Как заниматься с дошкольником уже сегодня, чтобы он вырос успешным завтра?

01 октября 2019 года

Сейчас все активно обсуждают навыки, которые могут быть полезны человеку в ближайшие десятилетия. Много говорят о креативности, эмоциональном интеллекте, коммуникабельности. Это вневременные качества и востребованы они будут всегда.

Но не менее важно сегодня научить ребенка справляться с объемами и темпами получаемой инфорации, считает Антонина Судиловская, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu. Эксперт рассуждает, как уже сегодня построить общение с дошкольником, чтобы вырастить человека, готового к реалиям будущего.

Объем и темп появления новой знаний — это те характеристики, которые будут постоянно нарастать в содержании нашего образования. Последствия таких изменений еще слабо осознаются и не достигали критической массы.

При этом дети уже сегодня перегружены информацией из разных источников и находятся в ступоре от потока задач и ограниченных сроков их реализации. И если мы сейчас не задумаемся над тем, как предотвратить эти проблемы, то уже завтра их придется решать радикальными методами.

Как же это сделать? В первую очередь, необходимо принять нестабильность как данность. Устойчивость, постоянство уже сегодня в определенном контексте рассматриваются как неповоротливость.



Готовность переучиваться и пересматривать жизненные ориентиры помогут человеку сохранить психическую стабильность и адаптироваться в новых условиях.  Будут приходить и уходить тренды, совершенствоваться технологии, человеку лишь придется правильно реагировать на эти изменения и быстро модернизировать свои компетенции.

Почему важно стартовать с раннего детства?

Важно понимать, что предпосылки к такой многоплановости и умению менять направление движения мысли нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Именно на этом этапе происходит зарождение взаимоотношений ребенка с окружающим миром: с природой, обществом, технологиями и с самим собой.

Последующим поколениям придется менять в течение жизни многие паттерны. Так, например, в ближайшем будущем в приоритете будут задачи обобщения, сжатия и распределения информации, а не ее поглощения. Для этого потребуются логическое и пространственное мышление, математические компетенции.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Тут можно взять на вооружение современные тренды образования —  STEAM-образование, школы робототехники и LEGO, детские развивающие центры. Навыки, полученные в таком формате, определенно пригодятся в высокотехнологичном мире.

Но чтобы хватило запала продвигаться на высоких скоростях, нужны будут и такие способности, как:

— управление информационными потоками;

— преодоление стереотипов;

— экономный расход собственной (человеческой) энергии и поиск источников ее пополнения;

— эмоциональная стабилизация.

Как это донести дошколятам?

Для кого-то прозвучит слишком по-взрослому, но все это легко переводится на язык дошколят. Сложные, на первый взгляд, задачи доносятся до детского сознания с помощью игровых приемов и высокой степени наглядности.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Если подойти к этим вопросам творчески, то совсем не трудно научить малыша распределять информацию по степени значимости и понимать последствия от информационного мусора. Достаточно порассуждать с ребенком на тему полезности от просмотра телевизора и от чтения книжки, от выученного стишка и компьютерной игры.

Ребенок уже в среднем дошкольном возрасте в состоянии понять, какая информация несет ценность, а какая — нет, но для этого нужно создать условия выбора: «Сегодня вечером будем рисовать животных. Где мы сможем на них посмотреть: в зоопарке, в магазине или во дворе?», «Давай слепим медведя! В какой книжке он нарисован? В какой сказке есть мишка?», «Помоги мне приготовить суп. Какие овощи нам понадобятся? Давай посмотрим в интернете», «Покорми куклу полезной едой. Что есть полезного в нашем холодильнике?», «Подбери книжку, которая пригодится повару, строителю, врачу…».

Мы поможем ребенку мыслить разносторонне, если сами откажемся от стереотипов и не будем застревать на том, что рисующий человек — это только художник, а позволим ребенку предположить, что это оформитель тортов, дизайнер, архитектор, татуировщик.

Нестандартному мышлению будут способствовать и такие вопросы, как: «Чем пахнет круг?», «Как ты думаешь, какие на вкус облака?», «Какая музыка подойдет для этой чашки?», «Представь и покажи, как будет танцевать стул, ветер, ковер…», «Придумай новое название этому предмету», «Придумай мелодию для желтого цвета».
 

Источник фото: unsplash.com
 

Анализировать свой энергетический и эмоциональный фон можно, сравнивая ощущения после физических нагрузок, отдыха, приема пищи, прогулки на свежем воздухе.

Сопоставлять свое состояние можно с цветом, формой, животными: «Я веселый, как котик», «Я грустный, как этот фиолетовый цвет», «Я добрый, как эта мягкая подушка».

Для правильного расходования своих ресурсов ребенок должен учиться прислушиваться к своему организму, понимать какие ресурсы приносят радость, а какие, наоборот, утомляют. Почаще спрашивайте у малыша о причинах тех или иных эмоций: «Почему ты такой веселый?», «Могу я с тобой повеселиться?», «Что для этого нужно сделать?», «Почему девочка грустит?», «А что нужно сделать, чтобы она развеселилась?» «Почему такой испуганный мальчик?».

Дети в дошкольном возрасте свободны от предрассудков и не обременены стереотипными суждениями, имеют гибкий ум и пластичную нервную систему. Как раз все то, что требуется человеку будущего. Остается только подхватить и реализовать этот невероятный потенциал.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка «Обследоваться лучше до зачатия». Как беременность влияет на эндокринную систему Что делать с внеплановой беременностью? Объясняем для тех, кто решил рожать Чему важно научить ребенка до детского сада: подробный чек-лист Пособия на детей: на какую помощь от государства могут рассчитывать родители в Беларуси? Дополнительный выходной и отпуск в удобное время. О каких правах на работе вы могли не знать? Объявляем конкурс. Пришлите фото ребенка за едой и выиграйте детское питание Вместо шумной детской площадки. Во что детям поиграть на улице, не нарушая правила изоляции Не тратьте деньги! Белоруски рассказывают о бесполезных покупках для детей Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома «Это чистейший восторг!» Красивые места недалеко от Минска, где вам понравится отдыхать с семьей


Обсуждают сейчас