Сейчас на сайте
Все о детях
У многодетной мамы забрали ребенка. Она считает, это из-за активизма. В приюте другая информацияНе только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?
Это интересно
Мама делает смешные фото, показывающие реальную сторону материнстваПравило «зеленой ручки»: почему родителям важно о нем знать
Спорный вопрос
«Что сыну делать после уроков? Сидеть на ступеньках?» Могут ли школьников оставить без продленки Могут ли родителей наказать за то, что они отказываются прививать ребенка от гриппа?
Беременность и роды
Бандаж во время беременности и после родов: кому нужен и зачем? Объясняет акушер-гинеколог Что нужно взять в роддом и как настроиться перед отъездом? Спросили у многодетной мамы10 причин наслаждаться беременностью
Готовимся к школе
«Дети могут не понимать около 50% слов в тексте». Неочевидная причина плохих оценок в школе
Личный опыт
Мама восьмерых детей рассказала о плюсах и минусах многодетной семьи

«Может случиться нервный срыв или депрессия». Психолог о том, в 5, 6 или 7 лет идти в школу

28 апреля 2017 года
134

Споры о подходящем школьном возрасте не умолкают. В 2017 году изменения в Кодексе об образовании и вовсе всполошили общественность: теперь, чтобы отдать ребенка в школу в 5 лет, требуется только желание родителей и директора учебного заведения

 

Источник фото: pixabay.com

Хватит издеваться над нашими детьми, как можно отдать в школу в 5 лет? -

возмущаются одни родители.

А я свою в 5 лет отдала - и ничего, отучилась! -

отвечают согласные с изменениями родители.

Так все же, в 5, 6 или 7? Во сколько лет отправить ребенку в школу? Как не навредить и можно ли самостоятельно распознать готовность учиться.

Ребенок.BY задал эти вопросы Елене Громовой - детскому практикующему психологу из Москвы, более 19 лет работающему с детьми и подростками.



В 6 или 7 идти в школу. О существовании подходящего возраста

- Елена, существует ли оптимальный возраст для начала школьного пути? Так, чтобы родитель отправил ребенка в первый класс, - и спокоен?

 - Конечно, жёстких рамок здесь нет, а споры на эту тему продолжаются до сих пор. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, и у каждого свой темп развития.

Однако, не зря возраст 7 лет считался долгие годы более подходящим для того, чтобы пойти в школу.

Связано это с тем, что именно в этот период возникает так называемый "кризис семи лет", и появляется новообразование под названием "внутренняя позиция школьника".

Ребёнок уже наигрался и выполнил все основные задачи дошкольника, и теперь может и хочет перейти на новую ступень развития, иметь новые отношения в социуме и со взрослыми. Ему интересны новые знания, и он готов трудиться для их получения. 

Поэтому, когда у меня спрашивают, во сколько лучше, в 6 или 7 лет, я отвечаю, что лучше позже, чем раньше.

 

Источник фото: pixabay.com


- А если все же вышло раньше, и школьником стал не готовый к этому ребенок. Чего ждать?

- Психологически не готовый к школе ребенок, конечно, будет пытаться тянуть школьную программу. Но школьная программа и требования учителя одинаковы для всех, без поблажек.

Неготовому ребёнку учиться трудно. Он может допускать ошибки, уставать, терять мотивацию к учёбе. Силы его быстро иссякнут, и есть риск начать болеть - физически и/или психологически.

Может случиться нервный срыв или даже начаться депрессия. И это становится проблемой и для ребёнка, и для родителя, и для учителя.

- Считается, что мальчики страдают от высокой нагрузки больше. Значит, их лучше отдать учиться позже?

- Всё зависит от конкретных мальчиков и девочек - бывает разное. Но такая тенденция, всё же, существует. Девочки зачастую созревают к 6,5- 7 годам, а мальчишки на полгода -год позже. Но, в любом случае, надо смотреть на каждого ребёнка в отдельности, независимо от пола.


Источник фото: pixabay.com


- Вот родители и смотрят на своего, отдельного, ребенка. И видят: читает, считает до 100. Значит, нужно отдавать?

- Это одно из заблуждений родителей: если ребёнок умеет читать и считать - он готов к школе. На деле эти умения мало что значат.

Ребёнок может казаться родителям интеллектуально развитым, однако другие способности и процессы, нужные для обучения, не сформировались.

Вот он и читает, и считает, а учиться все равно трудно. А другой ребенок, не знающий ни букв, ни цифр, но  готовый психологически, идет в школу и всему учится максимально быстро.

- А если школьный рюкзак носит с удовольствием и сам просится в школу?

- Если говорить о желании пойти в школу, потому что "там красивые портфели и книжки", "туда идут мои друзья", "там нет тихого часа",  то это лишь внешние мотивы, а не настоящая мотивационная готовность. И мотив этот легко исчезнет при первых трудностях школьной жизни.

