Сейчас на сайте
Все о детях
Самые крутые площадки Минска, где дети готовы играть сутками Подборка летних имен для мальчиков и девочек «Не удивляюсь, когда дети сдают родителей в дом престарелых». Об украденном детстве
Это интересно
Перекус за 50 копеек! Готовим вкусные пирожки для большой компании Чего ни в коем случае не должно быть в составе косметики? Что почитать летом? Список нескучных книг для детей и подростков
Спорный вопрос
Почему наша система образования больше заточена под девочек, а не под мальчиков?
Здоровье
Кипяченая, водопроводная, бутилированная: какую воду давать ребенку? "Контейнерные дети": как автокресла/люльки/коляски могут замедлить развитие ребенка
Отношения взрослых
Белорусы развелись, но продолжают жить вместе: необычный опыт
Женский мир
«Прижгла эрозию и намучилась в родах». О диагнозе, который живет только в стенах поликлиники
Психология и воспитание
Что делать, если ребенок не дотягивает до «нужного» стандарта?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Как помочь ребенку выбрать профессию? И надо ли помогать?

17 мая 2019 года
6

Как сделать так, чтобы ребенок был счастлив в своей профессии? Об этом, пожалуй, задумывается каждый родитель. Так хочется, чтобы ребенок нашел то самое «свое дело» которое бы приносило максимум удовольствия и гарантировало стабильный высокий доход.  Что делать и когда начинать, чтобы к выпускным в школе не уткнуться в стену «не знаю, кем быть»?

Автор - Ирина Тузина – профессиональный игропедагог, автор и ведущая приключенческих программ детского развивающего лагеря "Коллекция приключений", создатель первой в Беларуси «Школы игропедагогики». Финалист международного конкурса образовательных игр живого действия (2011 г.).

Выбор профессии – это уже конечная точка профориентации и  начальная для построения карьеры. Для того чтобы выбирать, можно сформировать большое поле возможностей, а можно сузить  выбор до одного варианта.

Если вы сделали уже выбор за ребенка, то вести его к единственной цели  уж точно сможете.  Просто отберете у него эту степень свободы и ответственности.  Если же вы настроены создать для  него максимум условий для самостоятельного выбора, тогда отправляйтесь в путь сразу по двум  дорожкам.



Дорожка первая. Помочь ребенку узнать себя

Она петляет и ведет  ребенка к самому себе. На этом пути он узнает, какие у него есть особенные черты, что ему удается лучше, а что идет сложнее, что нравится, а что -  нет, кто он такой и как может взаимодействовать с другими людьми, что для него ценно и чему он хочет посвятить свою профессиональную жизнь.  Именно это знание  о себе помогает быть  успешным в профессии. 

Когда начинать? Практически с рождения, но особенное внимание следует уделить подростковому возрасту 12+.  Как правило, к этому возрасту ребята сами начинают определять, чего им хочется больше, главное - не пережить пассивно эти гормональные бури, а направить их в действия и в мирное русло. Для этого важно сформировать  с самого  детства доверительные отношения  и не терять эту нить. 

С самого раннего детства можно собирать портфолио, что  нравится  ребенку, чем он любит заниматься, какие достижения и успехи демонстрирует. Тогда  к моменту выбора накопится весьма интересная для анализа история. Уверяю, сами родители смогут увидеть закономерности и  обсудить их со своим уже подростком.

Дорожка вторая. Познакомиться с профессиями

Этот путь ведет через окружающий мир профессии. Как только дети начинают играть, они копируют различные роли и профессии. Это по сути начало изучения. Чем большее количество профессий дети увидят, тем шире будет выбор. А чем большее количество профессий им удастся попробовать, пусть даже в игре  (а для старших на стажировке), тем лучше они будут ориентироваться в этом пространстве.

Что это может быть? Для малышей 6+ прекрасна Кидзания.  Это огромный развлекательно-образовательный центр. Придумали этот формат в Мексике и на данный момент по франшизе Кидзания работает в 24-х местах по всему миру. Это целая страна, где можно попробовать 100+ профессий.  К сожалению, в Беларуси пока такой нет. Ближайший город, в котором можно посетить  такой центр  - это Москва. 
 


 

Для ребят постарше постепенно становятся доступны всевозможные профориентационные кружки и курсы, специализированные лагеря.

То есть необходимый минимум  - это пройти  два пути, изучение себя плюс изучение окружающего мира с возможностью пробовать  себя через действия. Это очень общая схема. Родителей же волнуют, как правило, вполне конкретные проблемы или ситуации.  

Что же делать если…

«Мой ребенок (дошкольник) постоянно играет в  пожарного или милиционера, и я боюсь, что он выберет эту профессию».

Если запрещать ребенку играть в такие игры, скорее всего, он эту профессию выберет, чтобы наиграться в то, во что не наигрался в детстве. Посмотрите на проблемную для мамы ситуацию иначе. Ребенок хочет спасать людей. Именно так потребность мальчика защищать и быть нужным проявляется сейчас в детских играх. А может, он хочет быть героем? Возможно, ему важно внешнее признание. Возьмите это себе на заметку.  Запишите в портфолио.

