Сейчас на сайте
Акции и события
С 31 мая по 2 июня пройдет Минский открытый роботурнир
Это интересно
Три вопроса, которые не стоит задавать молодой матери Пары рассказали, какие «имена» они придумывают друг другу
Фотофакт
23 фотографии из семейных архивов, которые приведут в ужас современных родителей 30 лучших идей для романтичных фото
Школьная жизнь
"Это то, что приносит мне настоящее удовольствие". Молодой педагог о том, что держит его в профессии
Отношения взрослых
"А что мне будет, если я жену зеленкой оболью?". Обратная сторона домашнего насилия 5 вещей, которые помогут укрепить семью
Отдых и путешествие
Как упаковать чемодан в отпуск, чтобы все поместилось Как выбрать чемодан для путешествия мечты
Личный опыт
«Три дня не ела ничего, кроме хлеба и воды». Каким бывает домашнее насилие От чего зависит размер и форма груди после родов и кормления?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Как помочь ребенку выбрать профессию? И надо ли помогать?

17 мая 2019 года
6

Как сделать так, чтобы ребенок был счастлив в своей профессии? Об этом, пожалуй, задумывается каждый родитель. Так хочется, чтобы ребенок нашел то самое «свое дело» которое бы приносило максимум удовольствия и гарантировало стабильный высокий доход.  Что делать и когда начинать, чтобы к выпускным в школе не уткнуться в стену «не знаю, кем быть»?

Автор - Ирина Тузина – профессиональный игропедагог, автор и ведущая приключенческих программ детского развивающего лагеря "Коллекция приключений", создатель первой в Беларуси «Школы игропедагогики». Финалист международного конкурса образовательных игр живого действия (2011 г.).

Выбор профессии – это уже конечная точка профориентации и  начальная для построения карьеры. Для того чтобы выбирать, можно сформировать большое поле возможностей, а можно сузить  выбор до одного варианта.

Если вы сделали уже выбор за ребенка, то вести его к единственной цели  уж точно сможете.  Просто отберете у него эту степень свободы и ответственности.  Если же вы настроены создать для  него максимум условий для самостоятельного выбора, тогда отправляйтесь в путь сразу по двум  дорожкам.



Дорожка первая. Помочь ребенку узнать себя

Она петляет и ведет  ребенка к самому себе. На этом пути он узнает, какие у него есть особенные черты, что ему удается лучше, а что идет сложнее, что нравится, а что -  нет, кто он такой и как может взаимодействовать с другими людьми, что для него ценно и чему он хочет посвятить свою профессиональную жизнь.  Именно это знание  о себе помогает быть  успешным в профессии. 

Когда начинать? Практически с рождения, но особенное внимание следует уделить подростковому возрасту 12+.  Как правило, к этому возрасту ребята сами начинают определять, чего им хочется больше, главное - не пережить пассивно эти гормональные бури, а направить их в действия и в мирное русло. Для этого важно сформировать  с самого  детства доверительные отношения  и не терять эту нить. 

С самого раннего детства можно собирать портфолио, что  нравится  ребенку, чем он любит заниматься, какие достижения и успехи демонстрирует. Тогда  к моменту выбора накопится весьма интересная для анализа история. Уверяю, сами родители смогут увидеть закономерности и  обсудить их со своим уже подростком.

Дорожка вторая. Познакомиться с профессиями

Этот путь ведет через окружающий мир профессии. Как только дети начинают играть, они копируют различные роли и профессии. Это по сути начало изучения. Чем большее количество профессий дети увидят, тем шире будет выбор. А чем большее количество профессий им удастся попробовать, пусть даже в игре  (а для старших на стажировке), тем лучше они будут ориентироваться в этом пространстве.

Что это может быть? Для малышей 6+ прекрасна Кидзания.  Это огромный развлекательно-образовательный центр. Придумали этот формат в Мексике и на данный момент по франшизе Кидзания работает в 24-х местах по всему миру. Это целая страна, где можно попробовать 100+ профессий.  К сожалению, в Беларуси пока такой нет. Ближайший город, в котором можно посетить  такой центр  - это Москва. 
 


 

Для ребят постарше постепенно становятся доступны всевозможные профориентационные кружки и курсы, специализированные лагеря.

То есть необходимый минимум  - это пройти  два пути, изучение себя плюс изучение окружающего мира с возможностью пробовать  себя через действия. Это очень общая схема. Родителей же волнуют, как правило, вполне конкретные проблемы или ситуации.  

Что же делать если…

«Мой ребенок (дошкольник) постоянно играет в  пожарного или милиционера, и я боюсь, что он выберет эту профессию».

Если запрещать ребенку играть в такие игры, скорее всего, он эту профессию выберет, чтобы наиграться в то, во что не наигрался в детстве. Посмотрите на проблемную для мамы ситуацию иначе. Ребенок хочет спасать людей. Именно так потребность мальчика защищать и быть нужным проявляется сейчас в детских играх. А может, он хочет быть героем? Возможно, ему важно внешнее признание. Возьмите это себе на заметку.  Запишите в портфолио.

