю, насколько пол влияет на обучение. Можно взять пробное занятие.

— Лучше заниматься  в группе или индивидуально?

— Все зависит от психологии ученика. В целом обучение в группе дает результаты не хуже. Преимуществ такой работы несколько. Во-первых, ребята начинают соревноваться, у них возрастает мотивация. Во-вторых, адекватнее оценивают свою подготовку. В-третьих, удобно выполнять игровые задания. Но если ребенок стеснительный, то в группе он может и не сказать, что не усвоил какую-то тему.

«Самое сложное в работе репетитора — пережить первые 3-5 лет»

Репетиторы без трехлетнего опыта пользуются низкой популярностью, рассказывает Дмитрий, поэтому самое сложное —  войти в профессию и пережить первые годы. Отсутствие опыта компенсируется ценой: она в два раза ниже. 

Стоимость занятия зависит от предмета. По истории и обществоведению — около 20 белорусских рублей за 80-90 минут. У профессиональных репетиторов по истории — до 30 рублей за индивидуальное занятие, но это обычно репетиторы с опытом более 10 лет, а они предпочитают работать с мини-группами — отсюда и высокая цена индивидуального занятия.

— Когда репетитор нарабатывает опыт, он может сотрудничать с образовательными центрами. Мне было проще: высокий уровень образования сыграл свою роль — и меня сразу взяли на такую работу. Поэтому советую закончить магистратуру, пройти курсы повышения квалификации. Решение принимает не только ученик, но и его родители, поэтому к репетитору с более высоким уровнем образования доверие выше.
 

Источник фото: Из личного архива


Также родители заинтересованы в преподавателе, который рассматривает репетиторство как основной вид деятельности. Потому репетиторы с опытом менее пяти лет воспринимаются как менее надежные. По запросам на сайтах более 70% родителей ищут репетиторов со стажем более 5 лет. 

“После 10 лет в профессии ты можешь устанавливать свои правила”

Большинство репетиторов с опытом более 10 лет ведут групповые занятия, что считается более престижным. Ведь без потери качества ты должен подготовить не одного человека, а целую группу. С одной стороны, для ученика это более демократичная цена. С другой — у преподавателя группы заработок выше. С опытом работы в 5 лет можешь зарабатывать, не голодая, а с 10-летним — устанавливать свои правила: не брать учеников весной, заниматься по фиксированному графику, а не подстраиваться под каждого, рассказывает Дмитрий. Такие репетиторы редко нуждаются в дополнительном заработке.

— Среди репетиторов высокая конкуренция?

— С одной стороны, все репетиторы конкуренты. С другой, мы учимся друг у друга, обмениваемся опытом и потенциальными учениками. Когда я вижу, что коллеги делают классные ролики, думаю, что надо сделать лучше. 

Иногда говорят, что репетиторы наживаются на учениках. Но у нас конкурсное поступление и соревнование между абитуриентами. Одни абитуриенты могут готовиться самостоятельно, другие хотят тренера — и это естественно. Репетиторы повышают качество не только своих учеников, но и тех, кто занимается самостоятельно. Если ученик знает, что у конкурентов есть репетиторы, то он прилагает больше усилий. Поэтому репетиторы косвенно подтягивают общий уровень абитуриентов.

— Коснулась ли вас проблема удаленного обучения?

— У меня опыт работы удаленно уже был. Я считаю, что профессиональный репетитор обязан владеть современными технологиями, уметь делать обучающие видео и собственные электронные учебно-методические комплексы. Всем пришлось быстро освоить такие платформы, как Zoom и Skype (для подстраховки и Discord). Мы переработали свои курсы, чтобы эффективность усвоения материала не снижалась. И для нас это не громкие слова, а реалии выживания в профессии.

Текст и фото: Ксения Терешкова

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!
Теги: Школа

Рекомендуем

Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей


Обсуждают сейчас