Сейчас на сайте
Акции и события
С 31 мая по 2 июня пройдет Минский открытый роботурнир
Все о детях
Как помочь ребенку выбрать профессию? И надо ли помогать?
Это интересно
Три вопроса, которые не стоит задавать молодой матери Пары рассказали, какие «имена» они придумывают друг другу Откуда столько разводов? 5 причин, почему белорусы рушат отношения 10 вещей в родительстве, за которые можно себя простить
Фотофакт
30 лучших идей для романтичных фото
Спорный вопрос
Почему логопедические группы в саду переполнены? Убийство или выбор? Как запрет абортов в разных странах повлиял на рождаемость
Личный опыт
«Три дня не ела ничего, кроме хлеба и воды». Каким бывает домашнее насилие От чего зависит размер и форма груди после родов и кормления? «Женщина не должна превращаться в “клушу”». Как семьи делят родительские обязанности
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Мир будущего глазами детей и взрослых: любопытные открытия

01 марта 2019 года
4

Осмелимся поспорить: вы не знали, что сегодня, 1 марта, отмечается Всемирный день будущего. Обычно к этой дате финны запускают международную инициативу по образованию будущего. Беларусь также не осталась в стороне, недавно в Минске прошла открытая образовательная лаборатория на тему будущего. 50 человек собирали вместе образ 2040 года и искали ответ на вопрос, как и чему нужно учить, чтобы максимально подготовить детей к современным вызовам.
 

 

В рамках лаборатории организаторы собрали несколько возрастных групп: группа педагогов, родителей, смешанная взрослая группа, группа детей 7-11 лет и подростков 12-17 лет.

Результатами делится один из организаторов мероприятия и директор частной школы Stembridge Наталья Искорцева.

- Первый вопрос был о том, куда движется мир и мы, какие требования сейчас нам дает внешняя среда?  Главным для участников было настроиться на позитив и сформировать образ желаемого будущего. Ведь будущее - это результат ежедневных мыслей, действий, договоренностей каждого из нас. Вот многом от нас зависит, каким будет это будущее.



Будущее глазами детей

Дети сразу выходят за границы в прямом смысле и говорят о колонизации Марса или какой-то другой планеты. Школьники уверены, что это станет возможным уже в ближайшие 20-30 лет!

Жить будем долго, ведь медики к этому времени найдут лекарство от рака, а здоровый образ жизни станет еще более востребованным.  

Вообще людей в будущем дети видят «киборгами», технологии будут и дальше развиваться, гаджеты никогда не будут разряжаться, потому что под землей будет проложена подзаряжающая wi-fi/bluetooth сеть.

 

Машины будут скоростными и летающими, а самое главное – доступными: купить их сможет любой желающий.

Взрослые темы ребята также не обошли стороной. Они уверены, что терроризма совсем скоро не будет, энергия будет использоваться только из возобновляемых эко-источников, от нефти и газа люди откажутся, а ядерные отходы будут полностью обезврежены.   

Будущее глазами взрослых

Взрослые мыслят чуть более приземленно, начинали со скепсиса, но потихоньку выходили на примерно те же темы:

  • технологии для жизни: будет быстрый доступ к данным и интернету повсеместно, планшеты вместо учебников, доступные «умные» дома и транспорт, роботы во всех сферах и био-чипы. Жить люди будут в городах и уметь читать мысли даже без телефона!
  • эко-мир: производство будет безотходным, мы будем заботиться о биоразнообразии, в том числе в городах.
  • ЗОЖ и забота о себе тоже в тренде: будет меньше вредных привычек, больше спортивных людей, персонализированная медицина, а проблемы заболеваний решатся на генетическом уровне.
  • также взрослым хочется больше живого общения, чтобы отношения были искренними и сердечными, чтобы люди лучше понимали себя и других и умели жить «своей» жизнью.
  • И в целом, жизнь будет в радость: на работу только по желанию, причем много разных профессий можно будет попробовать, полная свобода самореализации в творчестве!

