Сейчас на сайте
Все о детях
«Ты против нашего государства?» Эмоциональный разговор учителя и школьника о БРСМ попал на аудиоКакая польза от «закаток» и надо ли давать их детям? Узнали мнение специалиста по питанию«Нам не удавалось даже одеть ребенка». Опыт мамы, чей сын отказался ходить в детский садЧто такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело житьМожно ли детям пить напитки из холодильника? Мнение врача-педиатраДетский онколог о тревожных признаках, которые должны насторожить родителей
Образование
Как запомнить все: 7 полезных техник для детей
События, обзоры, отчеты
12 марта в Минске откроется фестиваль фонарей «Королевство волшебных огней»
Личный опыт
Посмотрите, какой получилась свадьба у бедной пары с 6 детьми (они годами собирали мусор)
Благотворительность
ЮНИСЕФ предлагает дарить благотворительные открытки на основе детских рисунков
Приемные дети
Женщина решила продать детей, чтобы выжить. История одной фотографии
Секс
Мама пятерых дочерей учит их тому, что «девственность — это миф»

Какие права есть у детей и почему родители часто их ограничивают

19 января 2021 года
3

Часто, общаясь с ребенком, родители забывают, что кроме обязанностей у него есть еще и права, которые защищают национальное и международное законодательства. О каких правах идет речь? В каких ситуациях родители, сами того не замечая, подавляют ребенка? Как общество ущемляет права детей с инвалидностью? Об этом рассказала Ольга Богдель, психолог ГУ «Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития».

Источник фото: Unsplash.com

«Какие штаны ты хочешь сегодня надеть в детский сад?»

— Какие основные права детей вы бы выделили? 

— В Конвенции о правах ребенка есть четыре главных принципа: недискриминация, забота о наилучших интересах ребенка, право на жизнь и выживание и право быть услышанным. И это действительно важно — понять смысл этих норм и стараться следовать им в общении с ребенком.

Задумайтесь: не ребенок может что-то сказать, а мы с вами должны его понять, разговаривать с ним на одном языке в разном возрасте. Когда я говорю «на одном языке», я не имею ввиду сюсюканье в раннем возрасте и стремление быть на одной волне в подростковом. Речь о том, что родители всегда должны выстраивать диалог с ребенком, учитывая его интересы и потребности.

Часто под дискриминацией мы понимаем ограничение в правах людей других рас, народностей. Но при этом в первый ряд на утреннике ставим более нарядных детей или детей, которые лучше читают стихотворение. И не задумываемся, что мы делаем на самом деле. Воспитатель не спрашивает ребенка, хочет ли он выступить. Возможно, нарядный ребенок, который хорошо читает стихи, боится стоять на этом месте.

— Кто должен учить ребенка его правам? И в каком возрасте?

— По сути, ребенка приучают к его правам, как только он рождается. Мы называем человека по имени, со временем ребенок начинает понимать, что он Коля или Таня — вот пример, как реализуется право на имя, на индивидуальность. Играем на улице, купаемся в речке, идем к врачу, когда что-то болит — обеспечиваем права на здоровье и медицинское обслуживание.

Безусловно, правам детей нужно учить с раннего детства. Это можно делать как с помощью различных развивающих мультиков, так и специальных игр. Но важно понимать, что обучение не заменяет той правовой среды, в которой ребенок должен расти. Лучше жить таким образом, чтобы ребенок ежедневно понимал, что этот комфорт, радость и есть реализация его прав. При этом надо учиться поступать так, чтобы не только тебе, но и окружающим людям было хорошо и уютно — мы учимся брать на себя обязательства по реализации своих прав и прав других людей.

У многих возникает вопрос, кто должен обучать ребенка правам. Можно сказать — родители, и этот ответ напрашивается сам. Но я скажу иначе: кто, если не мы? Каждый человек, столкнувшийся с ребенком, должен осознавать свою роль в его становлении.

— Когда мы говорим о правах детей, то смотрим на них с точки зрения взрослого мира. К примеру, у ребенка есть право на образование, и это значит, что взрослый может отвести его в школу или детский сад. А сам ребенок должен понимать, что у него есть какие-то права?

— У ребенка есть право на выбор. Взрослый должен обеспечить это право. И в отличие от взрослого ребенок не знает, что ему предлагают, и не узнает, пока не попробует. Ему надо предоставлять такие возможности.

Ребенок может делать выбор в отношении даже самых элементарных вещей. Например, он может выбрать, какую одежду ему сегодня надеть. Или выбрать, куда ему идти, а куда — нет. Это право свободного выбора каждого ребенка.

Источник фото: Unsplash.com

Безусловно, родители покупают ребенку одежду. И ребенок не может диктовать родителям, что хочет конкретные вещи, потому что такая одежда может стоить дорого, а семья не может себе этого позволить. Но это не значит, что он не должен принимать участие в процессе выбора.

Любой ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Но мало его высказать. Важно, чтобы те, кому он что-то говорит, принимали это. Но зачасту мы видим, что родители начинают подавлять ребенка: «Веди себя тихо…», «Что обо мне подумают другие?», «ты меня позоришь». Но ребенок имеет право говорить, что он думает. Когда ему запрещают высказываться, он становится подавленным. Если ребенку постоянно говорить: «так делать нельзя…», «это нельзя…», «нужно делать так, как я тебе скажу», тем самым вы подавляете инициативу ребенка и блокируете его возможности и способности.

«Зачастую своим упорством родители ломают ребенку жизнь»

— У ребенка есть право на игры, отдых и свободное время? Как это правильно регулировать? Может ли ребенок сам выбирать, чем ему заниматься в свободное время?

