Сейчас на сайте
Новости портала
Есть проблема? Жалуйтесь. На портале Ребенок.BY работает Горячая линия
Mama-LIVE
Фотофакт. Детские позы для сна, которые не оставляют равнодушными Все о купании грудничков: нужно ли кипятить воду и какой делать температуру
Конкурсы и проекты
"Сколько стоит собраться в школу?" Конкурс рассказов
Все о детях
Работа няней изнутри: сколько родители платят и что требуют Как остановить детскую истерику, задав всего один вопрос
Это интересно
Если ребенок не ходит в сад в Израиле, родителей ждет повестка в суд
Школьная жизнь
Педагоги и родители о возврате к 5-балльной системе
Спорный вопрос
Как белоруски объясняют решение идти на аборт?
Здоровье
"Как это… с гинекологом?". Мужчина-акушер – о работе и личном Как родители лечат детей народными средствами
Активный отдых
"Адаптация, жара, вирусы..." Брать ли с собой ребенка в отпуск?
Новости компаний
Все о купании грудничков: какой должна быть температура воды и стоит ли ее кипятить

«Может случиться нервный срыв или депрессия». Психолог о том, в 5, 6 или 7 лет идти в школу

28 апреля 2017 года
133

Споры о подходящем школьном возрасте не умолкают. В 2017 году изменения в Кодексе об образовании и вовсе всполошили общественность: теперь, чтобы отдать ребенка в школу в 5 лет, требуется только желание родителей и директора учебного заведения

 

Источник фото: pixabay.com

Хватит издеваться над нашими детьми, как можно отдать в школу в 5 лет? -

возмущаются одни родители.

А я свою в 5 лет отдала - и ничего, отучилась! -

отвечают согласные с изменениями родители.

Так все же, в 5, 6 или 7? Во сколько лет отправить ребенку в школу? Как не навредить и можно ли самостоятельно распознать готовность учиться.

Ребенок.BY задал эти вопросы Елене Громовой - детскому практикующему психологу из Москвы, более 19 лет работающему с детьми и подростками.



В 6 или 7 идти в школу. О существовании подходящего возраста

- Елена, существует ли оптимальный возраст для начала школьного пути? Так, чтобы родитель отправил ребенка в первый класс, - и спокоен?

 - Конечно, жёстких рамок здесь нет, а споры на эту тему продолжаются до сих пор. Каждый ребенок индивидуален и неповторим, и у каждого свой темп развития.

Однако, не зря возраст 7 лет считался долгие годы более подходящим для того, чтобы пойти в школу.

Связано это с тем, что именно в этот период возникает так называемый "кризис семи лет", и появляется новообразование под названием "внутренняя позиция школьника".

Ребёнок уже наигрался и выполнил все основные задачи дошкольника, и теперь может и хочет перейти на новую ступень развития, иметь новые отношения в социуме и со взрослыми. Ему интересны новые знания, и он готов трудиться для их получения. 

Поэтому, когда у меня спрашивают, во сколько лучше, в 6 или 7 лет, я отвечаю, что лучше позже, чем раньше.

 

Источник фото: pixabay.com


- А если все же вышло раньше, и школьником стал не готовый к этому ребенок. Чего ждать?

- Психологически не готовый к школе ребенок, конечно, будет пытаться тянуть школьную программу. Но школьная программа и требования учителя одинаковы для всех, без поблажек.

Неготовому ребёнку учиться трудно. Он может допускать ошибки, уставать, терять мотивацию к учёбе. Силы его быстро иссякнут, и есть риск начать болеть - физически и/или психологически.

Может случиться нервный срыв или даже начаться депрессия. И это становится проблемой и для ребёнка, и для родителя, и для учителя.

- Считается, что мальчики страдают от высокой нагрузки больше. Значит, их лучше отдать учиться позже?

- Всё зависит от конкретных мальчиков и девочек - бывает разное. Но такая тенденция, всё же, существует. Девочки зачастую созревают к 6,5- 7 годам, а мальчишки на полгода -год позже. Но, в любом случае, надо смотреть на каждого ребёнка в отдельности, независимо от пола.