Придет время, и ребенку откроется огромный мир разных профессий. Может, он захочет  стать инженером и изобретать суперэффективное оборудование для пожарных? Впереди еще множество талантов и способностей, которые ему предстоит открыть в себе. Вряд ли сегодняшние игры он связывает с опасностями этой профессии и желанием рисковать.  

 «Мой ребенок ничего не хочет (подросток чаще всего 13+)»

Если ребенок при этом психически здоров, не торопитесь делать выводы. Проведите эксперимент: записывайте все, что делает ваш ребенок пару недель подряд (а лучше месяц).  

При этом постарайтесь уточнять детали. Не смотрит в планшет,  а что именно смотрит или во что именно играет. Не выгуливает собаку, а посмотрите, играет ли он с собакой, ухаживает ли за ней или выполняет обязательную повинность.

После  двух недель  таких наблюдений постарайтесь проанализировать то, что получилось, и разбить на темы. Например, ребенок смотрел сериал о любви – сопереживание; играл в стратегические игры – стратегия; смотрел боевики, играл в стрелялки – экшн; заботливо  ухаживал за домашними питомцами или цветами – природа; общался в соцсетях и по телефону с друзьями (путь даже ни о чем)  - общение.

После этого можно вычислить, чему ваш ребенок посвящал большее количество своего времени. Вы увидите как на ладони, что для него сейчас важнее, что он ставит неосознанно в приоритеты в своей жизни. Уже отталкиваясь от этих приоритетов и ценностей, можно легче делать выводы о том, какой путь в профессию выбирать.

Если у вас хорошие отношения со своим ребенком, предложите поставить такой эксперимент вместе. Он будет записывать, что делаете вы, а  вы -  то, что делает он. Это прекрасный способ узнать друг друга получше.   

Увлечения ребенка кажутся вам несерьезными (хочет быть актером, артистом цирка, волонтером)

Часто такое происходит из-за излишней романтизации какого-то вида деятельности. Легко «лечится» возможностями попробовать и окунуться в рутинные процессы каждого из этих занятий, оказаться «за кулисами» профессии, но не с мотивирующей экскурсией, а в виде помощника, стажера, без скидок на возраст и неопытность.

Если же «лечение» не помогло, то, возможно, это призвание. Однако здесь опять-таки важно показать ребенку, что в интересной ему отрасли существует множество разных профессий. Например, я общалась с мальчишкой 13 лет, который очень хотел быть тренером по футболу, но самим футболом не занимался и вообще  не очень спортивно выглядел.  Родители не разделяли его желания. И чем больше они сопротивлялись, тем сильнее он хотел быть тренером. 

Когда я спросила почему, то в ответ услышала, что он очень любит футбол, но стать профессиональным футболистом не может, а кроме профессии тренера больше никаких не знает. Я рассказала ему о менеджменте спортивных клубов, о спортивных врачах и психологах, о комментаторах, обозревателях и спортивной журналистике. 15 минут разговора  расширили его мир.

Давайте детям больше информации. Это нам кажется, что они и так все знают из интернета, на самом деле они безумно дезориентированы, им нужны живые проводники в этом мире постоянно меняющихся профессий.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Мечтает о профессии, которая кажется вам нереальной

Это же относится к «мечтам», которые кажутся родителям нереальными. Хочет быть программистом, а с математикой не дружит. Хочет быть врачом, а крови боится. Около программирования и в медицине огромное количество профессий, в которых востребованы совершенно разные компетенции и навыки.  Всегда можно подобрать то, что будет увлекать.

Важно, чтобы это опиралось на ценности и приоритеты самого ребенка. Есть масса медицинских специализаций, не связанных постоянно с видом крови (специалист УЗИ, рентгенолог, ортопед, физиотерапевт,  психиатр, невролог и пр.).

Айтишников множество разных. Те, кто пишет код – это прекрасные математики, но они работают в команде с другими ребятами. Если это веб-программист, то к нему необходим классный дизайнер. Если  программист автоматизирует бизнес-процессы компании, то необходим экономист – постановщик задач.  Таких примеров миллионы. Важно научиться в этом ориентироваться, а не идти напролом.

Что делать если ребенку нравится многое, но быстро угасает интерес (постоянно меняет увлечения).  

В этом случае обратите внимание на его организаторские и коммуникативные способности, на лидерские качества.  Может, ему будет все равно, в какой отрасли работать, лишь бы ему дали все организовывать или управлять процессом. Пусть пробует себя во всех отраслях.

Для хорошего управленца и организатора очень важно понимать, что чувствуют люди на разных рабочих местах.

Ребенок не проявляет своих сильных сторон, не знает, чего он хочет (на любой вопрос отвечает "не знаю")

Именно в этом случае  я настоятельно рекомендую  погрузить его в такую среду, где он захочет открыть себя. Если же ребенок не принимает никаких советов, то, возможно, он сам очень хорошо знает и чувствует, куда ему идти и чем заниматься. В этом случае лучше направить свои родительские силы на то, чтобы понять, чего он хочет, и поддержать.



Обсуждают сейчас