Сейчас на сайте
Беременность и роды
Все как у людей: хозяйка устроила беременной собаке фотосессию, а ее щенкам — съемку для новорожденных«Тошнило от крышечки воды». Из-за токсикоза во время беременности белоруска похудела до 40 кгЖенщин стерилизовали в школах на полу, мужчин похищали по ночам. В Индии снизили рождаемость почти втрое
*На правах рекламы
Дешевле на 40% или бесплатно. Green открыл клубы родителей и хозяев питомцев
Все о детях
Врач рассказал об интимной гигиене девочек: что надо делать часто, а о чем лучше забыть«Вы дарите любовь или продаете?» Эксперт раскрывает 4 секрета общения с детьми«Мне неуютно дома». Психолог рассказал, что такое семейный стресс и как с ним боротьсяСекрет Дании: как воспитывают детей в одной из самых счастливых стран мира?Ребенок в 4 месяца начал садиться, а в шесть — ходить. Какие ранние навыки должны насторожить родителей?
Увлечения
Мама одевает 2-летнюю дочь в стиле женщин, вошедших в историю. Посмотрите, насколько они похожи
Ребенок и школа
Ученый не смог сразу решить задачу по математике, которую задали его 7-летней дочери
Благотворительность
Трехлетнему Марку пересадили печень. Теперь на лечение надо еще 56 500 евро. Семья просит о помощи

«Смотрю на него, и сердце обливается кровью». Что делать, если у ребенка нет друзей

25 января 2021 года
6

«Я все детство провела во дворе, у меня была компания из соседских ребят, в школе я была старостой самого дружного класса в мире. Что я делаю не так? Как научить ребенка дружить? Смотрю на него, и сердце обливается кровью: как же так?» На частый вопрос родителей отвечает психолог Екатерина Сиванова.

Источник фото: unsplash.com


Я часто читаю такие вопросы в письмах и слушаю их на встречах с клиентами. Давайте разбираться, что происходит с нашими детьми? 

Сразу на ум приходит сравнение русской и советских сказок из курса фольклора на филологическом факультете: в русской сказке побеждает герой-одиночка (у него, конечно, есть помощники, но ключевое — он один), а в советской сказке — детский коллектив. 

Родители, которые задают такие вопросы, выросли в советское, в крайнем случае, в постсоветское время. Вспомните, сколько времени уделялось внеклассной работе. Одни только пионерские и комсомольские мероприятия чего стоили.  Какие-то бесконечные политинформации, на которых выступали дети, пионерские слеты, смотры строя и песни, зарница, школьный КВН, новогодняя дискотека… И все это делалось не взрослыми, а детьми. Да! Еще стенгазеты и конкурс классных уголков.

Детям надо было объединяться, надо было решать совместные задачи (здесь еще вспоминаются соревнования между классами за успеваемость). Идеей государства было объединить людей в коллективы.  Я не хочу сейчас вдаваться в глубину этой идеи и степень управляемости людьми в коллективе (например, с помощью страха) и про то, что в любом коллективе есть лидеры и те, кого ведут. Но суть ясна: детей учили дружить. Именно учили! Внушали, объясняли идеи «равенства и братства», воспитывали в них сострадание, потребность помогать другому и так далее. 

Что происходит в современном мире? 

Во дворах дети практически не гуляют. В школу — на машине или в сопровождении взрослого. Из школы забирает бабушка или няня и бегом-бегом на кружки-секции. 

После того, как ребенка «дополнительно развили», его везут домой, где кормят и сажают за уроки. Встреча со сверстниками в неформальной обстановке — это в лучшем случае день рождения ребенка (даже не буду начинать тему того, как родители изощряются и превращают обычные семейные торжества в походы в клубы, где их чада отрываются по полной — с аниматорами). 

