Сейчас на сайте
Новости портала
Минские поликлиники закрывают плановый прием. Что это значит для беременных?Зажечь звезду и помочь детям. SOS-Детские деревни приглашают поучаствовать в акции добра
Все о детях
Родителей вынуждают водить детей в школу, несмотря на эпидемию. Чем грозят пропуски?Вместо банального «Как дела?»: что спросить у ребенка после школы
Это интересно
Какой год — такие и украшения. Как белорусы декорируют квартиры к Новому годуРебенок оказался младше мамы всего на полтора года. Как это возможно?
Здоровье
«Не сиди на холодном, тебе еще рожать!» Медик о мифах, которые нужно оставить в прошломЕсли ребенок старше 5 лет, в больницу его положат одного. Родители хотят изменить это правило
Отношения взрослых
Психолог назвала главные маркеры здоровых отношений в семье
Личный опыт
Не сошлись политическими взглядами: учитель назвала ребенка «уродом», мама обратилась в милицию«Моя фабрика закрылась». Как понять, что вашей семье достаточно детей

«Может случиться нервный срыв или депрессия». Психолог о том, в 5, 6 или 7 лет идти в школу

28 апреля 2017 года
134

Споры о подходящем школьном возрасте не умолкают. В 2017 году изменения в Кодексе об образовании и вовсе всполошили общественность: теперь, чтобы отдать ребенка в школу в 5 лет, требуется только желание родителей и директора учебного заведения

 

Источник фото: pixabay.com

Хватит издеваться над нашими детьми, как можно отдать в школу в 5 лет? -

возмущаются одни родители.

А я свою в 5 лет отдала - и ничего, отучилась! -

отвечают согласные с изменениями родители.

Так все же, в 5, 6 или 7? Во сколько лет отправить ребенку в школу? Как не навредить и можно ли самостоятельно распознать готовность учиться.

Ребенок.BY задал эти вопросы Елене Громовой - детскому практикующему психологу из Москвы, более 19 лет работающему с детьми и подростками.



В 6 или 7 идти в школу. О существовании подходящего возраста

- Елена, существует ли оптимальный возраст для начала школьного пути? Так, чтобы родитель отправил ребенка в первый класс, - и спокоен?

 - Конечно, жёстких рамок здесь нет, а споры на эту тему продолжаются до сих пор. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, и у каждого свой темп развития.

Однако, не зря возраст 7 лет считался долгие годы более подходящим для того, чтобы пойти в школу.

Связано это с тем, что именно в этот период возникает так называемый "кризис семи лет", и появляется новообразование под названием "внутренняя позиция школьника".

Ребёнок уже наигрался и выполнил все основные задачи дошкольника, и теперь может и хочет перейти на новую ступень развития, иметь новые отношения в социуме и со взрослыми. Ему интересны новые знания, и он готов трудиться для их получения. 

Поэтому, когда у меня спрашивают, во сколько лучше, в 6 или 7 лет, я отвечаю, что лучше позже, чем раньше.

 

Источник фото: pixabay.com


- А если все же вышло раньше, и школьником стал не готовый к этому ребенок. Чего ждать?

- Психологически не готовый к школе ребенок, конечно, будет пытаться тянуть школьную программу. Но школьная программа и требования учителя одинаковы для всех, без поблажек.

Неготовому ребёнку учиться трудно. Он может допускать ошибки, уставать, терять мотивацию к учёбе. Силы его быстро иссякнут, и есть риск начать болеть - физически и/или психологически.

Может случиться нервный срыв или даже начаться депрессия. И это становится проблемой и для ребёнка, и для родителя, и для учителя.

- Считается, что мальчики страдают от высокой нагрузки больше. Значит, их лучше отдать учиться позже?

- Всё зависит от конкретных мальчиков и девочек - бывает разное. Но такая тенденция, всё же, существует. Девочки зачастую созревают к 6,5- 7 годам, а мальчишки на полгода -год позже. Но, в любом случае, надо смотреть на каждого ребёнка в отдельности, независимо от пола.


Источник фото: pixabay.com


- Вот родители и смотрят на своего, отдельного, ребенка. И видят: читает, считает до 100. Значит, нужно отдавать?

- Это одно из заблуждений родителей: если ребёнок умеет читать и считать - он готов к школе. На деле эти умения мало что значат.

Ребёнок может казаться родителям интеллектуально развитым, однако другие способности и процессы, нужные для обучения, не сформировались.

Вот он и читает, и считает, а учиться все равно трудно. А другой ребенок, не знающий ни букв, ни цифр, но  готовый психологически, идет в школу и всему учится максимально быстро.

- А если школьный рюкзак носит с удовольствием и сам просится в школу?

- Если говорить о желании пойти в школу, потому что "там красивые портфели и книжки", "туда идут мои друзья", "там нет тихого часа",  то это лишь внешние мотивы, а не настоящая мотивационная готовность. И мотив этот легко исчезнет при первых трудностях школьной жизни.