Источник фото: pixabay.com


- Вот родители и смотрят на своего, отдельного, ребенка. И видят: читает, считает до 100. Значит, нужно отдавать?

- Это одно из заблуждений родителей: если ребёнок умеет читать и считать - он готов к школе. На деле эти умения мало что значат.

Ребёнок может казаться родителям интеллектуально развитым, однако другие способности и процессы, нужные для обучения, не сформировались.

Вот он и читает, и считает, а учиться все равно трудно. А другой ребенок, не знающий ни букв, ни цифр, но  готовый психологически, идет в школу и всему учится максимально быстро.

- А если школьный рюкзак носит с удовольствием и сам просится в школу?

- Если говорить о желании пойти в школу, потому что "там красивые портфели и книжки", "туда идут мои друзья", "там нет тихого часа",  то это лишь внешние мотивы, а не настоящая мотивационная готовность. И мотив этот легко исчезнет при первых трудностях школьной жизни.

Мотивация, необходимая ученику - это так называемая "внутренняя позиция школьника", познавательная мотивация, когда ребёнок хочет быть учеником, хочет играть новую социальную роль, хочет узнавать и приобретать новые знания и умения, готов выполнять разные, порой непростые, задания.

Ученик должен быть самостоятельным и активным в получении знаний.


Источник фото: pixabay.com

 

- О какой самостоятельности мы говорим? Первоклашка не ходит сам в школу, занимается с помощью учителя и родителей, порой даже дома один не остается.

Прежде всего, это элементарные навыки самообслуживания:  застегнуть пуговицы, надеть и снять колготки, переодеть форму на физкультуру, застегнуть обувь.

Это умение общаться и выстраивать отношения как со сверстниками, так и со взрослыми, не бояться подойти к учителю и задать вопрос. Так называемая "социальная готовность".

Придя в школу, ученик сталкивается с ещё большим количеством ограничений и правил, чем это могло быть раньше. И определенным требованиям и правилам нужно уметь подчиняться.

Ну, а если говорить о выполнении домашних заданий с помощью родителей - это отдельная тема. В двух словах правило здесь такое:

Помоги мне сделать это самому.

- В основном, всегда проблемой видится раннее поступление в школу. А как быть в ситуации, когда ребенку в сентябре исполняется 6.9 лет или 7.9 лет? В каком возрасте отдавать в этом случае  и  грозит ли чем-нибудь позднее начало учебы?

- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Нужно видеть ребёнка. Есть дети, готовые к обучению к школе в неполные 7 лет, а есть те, кому будет сложно учиться и в 7,5.

На мой взгляд, как я говорила ранее, -  "лучше позже, чем раньше".

Но лучший вариант -  своевременно.

Распознаем готовность учиться

- И определяют эту своевременность психологи в детском саду. Проблема в том, что в белорусских садах трудно с местами, группы переполнены и уж точно нет отдельных для 7-леток. Поэтому мнение садовского психолога, который отправляет 6-летнего ребенка в школу, может ставиться под сомнение.

- Я слышала о таких случаях. На мой взгляд, здесь проблема вот в чём.

Существует огромное количество всевозможных диагностических методик и  заданий для детей, которые собираются пойти в школу. Все они по-разному смотрят на понятие готовности к школе.

И лишь немногие диагностики  показывают действительный уровень психологической зрелости ребёнка.

Я давно работаю по диагностике профессора Н.И. Гуткиной и лично проверила ее эффективность за годы работы в садах и школах.


Источник фото: pixabay.com

Проверяем без психолога

- Если родители хотят сами провести диагностику и убедиться в готовности ребенка учиться, как им это сделать? Можно ли тут обойтись без помощи специалиста?

- Да, родители могут сами понаблюдать за ребенком и сделать с ним некоторые упражнения.

Нужно знать, что первый и самый важный параметр готовности к школе - это мотивационная готовность.