Придет время, и ребенку откроется огромный мир разных профессий. Может, он захочет  стать инженером и изобретать суперэффективное оборудование для пожарных? Впереди еще множество талантов и способностей, которые ему предстоит открыть в себе. Вряд ли сегодняшние игры он связывает с опасностями этой профессии и желанием рисковать.  

 «Мой ребенок ничего не хочет (подросток чаще всего 13+)»

Если ребенок при этом психически здоров, не торопитесь делать выводы. Проведите эксперимент: записывайте все, что делает ваш ребенок пару недель подряд (а лучше месяц).  

При этом постарайтесь уточнять детали. Не смотрит в планшет,  а что именно смотрит или во что именно играет. Не выгуливает собаку, а посмотрите, играет ли он с собакой, ухаживает ли за ней или выполняет обязательную повинность.

После  двух недель  таких наблюдений постарайтесь проанализировать то, что получилось, и разбить на темы. Например, ребенок смотрел сериал о любви – сопереживание; играл в стратегические игры – стратегия; смотрел боевики, играл в стрелялки – экшн; заботливо  ухаживал за домашними питомцами или цветами – природа; общался в соцсетях и по телефону с друзьями (путь даже ни о чем)  - общение.

После этого можно вычислить, чему ваш ребенок посвящал большее количество своего времени. Вы увидите как на ладони, что для него сейчас важнее, что он ставит неосознанно в приоритеты в своей жизни. Уже отталкиваясь от этих приоритетов и ценностей, можно легче делать выводы о том, какой путь в профессию выбирать.

Если у вас хорошие отношения со своим ребенком, предложите поставить такой эксперимент вместе. Он будет записывать, что делаете вы, а  вы -  то, что делает он. Это прекрасный способ узнать друг друга получше.   

Увлечения ребенка кажутся вам несерьезными (хочет быть актером, артистом цирка, волонтером)

Часто такое происходит из-за излишней романтизации какого-то вида деятельности. Легко «лечится» возможностями попробовать и окунуться в рутинные процессы каждого из этих занятий, оказаться «за кулисами» профессии, но не с мотивирующей экскурсией, а в виде помощника, стажера, без скидок на возраст и неопытность.

Если же «лечение» не помогло, то, возможно, это призвание. Однако здесь опять-таки важно показать ребенку, что в интересной ему отрасли существует множество разных профессий. Например, я общалась с мальчишкой 13 лет, который очень хотел быть тренером по футболу, но самим футболом не занимался и вообще  не очень спортивно выглядел.  Родители не разделяли его желания. И чем больше они сопротивлялись, тем сильнее он хотел быть тренером. 

Когда я спросила почему, то в ответ услышала, что он очень любит футбол, но стать профессиональным футболистом не может, а кроме профессии тренера больше никаких не знает. Я рассказала ему о менеджменте спортивных клубов, о спортивных врачах и психологах, о комментаторах, обозревателях и спортивной журналистике. 15 минут разговора  расширили его мир.

Давайте детям больше информации. Это нам кажется, что они и так все знают из интернета, на самом деле они безумно дезориентированы, им нужны живые проводники в этом мире постоянно меняющихся профессий.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Мечтает о профессии, которая кажется вам нереальной

Это же относится к «мечтам», которые кажутся родителям нереальными. Хочет быть программистом, а с математикой не дружит. Хочет быть врачом, а крови боится. Около программирования и в медицине огромное количество профессий, в которых востребованы совершенно разные компетенции и навыки.  Всегда можно подобрать то, что будет увлекать.

Важно, чтобы это опиралось на ценности и приоритеты самого ребенка. Есть масса медицинских специализаций, не связанных постоянно с видом крови (специалист УЗИ, рентгенолог, ортопед, физиотерапевт,  психиатр, невролог и пр.).

Айтишников множество разных. Те, кто пишет код – это прекрасные математики, но они работают в команде с другими ребятами. Если это веб-программист, то к нему необходим классный дизайнер. Если  программист автоматизирует бизнес-процессы компании, то необходим экономист – постановщик задач.  Таких примеров миллионы. Важно научиться в этом ориентироваться, а не идти напролом.

Что делать если ребенку нравится многое, но быстро угасает интерес (постоянно меняет увлечения).  

В этом случае обратите внимание на его организаторские и коммуникативные способности, на лидерские качества.  Может, ему будет все равно, в какой отрасли работать, лишь бы ему дали все организовывать или управлять процессом. Пусть пробует себя во всех отраслях.

Для хорошего управленца и организатора очень важно понимать, что чувствуют люди на разных рабочих местах.

Ребенок не проявляет своих сильных сторон, не знает, чего он хочет (на любой вопрос отвечает "не знаю")

Именно в этом случае  я настоятельно рекомендую  погрузить его в такую среду, где он захочет открыть себя. Если же ребенок не принимает никаких советов, то, возможно, он сам очень хорошо знает и чувствует, куда ему идти и чем заниматься. В этом случае лучше направить свои родительские силы на то, чтобы понять, чего он хочет, и поддержать.



Обсуждают сейчас