Мотивация, необходимая ученику - это так называемая "внутренняя позиция школьника", познавательная мотивация, когда ребёнок хочет быть учеником, хочет играть новую социальную роль, хочет узнавать и приобретать новые знания и умения, готов выполнять разные, порой непростые, задания.

Ученик должен быть самостоятельным и активным в получении знаний.


Источник фото: pixabay.com

 

- О какой самостоятельности мы говорим? Первоклашка не ходит сам в школу, занимается с помощью учителя и родителей, порой даже дома один не остается.

Прежде всего, это элементарные навыки самообслуживания:  застегнуть пуговицы, надеть и снять колготки, переодеть форму на физкультуру, застегнуть обувь.

Это умение общаться и выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, не бояться подойти к учителю и задать вопрос. Так называемая "социальная готовность".

Придя в школу, ученик сталкивается с ещё большим количеством ограничений и правил, чем это могло быть раньше. И определенным требованиям и правилам нужно уметь подчиняться.

Ну, а если говорить о выполнении домашних заданий с помощью родителей - это отдельная тема. В двух словах правило здесь такое:

Помоги мне сделать это самому.

- В основном, всегда проблемой видится раннее поступление в школу. А как быть в ситуации, когда ребенку в сентябре исполняется 6.9 лет или 7.9 лет? В каком возрасте отдавать в этом случае  и  грозит ли чем-нибудь позднее начало учебы?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно видеть ребёнка. Есть дети, готовые к обучению к школе в неполные 7 лет, а есть те, кому будет сложно учиться и в 7,5.

На мой взгляд, как я говорила ранее, -  "лучше позже, чем раньше".

Но лучший вариант -  своевременно.

Распознаем готовность учиться

- И определяют эту своевременность психологи в детском саду. Проблема в том, что в белорусских садах трудно с местами, группы переполнены и уж точно нет отдельных для 7-леток. Поэтому мнение садовского психолога, который отправляет 6-летнего ребенка в школу, может ставиться под сомнение.

- Я слышала о таких случаях. На мой взгляд, здесь проблема вот в чём.

Существует огромное количество всевозможных диагностических методик и  заданий для детей, которые собираются пойти в школу. Все они по-разному смотрят на понятие готовности к школе.

И лишь немногие диагностики  показывают действительный уровень психологической зрелости ребёнка.

Я давно работаю по диагностике профессора Н.И. Гуткиной и лично проверила ее эффективность за годы работы в садах и школах.


Источник фото: pixabay.com

Проверяем без психолога

- Если родители хотят сами провести диагностику и убедиться в готовности ребенка учиться, как им это сделать? Можно ли тут обойтись без помощи специалиста?

- Да, родители могут сами понаблюдать за ребенком и сделать с ним некоторые упражнения.

Нужно знать, что первый и самый важный параметр готовности к школе - это мотивационная готовность.

Спросите у  ребенка:

  • Хочешь ли ты идти в школу и почему?
  • Если  тебе попадётся трудное задание, будешь ли ты стараться его выполнить или бросишь?
  • Если бы можно было в этом году не идти в школу, а ещё годик поиграться с игрушками, походить в детский сад, ты бы согласился?
  • Ребенок со сформированной мотивационной сферой хочет идти в школу за новыми знаниями и умениями, он готов выполнять трудные задания, а не бросать их. Играть еще годик в куклы и машинки ему тоже не охота.

Далее проверяем произвольную сферу - способность действовать по правилу и по образцу, способность управлять своим поведением.

  • Понаблюдайте, как долго ребенок может сидеть и выполнять задание
  • Поиграйте в игру "Найди и промолчи". Нужно спрятать предмет, а задача играющих найти, шепнуть  ведущему, но молчать пока ищут другие
  • Можно поиграть в игру "Запрещённые слова" : задавать вопросы, подразумевающие ответ запрещёнными словами "чёрное"и "белое" или "да" и "нет".
  • Нарисуйте на листе бумаги простой крупный рисунок (дерево, грибок, солнце) и попросите ребёнка нарисовать точно такой же рисунок.
  • Можно провести известную методику Гуткиной «Домик».


Источник фото: dogmon.org

Если ребёнок хорошо справляется со всеми заданиями - произвольная сфера у него развита.

Третий параметр - это интеллектуальная сфера, и в ней самое важное, чтобы ребёнок был обучаем, мог обобщать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.

  • Выложите перед ребёнком вперемешку разрезные картинки (картинки, повествующие об одной истории), состоящие из 3-4 частей и попросите его разложить их по порядку: что было в начале, что потом и чем история закончилась. Пусть ребёнок составить текст к выложенной истории

И четвертый параметр - это речевая сфера. Связная ли у ребенка речь, какой  словарный запас, слышит ли ребёнок определённый звук в слове (фонематический слух).

Разрезные картинки, помимо интеллектуальной сферы, покажут и эти умения.

А чтобы узнать уровень развитости фонематического слуха, можно поискать определённые звуки в словах - "ищем звук "о" в словах, или звук "м". И называть ребёнку разные слова. "Есть этот звук в слове или нет?"