— Иногда в нашем обществе случаются такие ситуации, когда родители хотят, чтобы их ребенок, к примеру, занимался музыкой, а сам ребенок хочет ходить на футбол. Важно разграничивать желания взрослого и ребенка. Ведь зачастую своим упорством родители ломают ребенку жизнь. Возможно, в будущем ребенок стал бы известным футболистом, а они продолжают водить его в музыкальную школу.

Важно не мешать детям развиваться в том направлении, в котором им хочется. Мы можем только помочь определиться, ведь многие дети не знают, чем хотят заниматься. Для этого ребенку нужно показать разные возможности. К примеру, поводить на разные кружки и постоянно спрашивать, что ему нравится.

Источник фото: Unsplash.com

«Детям с инвалидностью в интернатах нужна семья»

— Сегодня белорусское общество все чаще говорит об инклюзии. Страна ратифицировала Конвенцию о правах людей с инвалидностью. Но мы мало знаем о жизни этих людей. Вы работаете психологом в интернате для детей с инвалидностью. С какими проблемами сегодня сталкиваются такие дети?

— Многие боятся людей с инвалидностью. И это связано с отсутствием информированности общества о поведении и жизни этих людей. А главное — общество не знает, что люди с инвалидностью не представляют никакой опасности.

Дети с инвалидностью ничем не отличаются от других детей. Они имеют свои интересы, увлечения, друзей и, конечно, такие же права, как у остальных. Просто здоровому ребенку легче самостоятельно реализовать свое право. Он ходит в школу, получает знания. А ребенок с инвалидностью иногда не понимает, что у него есть на это право и как оно должно быть реализовано. Поэтому отдельная задача взрослых рассказать таким детям об их правах, научить понимать свое место в обществе и помочь это сделать с учетом наилучших интересов ребенка, а не людей, которые решили, что ему так лучше.

— Есть ли у детей с инвалидностью какие-то особые потребности?

— Когда ребенок чувствует безопасность, любовь и уважение, его развитие идет вперед. И для детей с инвалидностью еще важнее чувствовать безопасность со стороны взрослого. Детям с инвалидностью в интернатах нужна семья. Не у всех у них есть родители, и задача сотрудников интерната — создать домашнюю атмосферу, стать для детей больше, чем просто воспитателями и предоставить детям возможность быть в семье хотя бы на выходных, каникулах.

Источник фото: Unsplash.com

Дети с инвалидностью особенно нуждаются в тепле. И сегодня в Беларуси происходят изменения в этом направлении. Например, появляются патронатные семьи, когда детей из интернатов могут забрать на выходные или праздники люди к себе домой. Ребенок чувствует, что он не один. Было бы хорошо, если бы в Беларуси усыновляли, в том числе и таких ребят. К сожалению, право на семью у детей с инвалидностью реализовывается не в полной мере.

В 2018 году мне посчастливилось стать участницей проекта «Знать, чтобы помогать» благотворительного общественного объединения «Мир без границ». Проект длился три года и был направлен на то, чтобы помочь детям с инвалидностью лучше понять их права. «Мир без границ» разработал практическое руководство для специалистов домов-интернатов по обучению правам детей. А еще дети получили много полезного материала, который помогает учить права в игровой форме. Был созна обучающий мультфильм по правам детей, и воспитанники нашего дома-интерната его очень полюбили. А еще была разработана настольная игра о правах ребенка для детей с инвалидностью «Право имею».

Также в рамках проекта я смогла съездить в Швецию и увидела, как живут люди с инвалидностью там. В этой стране для людей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии созданы очень комфортные условия для жизни. Например, я побывала в квартире девушки с инвалидностью. Круглосуточно с ней находится ассистент, дома есть профессиональное оборудование, которое помогает сделать ее жизнь полноценной. Она может писать тексты с помощью говорящего компьютера, а в качестве реабилитации у этой девушки прописан не только курс различных массажей, но даже плавание и поездки на лошади.

Некоторые подумают, что это связано с наличием финансов, но я поняла, что главное — это отношение окружающих, родителей, специалистов. Важно спрашивать, что необходимо этим людям, а не принимать решение за них. Если мы хотим, чтобы права любых детей работали, нужно начинать с себя. Когда каждый взрослый будет работать над собой, то поменяется и общество. И не нужно будет даже говорить о правах ребенка. Они будут работать сами по себе.

Интервью подготовлено в рамках проекта «Знать, чтобы помогать», направленного на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав. «Знать, чтобы помогать» реализуется БОО «Мир без границ» совместно с Министерством труда и социальной защиты при поддержке неправительственной организации «ЭРИКС партнер по развитию» (Королевство Швеция) с августа 2018 года. Проект направлен на изучение и апробацию международных стандартов мониторинга и оценки реализации прав детей с инвалидностью, новых подходов по расширению возможностей детей с инвалидностью пользоваться правами, гарантированными Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о правах людей с инвалидностью.
Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Инна7319.01.2021 в 17:53
Руслан Блохин,
интересно, и что тут делаете, на ребенок.бай? дети есть разве?)))
быстренько на работу, ленточки срезать во двор, а то вдруг у кого падучая случится от красно-белого.
Обсуждение
DenisKozlenko19.01.2021 в 17:16
Доброго дня!
Мы много и долго говорим о ПРАВАХ ребёнка (что напрямую связано с агрессивным внедрением ювенальной юстиции), но почему так мало (читай НИ СКОЛЬКО) не говорим об обязанностях ребёнка?
Руслан Блохин19.01.2021 в 17:44
DenisKozlenko,
Потому ша проститутбай готовит из тупых школьников своих адептов невероятных протестунов ))
Инна7319.01.2021 в 17:53
Руслан Блохин,
интересно, и что тут делаете, на ребенок.бай? дети есть разве?)))
быстренько на работу, ленточки срезать во двор, а то вдруг у кого падучая случится от красно-белого.
Обсуждают сейчас