Когда ребенок подрастает, схема остается прежней, но исполнение становится самостоятельным (хотя бывает очень по-разному, конечно). Ну, а дальше вуз или колледж. И вот здесь, если очень сильно повезет, можно еще успеть обрести друзей. Но должно совпасть много факторов.
 

Источник фото: unsplash.com


Все, что я описываю, я знаю не понаслышке. Мои старшие дети прошли этот путь. У старшего сына первый друг появился в восьмом классе, и, спустя год общения, его семья эмигрировала из страны (они до сих пор общаются, но в сети). В старшей школе появились и друзья, и дружный класс. Но там была просто невероятная классная руководительница. Еще и я вписалась в эту историю в качестве председателя родительского комитета.

У дочери с друзьями в школе было получше, но ни разу за 11 лет учебы в четырех школах не было дружного класса. Был намек на дружный коллектив в начальной школе, и учитель была лучшая из лучших, но там скорее дружили взрослые, а не дети. 

«Ваш мальчик совершенно асоциален»

Младший сын растет совсем иначе. Во-первых, в его жизни есть двор (к счастью, есть безопасный двор у дома). Во-вторых, с пяти лет у него есть футбол. А в-третьих, у нас, родителей, есть возможность забрать его из государственной школы. 

Да, детский футбол — это не про дружбу, а про конкуренцию. Да, все зависит от тренера. Но когда стайка мальчишек оказывается один на один с соперником на поле, хочешь не хочешь, они начинают взаимодействовать и слышать друг друга. И пусть на кромке поля стоят родители, которые кричат своим птенчикам: «Убей! Мочи гада!», — когда те идут в атаку на ворота, в которых стоит мой сын.

Дети всегда(!) настолько лучше своих родителей, что они пытаются дружить, несмотря на все усилия взрослых.

А в школе, из которой я забрала сына год назад, классный руководитель, учитель с 30-летним стажем, сказала мне на прощание: «Вы приняли правильное решение. Вашему мальчику не надо учиться в моем классе. Он совершенно асоциален. У него проблема с контактом».

Сейчас этот «асоциальный» мальчик — душа компании и один из самых ярких учеников образовательного центра, куда он ходит на занятия (вариант семейного обучения).

Итак, подведем итог сказанного выше: от взрослых зависит, умеют ли дружить дети, которых они воспитывают. Конечно, есть особенности человека, есть люди, которым хорошо в одиночестве, но в большинстве своем человеку нужен человек. 

Дружба — это не только совместная игра, это не только совместное времяпрепровождение. Дружба — это умение договариваться, умение слышать и слушать другого, уважать его интересы, это сопереживание и участие в здоровых, конструктивных конфликтах. 

Как можно научить ребенка дружить? 

И снова я не буду оригинальной: все начинается с семьи! 

Как общаются друг с другом члены вашей семьи? Активное слушание, я-сообщения, уважение к собеседнику, к его потребностям, к его границам. Когда все это есть в семье, когда ребенок растет в атмосфере здорового взаимодействия между самыми близкими людьми, он напитывается этим и приносит в социум.
 

Источник фото: pexels.com


Что в семье происходит с эмоциями? Как вы их выражаете? Умеете ли обращаться с ними? Когда у ребенка развит эмоциональный интеллект, тогда и в социуме он чувствует себя более уверенным. Это происходит хотя бы потому, что к таким людям (эмоционально здоровым) тянутся другие люди. 

И, конечно, читайте с детьми книги, смотрите фильмы. Во всех детских историях есть сюжеты про дружбу, про приключения друзей. Вспомните «Каникулы Петрова и Васечкина». А «Гостья из будущего»? В начальной школе самое время читать истории Владислава Крапивина (у младшего сына любимая «Трое с площади Карронад»), в средней — «Два капитана» Каверина. Ну, а подростки будут зачитываться Ремарком. 