Мотивация, необходимая ученику - это так называемая "внутренняя позиция школьника", познавательная мотивация, когда ребёнок хочет быть учеником, хочет играть новую социальную роль, хочет узнавать и приобретать новые знания и умения, готов выполнять разные, порой непростые, задания.

Ученик должен быть самостоятельным и активным в получении знаний.


Источник фото: pixabay.com

 

- О какой самостоятельности мы говорим? Первоклашка не ходит сам в школу, занимается с помощью учителя и родителей, порой даже дома один не остается.

Прежде всего, это элементарные навыки самообслуживания:  застегнуть пуговицы, надеть и снять колготки, переодеть форму на физкультуру, застегнуть обувь.

Это умение общаться и выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, не бояться подойти к учителю и задать вопрос. Так называемая "социальная готовность".

Придя в школу, ученик сталкивается с ещё большим количеством ограничений и правил, чем это могло быть раньше. И определенным требованиям и правилам нужно уметь подчиняться.

Ну, а если говорить о выполнении домашних заданий с помощью родителей - это отдельная тема. В двух словах правило здесь такое:

Помоги мне сделать это самому.

- В основном, всегда проблемой видится раннее поступление в школу. А как быть в ситуации, когда ребенку в сентябре исполняется 6.9 лет или 7.9 лет? В каком возрасте отдавать в этом случае  и  грозит ли чем-нибудь позднее начало учебы?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно видеть ребёнка. Есть дети, готовые к обучению к школе в неполные 7 лет, а есть те, кому будет сложно учиться и в 7,5.

На мой взгляд, как я говорила ранее, -  "лучше позже, чем раньше".

Но лучший вариант -  своевременно.

Распознаем готовность учиться

- И определяют эту своевременность психологи в детском саду. Проблема в том, что в белорусских садах трудно с местами, группы переполнены и уж точно нет отдельных для 7-леток. Поэтому мнение садовского психолога, который отправляет 6-летнего ребенка в школу, может ставиться под сомнение.

- Я слышала о таких случаях. На мой взгляд, здесь проблема вот в чём.

Существует огромное количество всевозможных диагностических методик и  заданий для детей, которые собираются пойти в школу. Все они по-разному смотрят на понятие готовности к школе.

И лишь немногие диагностики  показывают действительный уровень психологической зрелости ребёнка.

Я давно работаю по диагностике профессора Н.И. Гуткиной и лично проверила ее эффективность за годы работы в садах и школах.


Источник фото: pixabay.com

Проверяем без психолога

- Если родители хотят сами провести диагностику и убедиться в готовности ребенка учиться, как им это сделать? Можно ли тут обойтись без помощи специалиста?

- Да, родители могут сами понаблюдать за ребенком и сделать с ним некоторые упражнения.

Нужно знать, что первый и самый важный параметр готовности к школе - это мотивационная готовность.

Спросите у  ребенка:

  • Хочешь ли ты идти в школу и почему?
  • Если  тебе попадётся трудное задание, будешь ли ты стараться его выполнить или бросишь?
  • Если бы можно было в этом году не идти в школу, а ещё годик поиграться с игрушками, походить в детский сад, ты бы согласился?
  • Ребенок со сформированной мотивационной сферой хочет идти в школу за новыми знаниями и умениями, он готов выполнять трудные задания, а не бросать их. Играть еще годик в куклы и машинки ему тоже не охота.

Далее проверяем произвольную сферу - способность действовать по правилу и по образцу, способность управлять своим поведением.

  • Понаблюдайте, как долго ребенок может сидеть и выполнять задание
  • Поиграйте в игру "Найди и промолчи". Нужно спрятать предмет, а задача играющих найти, шепнуть  ведущему, но молчать пока ищут другие
  • Можно поиграть в игру "Запрещённые слова" : задавать вопросы, подразумевающие ответ запрещёнными словами "чёрное"и "белое" или "да" и "нет".
  • Нарисуйте на листе бумаги простой крупный рисунок (дерево, грибок, солнце) и попросите ребёнка нарисовать точно такой же рисунок.
  • Можно провести известную методику Гуткиной «Домик».


Источник фото: dogmon.org

Если ребёнок хорошо справляется со всеми заданиями - произвольная сфера у него развита.

Третий параметр - это интеллектуальная сфера, и в ней самое важное, чтобы ребёнок был обучаем, мог обобщать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.

  • Выложите перед ребёнком вперемешку разрезные картинки (картинки, повествующие об одной истории), состоящие из 3-4 частей и попросите его разложить их по порядку: что было в начале, что потом и чем история закончилась. Пусть ребёнок составить текст к выложенной истории

И четвертый параметр - это речевая сфера. Связная ли у ребенка речь, какой  словарный запас, слышит ли ребёнок определённый звук в слове (фонематический слух).

Разрезные картинки, помимо интеллектуальной сферы, покажут и эти умения.

А чтобы узнать уровень развитости фонематического слуха, можно поискать определённые звуки в словах - "ищем звук "о" в словах, или звук "м". И называть ребёнку разные слова. "Есть этот звук в слове или нет?"