Изменения в Кодексе об образовании, или в школу в 5

- В Беларуси с нового года в Кодекс об образовании внесли изменения, которые позволяют идти в школу в  5 лет. Как вы считаете, школьная парта и 5 лет - совместимые понятия?

- Если речь идёт о "пред-школе", которая существует в некоторых западных странах, где обучение ребёнка в таком возрасте (5-6 лет) происходит в естественных условиях, где учатся через игру, а не в форме классно-урочного обучения, то вариант школы в 5 лет возможен.

Но если посадить ребёнка за парту на 45 минут в 5 лет - ничего хорошего не получится! Для детей такого возраста нужны другие условия и специально обученные педагоги.

Законы психического развития никто еще не смог  изменить. Ребёнок в возрасте 5-5.5 лет не готов к условиям обучения в обычной школе!

 

Источник фото: czentr-semya.ru

 

- Если родители воспользуются предложенной возможностью, то в одном классе смогут учиться дети 5 и 7 лет. Будет ли такой класс нормально функционировать?

- К сожалению, это действительно, проблема. Учителю и так невозможно осуществить индивидуальный подход, ведь классы наполнены и даже переполнены. Поэтому, в современной школе ставка делается либо на средний уровень детей (как было в советское время), либо на более высокий, как в современной школе.

А остальным приходится пытаться тянуться до этого уровня или "волочиться" в отстающих. Это очень жестоко по отношению к детям.

И мне всегда искренне жаль первоклашек, которых отдали в школу слишком рано, психологически незрелыми.

Во время работы в школах, я видела, каких усилий стоит им учеба, когда они ещё не готовы к ней! Они не успевают, не всегда понимают, рука не слушается, высидеть урок трудно, они устают.

Поэтому само собой разумеется, что дети, которые ближе к 7 и к 8 годам, будут выделяться на фоне тех, кому 5 или 6. И однозначно, что и детям и учителю работать в таком классе будет непросто.

А во сколько лет вы отправили своего ребенка в школу? Проводили ли диагностику готовности учиться?

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
osa300028.04.2017 в 18:40
Не понимаю, а куда торопиться? Вот для чего?
Для чего отдавать ребенка в школу в 5 лет? Вундеркинд? Может быть. Но таких детей - один на миллион. Даже если исполнится в сентябре-октябре 6, что мешает еще посидеть годик в саду? Еще годик детства. Так нет же, все стремятся быстрее жить. Научится еще бедное дите, и наработается, всего хватит. А детства больше не будет никогда.
И потом. Интересен мне вопрос продленки. Продленка только в первом и втором классе. Если отдать ребенка в 7 лет, то в третьем классе ему будет 9. В этом возрасте ребенок уже вполне самостоятельно может придти со школы домой (особенно, если школа недалеко ), открыть - закрыть дверь на ключ, переодеться, разогреть себе обед в микроволновке, позвонить родителям, если что. Я понимаю, что по закону нельзя оставлять ребенка без присмотра до сколька там?до 12 лет, что ли? Но реалии таковы, что родители работают, продленки уже нет в школе, помощь бабушек тоже не всем доступна. А если отдать ребенка в школу в 5 лет, то в третьем классе ему будет только 7. Так вот, я своего семилетку за руку в первый класс вела и обратно домой весь год и мне страшно было подумать отправить его одного, а как решать этот вопрос с теми, кого отдают в школу в 5?
Обсуждение
Фея)28.04.2017 в 11:54
Давайте с 4-х отдавать, чтобы не сильно нагружать систему образования Беларуси. Все быстрее получается...
Evochka28.04.2017 в 12:36
Точно. Быстрее работать пойдут, раньше помрут, прости Господи, меньше пенсию платить.
Jennin28.04.2017 в 13:24
Фея):
Давайте с 4-х отдавать, чтобы не сильно нагружать систему образования
Так тут же психолог адекватная,все правильно сказала.В 5 не готов,а про 6 или 7 ещё решать надо,смотреть индивидуально.
А вообще, интересно,многие ли родители рискнут в 5 отправить.
Фея)28.04.2017 в 14:00
Jennin, это сарказм был)))
Если раньше деток пяти лет даже не рассматривали, как первоклассников то теперь готовы запихнуть за парту. А смысл, они что от этого быстрее "дозреют" до школы???
Скоро начнут с 4-х за парту сажать, нечего в д/с сидеть и деньги проедать....
marsi28.04.2017 в 14:44
Старший пошел в школу в 7,5 лет. Ни разу не пожалела. Ито готовность учиться, делать д/з без напоминаний только в 8 лет появилась. Сейчас он спокойно сидит на уроках, делает домашку сам в продленке. Даже не представляю, как бы мы мучились, если бы на год раньше пошли.
Младшая пойдет в 7.
А вообще сколько можно мусолить эту тему? Все равно будут те, кто определяет готовность ребенка к школе по умению читать и писать.
Обсуждают сейчас