Неудивительно, что и взрослые, и дети с улыбками говорили: «Да, мы хотим жить в таком будущем!»
 

Образование будущего: каким оно должно быть?

Поговорив об образе жизни в 2040, о занятиях и увлечениях, о мыслях и заботах людей в будущем, участники перешли к одному из важнейших вопросов сегодняшнего образования. Какие основные навыки будут необходимы?

Что в этом будущем должен будет знать/уметь буквально каждый, чтобы быть в полной мере реализованным?  Ответы повторялись от группы к группе:

  • уметь учиться и переучиваться;
  • хотеть учиться, быть гибким и уметь решать проблемы;
  • обладать развитым мышлением (креативным, позитивным, конструктивным, критическим, гибким, самостоятельным);
  • иметь коммуникативные навыки  и уметь работать в команде;
  • обладать высоко развитым эмоциональным интеллектом и осознавать себя в мире;
  • владеть основами психологической подготовки, навыками работы с информацией (поиск, анализ, обработка, использование, презентация);
  • знать себя и уметь заботиться о себе.

Дети к этому добавляют еще цифровой аспект – базу программирования и дизайна, как минимум.

Как должна измениться школа?

И теперь пора приступать к вопросу о том, какой же должна быть школа (или что-то вместо нее), чтобы подготовить детей к такому будущему. О чем мечтают наши дети и в чем их поддерживают родители?
 


 

И вот что получилось:

  1. Самое главное, чтобы школа не была оторвана от жизни. Поэтому важна практика, практика и еще раз практика – делать, пробовать, трогать, наблюдать, в рамках экспериментов и различных проектов.
  2. Школа должна выйти за рамки здания: город со всей своей инфраструктурой становится образовательной средой, и к ней подключаются парки и леса, просто дома, онлайн-площадки, офисы и производства.
  3. Само здание школы должно быть таким, чтобы в него хотелось приходить. Уютное, комфортное, с разными лабораториями, оборудованное всем необходимым для экспериментов и исследовательского творчества, со своей территорией на открытом воздухе, с зонами отдыха для детей и индивидуальными шкафчиками.
  4. Учитель выступает наставником. А администрация школы, помимо своей привычной роли, становится хранителем ценностей школы.
  5. Образовательный минимум обсуждается и изменяется вместе с миром.
  6. Школу будут делить не на классы с одинаковой программой, а на факультеты, с возможностью менять профиль каждую четверть. Причем школа сама сможет выбирать, на чем специализироваться.
  7. Пусть будут разновозрастные учебные группы, когда в проект детей собирают не по возрасту, а по интересу к теме, знаниям и умениям.
  8. График успеваемости вместо среднего балла, чтобы каждый видел свой прогресс в динамике.
  9. Обратная связь вместо оценки. Что сделано хорошо, а в чем можно еще подтянуться – без строгих оценок, которые не всегда понятны и объективны.
  10. И вообще пусть не только учителя оценивают учеников, но и ученики - учителей. А родители - школу. А учителя – администрацию, и так далее.
  11. Школьное самоуправление, когда не «сверху» все решается, а вся школа принимает решение по разным вопросам.
  12. Пусть школьные блоги ведут сами дети. Тогда родителям будет понятно, что в жизни их детей происходит, пока они в школе. И общий интерес объединяет детей, родителей, учителей.
  13. А еще многим хочется, чтобы домашние задания стали необязательными. Чтобы ученик сам выбирал, что делать, сколько делать – потому что вокруг столько всего интересного.


Готова ли школа к таким изменениям уже сейчас? Или что сделать, чтобы быстро перестроиться на новые рельсы – это уже, видимо, другой вопрос. И к другим людям.

А каким вы видите образование будущего?

Справочно: Идея и авторская методика Лики Чекаловой – российского образовательного активиста. Организаторы Лаборатории – Школа ЛВС , Stembridge и активисты современного образования



Обсуждают сейчас