Изменения в Кодексе об образовании, или в школу в 5

- В Беларуси с нового года в Кодекс об образовании внесли изменения, которые позволяют идти в школу в  5 лет. Как вы считаете, школьная парта и 5 лет - совместимые понятия?

- Если речь идёт о "пред-школе", которая существует в некоторых западных странах, где обучение ребёнка в таком возрасте (5-6 лет) происходит в естественных условиях, где учатся через игру, а не в форме классно-урочного обучения, то вариант школы в 5 лет возможен.

Но если посадить ребёнка за парту на 45 минут в 5 лет - ничего хорошего не получится! Для детей такого возраста нужны другие условия и специально обученные педагоги.

Законы психического развития никто еще не смог  изменить. Ребёнок в возрасте 5-5.5 лет не готов к условиям обучения в обычной школе!

 

Источник фото: czentr-semya.ru

 

- Если родители воспользуются предложенной возможностью, то в одном классе смогут учиться дети 5 и 7 лет. Будет ли такой класс нормально функционировать?

- К сожалению, это действительно, проблема. Учителю и так невозможно осуществить индивидуальный подход, ведь классы наполнены и даже переполнены. Поэтому, в современной школе ставка делается либо на средний уровень детей (как было в советское время), либо на более высокий, как в современной школе.

А остальным приходится пытаться тянуться до этого уровня или "волочиться" в отстающих. Это очень жестоко по отношению к детям.

И мне всегда искренне жаль первоклашек, которых отдали в школу слишком рано, психологически незрелыми.

Во время работы в школах, я видела, каких усилий стоит им учеба, когда они ещё не готовы к ней! Они не успевают, не всегда понимают, рука не слушается, высидеть урок трудно, они устают.

Поэтому само собой разумеется, что дети, которые ближе к 7 и к 8 годам, будут выделяться на фоне тех, кому 5 или 6. И однозначно, что и детям и учителю работать в таком классе будет непросто.

А во сколько лет вы отправили своего ребенка в школу? Проводили ли диагностику готовности учиться?

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
osa300028.04.2017 в 18:40
Не понимаю, а куда торопиться? Вот для чего?
Для чего отдавать ребенка в школу в 5 лет? Вундеркинд? Может быть. Но таких детей - один на миллион. Даже если исполнится в сентябре-октябре 6, что мешает еще посидеть годик в саду? Еще годик детства. Так нет же, все стремятся быстрее жить. Научится еще бедное дите, и наработается, всего хватит. А детства больше не будет никогда.
И потом. Интересен мне вопрос продленки. Продленка только в первом и втором классе. Если отдать ребенка в 7 лет, то в третьем классе ему будет 9. В этом возрасте ребенок уже вполне самостоятельно может придти со школы домой (особенно, если школа недалеко ), открыть - закрыть дверь на ключ, переодеться, разогреть себе обед в микроволновке, позвонить родителям, если что. Я понимаю, что по закону нельзя оставлять ребенка без присмотра до сколька там?до 12 лет, что ли? Но реалии таковы, что родители работают, продленки уже нет в школе, помощь бабушек тоже не всем доступна. А если отдать ребенка в школу в 5 лет, то в третьем классе ему будет только 7. Так вот, я своего семилетку за руку в первый класс вела и обратно домой весь год и мне страшно было подумать отправить его одного, а как решать этот вопрос с теми, кого отдают в школу в 5?
Обсуждение
Фея)28.04.2017 в 11:54
Давайте с 4-х отдавать, чтобы не сильно нагружать систему образования Беларуси. Все быстрее получается...
Evochka28.04.2017 в 12:36
Точно. Быстрее работать пойдут, раньше помрут, прости Господи, меньше пенсию платить.
Jennin28.04.2017 в 13:24
Фея):
Давайте с 4-х отдавать, чтобы не сильно нагружать систему образования
Так тут же психолог адекватная,все правильно сказала.В 5 не готов,а про 6 или 7 ещё решать надо,смотреть индивидуально.
А вообще, интересно,многие ли родители рискнут в 5 отправить.
Фея)28.04.2017 в 14:00
Jennin, это сарказм был)))
Если раньше деток пяти лет даже не рассматривали, как первоклассников то теперь готовы запихнуть за парту. А смысл, они что от этого быстрее "дозреют" до школы???
Скоро начнут с 4-х за парту сажать, нечего в д/с сидеть и деньги проедать....
marsi28.04.2017 в 14:44
Старший пошел в школу в 7,5 лет. Ни разу не пожалела. Ито готовность учиться, делать д/з без напоминаний только в 8 лет появилась. Сейчас он спокойно сидит на уроках, делает домашку сам в продленке. Даже не представляю, как бы мы мучились, если бы на год раньше пошли.
Младшая пойдет в 7.
А вообще сколько можно мусолить эту тему? Все равно будут те, кто определяет готовность ребенка к школе по умению читать и писать.
Обсуждают сейчас