Ни вывеска «гимназия», ни рейтинг в районе, ни «контингент» не имеют значения. Как выбрать школу

19 июня 2019 года
22

Сегодня родители готовы на многое, чтобы отправить ребенка в лучшую, по их мнению, школу. Часами дозваниваться на запись к директору, стоять в живых очередях, терпеть неопределенность вплоть до конца августа, когда будут объявлены результаты о приеме в школу. Стоит ли игра свеч? Эксперт в образовании и воспитании Анна Грановская поделилась своим мнением, что на самом деле важно при выборе школы для первоклассника.

Если вашу ситуацию можно описать как «мы пошли в пять лет в школу, ездили через весь город, плюс три факультатива, и вырос ребёнок умным и самостоятельным», пожалуйста, просто порадуйтесь: это как упасть с девятого этажа дома и всем рассказывать, что даже после такого полёта все живы-здоровы.

Вам просто повезло.

Потому что медицинская статистика из открытых источников пессимистична: против физиологии не пойдёшь, не на пользу стрессы психике и здоровью малышей.

Конечно, многим родителям хочется ответственно подойти к выбору старта в образовании своего ребёнка, но сейчас, на мой взгляд, прослеживается какая-то массовая паника: взрослые нервничают сами и держат в стрессе детей. А ведь будущих первоклассников и так страшит новый статус и всё, что с ним связано. Зачем же транслировать «конец света»?

Как же тогда быть? Стоит ли с пристрастием выбирать школу? На мой взгляд, нет универсальных рецептов и ситуаций для всех.

Единственное, что есть, – разумные шаги, которые я ниже опишу.

Возможно, я не сумею вас переубедить, но моя задача - хотя бы заронить зерно сомнения: а нужно ли так нервировать себя и  ребёнка?

1. Самое важное в начальной школе — это УЧИТЕЛЬ.

Не вывеска "гимназия", 
не рейтинг в районе, 
не "контингент", 
не наличие компьютерного класса и бассейна.

Учитель. Он – как дирижёр оркестра. Он либо ведёт за собой, либо может оказаться равнодушным и жёстким, и тогда контингент не станет коллективом, в котором ребёнку захочется жить. Наоборот, все мысли, душевные силы первоклассника будут направлены на то, чтобы избежать походов в школу.

Хотите - верьте, хотите - нет, но угнетённый психологически человек на ментальном уровне вызывает у себя кучу болезней: организм всегда откликается на глубинные потребности сознания. Поэтому, как правило, дети, ненавидящие учителя, часто болеют. Оно вам надо?



2. Решайте проблемы по мере их поступления. 

Не надо выбирать школу по иностранному языку, который будет изучаться в этой школе.

Если вы четыре года проучитесь у грамотного и человечного педагога, дающего отличный старт в учёбе, то, поверьте, ваше дитя выучит любой язык с нуля, если в этом будет необходимость.

3. Выбирайте школу вблизи вашего дома.

Если школа в километрах езды от дома, подумайте: вы всегда сможете отвозить-привозить ребёнка?  И не будет ситуации, что машина не завелась или вы заболели?

Здравый смысл говорит о том, что школа должна находиться в разумной отдалённости, а не в соседней галактике.

Кроме того, если дальняя дорога до школы утомляет ребёнка, уже уставший к первому уроку человек вряд ли будет «само внимание и понимание».
 

Источник фото: pixabay.com
 

4. Лучшие и самые честные рекомендации учителю дадут только дети.

Ошибаются родители. Ошибается администрация. Дети, которые учились или контактировали с учителем — это единственный объективный источник информации.

«Сильным учителем», по мнению администрации, может быть тот, у кого все дети идут как по струнке. Если все отчёты и бумажки сдаются в первых рядах. Но лично я видела, как «сильные учителя» били детей дневником по лицу, хватали за бантик и ударяли головой о парту за помарку в контрольной…

Поэтому я настаиваю на том, что первый учитель должен быть прежде всего человечным.

На мой взгляд, сильный учитель — это тот, который может увлечь детей, который научит их уважать друг друга. Который поддержит их познавательный интерес. Который даст понимание того, что самое важное, чтобы человек был счастлив и ему нравилось то, что он делает.

Потому что не все будут Эйнштейнами. Но вырасти незатравленными, дружелюбными, интересными людьми, — у них будет шанс.

5. Не торопитесь отправлять ребенка в школу.

Когда-то научными коллективами, куда входили физиологи, педагоги, врачи, психологи, были проведены научные исследования на тему того, с какого возраста дети должны идти в школу.

И так как ведущий вид деятельности у детей игровой, то учебный вид деятельности для них чужеродный. Чтобы ребенку учиться нравилось, с точки зрения природы, нужно вводить много игровых моментов.

Так вот в 80-е годы были созданы экспериментальные книги, парты, подготовлены учителя, продуманы отдельные помещения с возможностью дневного сна без пронзительных звонков с уроков старшей школы… И только в этом случае шестилетки приглашались учиться. 

К сожалению, сейчас я наблюдаю, что вдруг резко все исследования были перечеркнуты, шестилеток из садиков активно выставляют, классы переполняются… Я считаю это преступлением по отношению к детям и враньем по отношению к родителям. Например, сейчас законодательно разрешен прием детей в первый класс с пяти лет. И в школы ведут пятилеток!

Это просто катастрофа по отношению к жизни отдельно взятых людей, это сломанные судьбы и потухшие глаза. Это конфликты с родителями.

Поэтому я советую вести детей в школу ближе к семи годам, это если есть сомнения. Семилетние дети уже более социально зрелые. Им легче. Им проще принять новые правила.

И не отбирайте игрушки у своих детей! Я не раз сталкивалась с тем, что родители стыдили своих первоклашек, что те ещё хотят играть с куклами и машинками. Игрушки в детстве — это нормально и полезно.

И на закуску. Приведу короткий рассказ мамы, которая рискнула и среди года перевела-таки ребёнка из одной, хваленой школы от "сильного педагога", в другую школу:

Пошел третий месяц, как мой сын учится не в гимназии, а в обычной школе. Раньше у нас были страсти-мордасти, связанные с учительницей, рвущей дневники и тетради и колотящей туфлей по парте перед носом и учеников. Так вот. В обычной школе пожилая учительница настолько доброжелательна и деликатна, что я не верю своему счастью. Если есть какие-то вопросы, она сама звонит или передает записку через ребенка.

Сын стал лучше учиться и даже уроки делает сразу по приходу из школы, не откладывая на вечер. Проблема – лишь с английским языком, потому что дети в обычной школе сильно скакнули вперед по сравнению с третьеклассниками-гимназистами, и моему сыну нужно их догонять. На уроках, по словам учительницы, руку он тянет так, что иногда приходится усмирять – дай, мол, другим ответить. Родительское собрание – общение единомышленников. Никто не сидит как на иголках и не краснеет за то, что его ребенок получил за контрольную плохую отметку. Все дети равны. Все родители равны. Я очень довольна, только жаль, что мы учимся там не с первого класса.

Если вашему ребёнку не нравится учитель, не нравится коллектив,  не надо заставлять ребёнка "бороться с трудностями". Не надо этих никому ненужных травмирующих его душу контактов. В Беларуси около 3 тысяч школ. Смысла терпеть - нет.

А по каким критериям вы выбирали школу для ребенка?

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас