Сейчас на сайте
Новости портала
Родители сообщают, что несколько учеников минской гимназии попали в больницуТеперь и в регионах. В школах показывают детям фильм про коллаборационистов и их символику
Все о детях
Ребенку становится все хуже, но врачи не могут найти причин. Мама просит о помощиПсихолог о том, почему с детьми нельзя торговаться
Это интересно
Жуткая история: близнецы годами общались на своем языке, а потом решили, что одна должна умеретьРодители сделали 5-метровую кровать, чтобы спать вместе с детьми. Это надо видеть«При виде расчески сразу убегает». В белорусской семье живет девочка с необычной прической
Школьная жизнь
«Выжимала воду из тряпки детям на голову». Родители рассказывают, как поменяли в школе учителя
Здоровье
Из-за чего женская грудь теряет форму и какие риски несет маммопластика?Отвечает пластический хирург
Женский мир
«Не сама родила». Как после кесарева сечения женщинам навязывают чувство виныОбесценить переживания, уколоть побольнее. Почему мамы превращаются в соперниц

«Он по-другому не понимает». Что происходит с психикой, когда ребенка бьют

21 декабря 2020 года
65

Пока у нас основное внимание направлено на родителей, участвующих в протестных акциях, в России начали доводить до суда дела по избиению детей. Так, в Архангельске будут судить мать, которая била дочь за оценки ниже «отлично». В Тюмени женщина истязала детей за ошибки, допущенные при выполнении домашнего задания. В обоих случаях применение физической силы родители объясняли «методами воспитания». 

Почему даже легкие «шлепки» в воспитании детей недопустимы, рассказала «Правмиру» клинический психолог Александра Меньшикова. 

Источник фото: Unsplash.com


— У многих родителей физическое насилие ассоциируется с инструментом воспитания. Поднимая руку на ребенка, они думают, что так быстрее добьются от него желаемого поведения: «А как еще с ним разговаривать?» Люди приходят с работы уставшие, их ждут домашние заботы, а тут еще и ребенок под ногами мешается. Чтобы разговаривать и объяснять, требуются усилия, но не всегда на это есть ресурс.

Помимо заблуждений для некоторых это еще и способ эмоциональной регуляции. Человек испытывает напряжение, ему плохо, он злится, тревожится, и ребенок для него — удобный объект, на который можно безнаказанно слить негатив. Побил, поругал, снял стресс — и стало легче. К сожалению.

— Что происходит с психикой ребенка, когда его болезненно наказывают?

— Все зависит от того, насколько наказание было предсказуемо. Например, в семье установлены правила: сделаешь то-то и получишь то-то. Это лучше. Но зачастую наказывают спонтанно. Ребенок в отличие от взрослых не может вербализовать свой страх, у него возникает ощущение постоянной угрозы, потому что он доверял родителям или тем, кто заботится о нем, а эти люди причинили ему боль.

Либо второй момент — чувство вины. Родители прикрывают наказание тем, что ребенок сам виноват. Дети никогда не будут думать, что они живут с плохим человеком. Раз с ними так обращаются — значит, они это заслужили, так работает их логика.

Дети, которые пострадали от насилия, всю жизнь порой проводят с глубинным ощущением, что они плохие. Кроме того, дети становятся агрессивными. Они смотрят на взрослых: «Ага, если родителям что-то не нравится — они бьют. Ну хорошо, значит, мне тоже можно». И они, скажем, устраивают в школе драку, если вдруг что-то не так. Агрессивному поведению учатся. Но в любом случае у такого ребенка будет хронический стресс.

Источник фото: Unsplash.com

Шлепки — это тоже насилие

— С какого возраста мы начинаем осознавать свои границы?

— «Я» у ребенка формируется в 3 года. Но это история не про то, понимает ребенок, что с ним делают, или нет, здесь важен эмоциональный окрас. Когда бьют — это неприятно. «Ой, да он ничего не понимает и все забудет», — говорит родитель. Нет, все помнится, в том и дело. У ребенка нет вербальной памяти, и он не может выстроить причинно-следственную связь, но на бессознательном уровне страх все равно никуда не исчезнет. Ребенок может не помнить каких-то вещей, но у него будет фоновый уровень тревожности.

— В вашей практике были такие случаи?

— Ко мне на консультацию пришел мужчина, которого преследуют панические атаки. Кстати, есть убеждение, что мальчиков надо воспитывать строже, на самом деле это все тоже мифы.

Человек застрял в лифте и после этого боялся выйти из дома. Потом он вспомнил, что его в 5 лет насильно заперли в шкафу: он мешался под ногами, родители закрыли его, чтобы не отвлекал, похихикали и ушли гулять. Мальчик просидел там до вечера, пока его не вытащила бабушка. Причем это был разовый эпизод, и никто с ним жестоко не обращался.

К сожалению, все эти вещи хранятся в нашей памяти. Любой опыт обрабатывается, и человек может не помнить этих событий, но, сталкиваясь с каким-то объектом или ситуацией, он невольно может выдать вот такую реакцию по типу условных рефлексов.

Источник фото: Unsplash.com

— Чем опасны «просто шлепки»?

— Шлепки — тоже насилие. Насилие для ребенка — это вообще любое применение физической силы или власти со стороны взрослого, которое связано с болью и страхом. Не обязательно должна оставаться физическая травма, шлепки приносят эмоциональный вред.

Взрослого ударим — что он почувствует? Унижение. То же самое и с ребенком.

Битые дети еще часто становятся объектом буллинга в школе или организуют его вокруг других. Родителям, которые хотят воспитать ребенка личностью, невыгодно это делать — исправить последствия гораздо труднее.

Родителям стыдно признаться, что они бьют детей

— У родителей наверняка найдется аргумент: «Но если этот балбес по-другому не понимает, я ему миллион раз говорила…»

— Чтобы ребенка научить, важно опираться на его сознание. У родителей часто бывают завышенные ожидания от детей: «Почему он не понимает?» Да потому что у него мозг еще не развит. Мозг заканчивает свое созревание к 20−25 годам. Последней дозревает префронтальная кора, она отвечает за волевые процессы, за принятие решений, за ответственность и так далее. А вот сидит 5-летний ребенок, и от него требуют такого же поведения, как от взрослого.

Когда ко мне приходят родители, они не говорят с порога: «Вы знаете, я бью ребенка ремнем, давайте что-то с этим делать». Все боятся осуждения. Говорить со взрослыми на эти темы — вообще большая проблема.

Если ребенок рассказал психологу, что его били, это вызывает у родителей столько стыда!

Источник фото: Unsplash.com


Редко когда родители признаются, чаще от них слышишь оправдания: «Вот, я один раз шлепнул, но это в сердцах, я была уставшая». То есть отводят взгляд, говорят общими фразами и стараются этой темы вообще избежать.

Они стыдятся и молчат как партизаны или переносят ответственность на ребенка. «Нет, этого не было! Один раз шлепнул и все, чтобы успокоился, а так я его не бью. Вы что?! — примерно так выглядит консультация. — Он неблагодарный, не ценит, что я для него делаю. Говорю ему заниматься, он не занимается, говорю убрать за собой посуду, он не убирает…» И поэтому я часто прошу ребенка выйти из кабинета во время таких разговоров, не надо усугублять его чувство вины.

— И что решит проблему вместо ремня, если ребенок неуправляем?

— Принципы бихевиоризма. Например, метод положительного подкрепления. Ребенок выполняет задание и за это получает «награду». Но часто родители обещают неправильно: «Будешь хорошо учиться полгода, мы тебе купим iPad». А потом они сокрушаются, что даже iPad не помогает.

Почему? Это очень долгий срок. Вот он сделал уроки — и ему тут же надо что-то дать, чтобы в голове сформировалась связка: «Делать уроки вовремя — хорошо». Если он не делает уроки, то мы заранее договариваемся о правилах: «Ты делаешь уроки, ты получаешь вот этот бонус. Ты не делаешь уроки, останешься без него». Мы закладываем второй вариант, но, если дети не делают уроки, у них должны быть негативные последствия.

— Чем это отличается от насилия? Мы же все равно наказываем…

— Нет, мы заранее объясняем, что у ребенка есть выбор. Он не обязан с нами соглашаться, он может считать по-другому, нравится нам это или нет. И важно сразу на входе эти негативные последствия проговорить.

Например, если ты не сделаешь уроки, тогда вечером не получишь телефон. Важный момент — мы не угрожаем отобрать телефон, а говорим: «Смотри, надо делать уроки, у тебя есть такие варианты. Ты их сделаешь, я проверю, и ты сможешь поиграть. Второй вариант такой: ты можешь не делать, я не буду звонить и ругаться, но телефона вечером не будет. Делай выбор, мы уважаем любое твое решение».

Источник фото: Unsplash.com


— Допустим, он не сделал и бегает по дому с криками: «Верните мой телефон!» Что дальше?

— В этот момент родителям ничего не надо делать. Таким образом мы учим ребенка думать о долгосрочных последствиях. И плюс, у него не будет этого необоснованного чувства страха, что он сейчас должен спрятаться в углу комнаты и ждать, когда его накажут.

Но как еще часто бывает? Ребенку обещали конфету, игрушку, а потом: «А-а-а-а, я забыла совсем…» А он целый день старался. Ваши труды пойдут насмарку, потому что он не будет вам доверять. Это не дети плохие — это родители непоследовательные.