Спросите у  ребенка:

  • Хочешь ли ты идти в школу и почему?
  • Если  тебе попадётся трудное задание, будешь ли ты стараться его выполнить или бросишь?
  • Если бы можно было в этом году не идти в школу, а ещё годик поиграться с игрушками, походить в детский сад, ты бы согласился?
  • Ребенок со сформированной мотивационной сферой хочет идти в школу за новыми знаниями и умениями, он готов выполнять трудные задания, а не бросать их. Играть еще годик в куклы и машинки ему тоже не охота.

Далее проверяем произвольную сферу - способность действовать по правилу и по образцу, способность управлять своим поведением.

  • Понаблюдайте, как долго ребенок может сидеть и выполнять задание
  • Поиграйте в игру "Найди и промолчи". Нужно спрятать предмет, а задача играющих найти, шепнуть  ведущему, но молчать пока ищут другие
  • Можно поиграть в игру "Запрещённые слова" : задавать вопросы, подразумевающие ответ запрещёнными словами "чёрное"и "белое" или "да" и "нет".
  • Нарисуйте на листе бумаги простой крупный рисунок (дерево, грибок, солнце) и попросите ребёнка нарисовать точно такой же рисунок.
  • Можно провести известную методику Гуткиной «Домик».


Источник фото: dogmon.org

Если ребёнок хорошо справляется со всеми заданиями - произвольная сфера у него развита.

Третий параметр - это интеллектуальная сфера, и в ней самое важное, чтобы ребёнок был обучаем, мог обобщать, систематизировать и устанавливать причинно-следственные связи.

  • Выложите перед ребёнком вперемешку разрезные картинки (картинки, повествующие об одной истории), состоящие из 3-4 частей и попросите его разложить их по порядку: что было в начале, что потом и чем история закончилась. Пусть ребёнок составить текст к выложенной истории

И четвертый параметр - это речевая сфера. Связная ли у ребенка речь, какой  словарный запас, слышит ли ребёнок определённый звук в слове (фонематический слух).

Разрезные картинки, помимо интеллектуальной сферы, покажут и эти умения.

А чтобы узнать уровень развитости фонематического слуха, можно поискать определённые звуки в словах - "ищем звук "о" в словах, или звук "м". И называть ребёнку разные слова. "Есть этот звук в слове или нет?"

Изменения в Кодексе об образовании, или в школу в 5

- В Беларуси с нового года в Кодекс об образовании внесли изменения, которые позволяют идти в школу в  5 лет. Как вы считаете, школьная парта и 5 лет - совместимые понятия?

- Если речь идёт о "пред-школе", которая существует в некоторых западных странах, где обучение ребёнка в таком возрасте (5-6 лет) происходит в естественных условиях, где учатся через игру, а не в форме классно-урочного обучения, то вариант школы в 5 лет возможен.

Но если посадить ребёнка за парту на 45 минут в 5 лет - ничего хорошего не получится! Для детей такого возраста нужны другие условия и специально обученные педагоги.

Законы психического развития никто еще не смог  изменить. Ребёнок в возрасте 5-5.5 лет не готов к условиям обучения в обычной школе!

 

Источник фото: czentr-semya.ru

 

- Если родители воспользуются предложенной возможностью, то в одном классе смогут учиться дети 5 и 7 лет. Будет ли такой класс нормально функционировать?

- К сожалению, это действительно, проблема. Учителю и так невозможно осуществить индивидуальный подход, ведь классы наполнены и даже переполнены. Поэтому, в современной школе ставка делается либо на средний уровень детей (как было в советское время), либо на более высокий, как в современной школе.

А остальным приходится пытаться тянуться до этого уровня или "волочиться" в отстающих. Это очень жестоко по отношению к детям.

И мне всегда искренне жаль первоклашек, которых отдали в школу слишком рано, психологически незрелыми.

Во время работы в школах, я видела, каких усилий стоит им учеба, когда они ещё не готовы к ней! Они не успевают, не всегда понимают, рука не слушается, высидеть урок трудно, они устают.

Поэтому само собой разумеется, что дети, которые ближе к 7 и к 8 годам, будут выделяться на фоне тех, кому 5 или 6. И однозначно, что и детям и учителю работать в таком классе будет непросто.

А во сколько лет вы отправили своего ребенка в школу? Проводили ли диагностику готовности учиться?