Мы живем в мире, где на смену теплому личному общению приходит не менее теплое общение в сети. Вот только, когда мы дружили лично, нам приходилось разрешать конфликтные ситуации (куда без них?). Теперь есть кнопка «заблокировать». Сокращается количество взаимодействия, неумолимо съедается время, проведенное с друзьями, мы закрываемся в своих скорлупках. А дети растут. Растут и развиваются рядом с нами. И отражают то, что делаем мы. И здесь самое время задать главный вопрос: а что с друзьями у вас?

Источник: pravmir.ru

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Обсуждение
Syu2225.01.2021 в 12:00
Лучше быть одной, чем со школьными псевдодрузьями. На личном примере вспоминаю своих школьных друзей, то лучше бы их не было. А были они у меня потому что срабатывает у подростков стадный инстинкт, что без хоть каких-то друзей - ты никто. И не важно, что эти "друзья" с тобой дружат только из-за того, что надо списать домашку, а в остальное время смеются над твоим внешним видом и грязно обсуждают за спиной. Настоящие друзья у меня только в университете появились, а со школьными даже не здороваюсь. Время все расставляет по своим местам.
Нявка25.01.2021 в 13:12
Далеко не всем так нужны друзья и компании. У меня и в школьном возрасте их было немного, и во взрослом я общаюсь с очень ограниченным кругом людей. Но я давно поняла, что это не они плохие или я не умею заводить контакты. Когда надо - умею. Но мне как раз не надо. У меня столько моих занятий, что посиделки, еженедельные или чаще встречи просто не вписываются.
DARishka25.01.2021 в 13:28
А кто все таки страдает - ребёнок или мама, ностальгирует по советскому детству? Есть ребята, для которых очень важно внимание окружающих, но даже им не всегда нужны друзья как таковые, а скорее коллектив, в котором они могут блистать своими талантами. Есть одиночки по натуре, если дома нормальные отношения с родителями и тем более есть братья/сестры, он никак из-за этого не вырастет асоциальным и несчастным, пусть даже не обзаведётся друзьями в школе. У меня старший и младшая - интроверты, прям друзей-друзей нет пока, есть скорее приятели и буквально по одному другу/подруге, при случае знакомятся и играют с детьми на площадках и т.п., не дикие они короче), но довольно замкнутые и совершенно по разному ведут себя с близкими и малознакомыми. Средний всегда стремится в эпицентр событий, любит, чтоб все вокруг считали его другом и в целом уверен, что у него куча друзей. Хотя если посмотреть, то у него как раз таки ни с кем нет таких близких и тёплых отношений, как у брата и сестры со своими немногочисленными приятелями. У среднего отношения больше строятся на том, что он лидер в детских коллективах, многие хотят его видеть другом именно из-за этого. Но в классическом понимании это не дружба.
Ольга262625.01.2021 в 17:28
Если у ребёнка не получается дружить, то могут быть и физиологические причины - это может быть внешне абсолютно здоровый ребёнок, но могут быть проявления сдвг или другие дефициты каких-то областей мозга. У ребёнка не получается, например, следовать правилам игры, или он не понимает каких-то эмоциональных проявлений. И если есть физиологическая составляющая, то было бы хорошо сделать ЭЭГ и сходить к нейропсихологу на консультацию. Потому как примером из семьи такие моменты не исправишь. И они станут особенностью характера и выйдут во взрослую жизнь.
Фея)25.01.2021 в 22:49
Ольга2626:
Если у ребёнка не получается дружить, то могут быть и физиологические причины - это может быть внешне абсолютно здоровый ребёнок, но могут быть проявления сдвг или другие дефициты каких-то областей мозга. У ребёнка не получается, например, следовать правилам игры, или он не понимает каких-то эмоциональных проявлений. И если есть физиологическая составляющая, то было бы хорошо сделать ЭЭГ и сходить к нейропсихологу на консультацию. Потому как примером из семьи такие моменты не исправишь. И они станут особенностью характера и выйдут во взрослую жизнь.
А чем это исправляется? Наверное таблетками))))))
Обсуждают сейчас