Еще важно, чтобы в семье все были за одно. Ведь частая история, когда мама запретила, папа запретил, а бабушка пришла и всю систему сломала: «Зачем вы отобрали телефон, пусть ребенок чуток поиграет!»

— Иногда родители говорят: «Вечером придет отец, он-то тебе всыпет». Что вызывает в психике человека отложенное наказание?

— Это вообще не работает. О последствиях нужно предупреждать и они должны быть сразу, как и положительное подкрепление. Обратите внимание: не наказание, а последствие, которое невыгодно человеку. А если мы его отложили, мы потеряли время на формирование связки.

Можно даже это наказание опустить, лучше поговорить с супругом, позвать ребенка, который хулиганит, и с ним обсудить новые правила игры. Если дети младшего школьного возраста, с ними лучше сменить серьезный тон и общаться при помощи игры. Когда все напряжены, ребенок начинает нервничать и закрываться. Если мы хотим, чтобы он выполнял какие-то пожелания, нужно, чтобы бы он доверял нам.

7 советов родителям, которые иногда бьют детей, но хотят прекратить:

1. Как в самолете: сначала наденьте маску на себя, потом — на ребенка. Займитесь своей эмоциональной саморегуляцией, старайтесь заботиться о себе, чтобы в жизни было меньше стресса.

2. Используйте принципы поведенческого научения, такие как положительное и негативное подкрепление. Подкрепление работает лучше, чем наказание. Разработайте систему своевременных поощрений за хорошее поведение.

3. Если вы договариваетесь с ребенком о каком-то правиле, то все члены семьи должны быть заодно: пусть супруг, бабушки, дедушки, дяди и тети знают, что iPad выдается только после того, как ребенок сделает уроки.

4. Отложите ремень, который иногда висит на видном месте для угрозы. Ремнем ничему нельзя научить, ребенок будет только бояться или злиться.

5. Если вы не готовы разговаривать с ребенком, самое лучшее, что вы можете сделать, — не кричать и не бить. Учитесь брать паузу. Погуляйте с собакой или просто сходите в магазин, но не идите на поводу у своих эмоций.

6. Учите ребенка выстраивать причинно-следственные связи и разговаривайте с ним. Сам он ничему не научится и будет брать пример с родителей: если вы кричите, он тоже будет это делать.

7. Ребенок — это не кукла, а отдельная личность. Он не обязан соответствовать вашим ожиданиям, быть удобным и ответственным с самого рождения в силу того, что его мозг для этого пока не развит в полной мере.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
bellaswan21.12.2020 в 14:31
maryna-m,
Случайно влепила вам + ))) жаль обратно забрать не могу )) если ребенок ворует или мучает животных, то накостылять нужно его мамаше и папаше, потому как это они не объяснили, в том числе личным примером, что чужое брать нельзя, а животных обижать оооочень плохо!
Обсуждение
maryna-m21.12.2020 в 14:11
Если ребёнок ворует или мучает животных, то в этом случае не грех и накостылять.
bellaswan21.12.2020 в 14:31
maryna-m,
Случайно влепила вам + ))) жаль обратно забрать не могу )) если ребенок ворует или мучает животных, то накостылять нужно его мамаше и папаше, потому как это они не объяснили, в том числе личным примером, что чужое брать нельзя, а животных обижать оооочень плохо!
kot--begemot21.12.2020 в 14:37
maryna-m,
Накостылять Вам надо, если ваш ребенок дошел до воровства и истязания над животными.
Ударить ребенка = Расписаться в собственной беспомощности и несостоятельности как родителя.
min21.12.2020 в 15:32
Читаю "чудо-психологов" и думаю, как это я всю школу делала уроки сама без поощрений и наказаний просто потому что - надо.Меня так ВОСПИТАЛИ, что есть слово надо, кроме хочу и не хочу... Эти горе-педагоги о таком варианте не думали? Или только как с безмозглой "жучкой"- кнут и пряник?
Балаклава21.12.2020 в 17:02
min:
Читаю "чудо-психологов" и думаю, как это я всю школу делала уроки сама без поощрений и наказаний просто потому что - надо.Меня так ВОСПИТАЛИ, что есть слово надо, кроме хочу и не хочу... Эти горе-педагоги о таком варианте не думали? Или только как с безмозглой "жучкой"- кнут и пряник?
Крайне неправильно мерить свой опыт к другим людям. Все дети разные, даже в одной семье дети разные, то, что срабатывает с одним, не сработает с другим, это такой же факт, как и то, что земля круглая. Потому и есть разные методики воспитания. А когда всех под одну гребёнку, вот тогда большое количество детей с психотравмами и неврозами. А ваше ВОСПИТАНИЕ и НАДО говорит только о том, что конкретно в вашем случае это прокатило.
Обсуждают сейчас