Сейчас на сайте
Новости портала
В Минске пройдет показ нижнего белья для беременных женщин. Приглашают желающихЧто давно пора менять в белорусской школе? Учителя поделились наболевшим
Все о детях
«Добровольные взносы — 20 рублей ежемесячно». Часто ли приходится платить за бесплатные кружкиРодителей просят заполнять «листки здоровья» на своих детей. Узнали, для чего
Это интересно
Три типа восприятия нового у детей: почему об этом важно знать родителямУченые выяснили, какие женщины ведут себя с детьми грубо и агрессивно
Спорный вопрос
«Пришла домой, а под дверью стояли соцработники из школы». Женщинам пригрозили опекой за бчб-лентыНикаких денег, пока не выполнят требования. Родители детей из 61 школы написали открытое обращение
Беременность и роды
Ученые определили максимальную прибавку в весе, которая допустима для беременныхПравда ли, что во время беременности волосы становятся гуще? Объясняет дерматовенеролог
Добрые дела
«Не начал держать голову, не сел, не пополз». Мама больного мальчика просит помощи

«Молодец — это родительское слово-паразит». Как хвалить детей, чтобы не навредить

16 сентября 2020 года
5

Как правильно хвалить детей? Казалось бы, сказал «молодец» или «умница» — и хорошо. Психолог Татьяна Скибо убеждена, что это не лучший способ поощрить ребенка. Она делится секретами похвалы, которая действительно работает. 
 

Источник фото: pixabay.com


Прежде всего, стоит заметить, что положительное подкрепление крайне важно для развития ребенка и формирования у него адекватной самооценки. Ему необходимы наша любовь, поддержка, внимание и проявление положительного отношения. Но как именно мы его проявляем? Самые распространенные средства — улыбка и то самое слово «молодец», которое в воспитании можно считать словом-паразитом. Такое обесценивание «молодца» связано, во-первых, с тем, что оно употребляется бесчисленное количество раз, а во-вторых — с умалением повода: что бы хорошего ни сделал ребенок, как бы ни проявился — все одно «молодец». И удивительнее всего то, что это очень далеко от настоящей похвалы и не решает ее задач.

Как хвалить правильно?

Сегодня специалисты говорят о том, что «молодцовый» подход к похвале игнорирует ценности, мысли и чувства, лежащие в основе поведения ребенка.

Так, ребенок может поделиться конфетой по разным причинам: «пусть похвалят» или «пусть другой не голодает». И нашему «молодцу» в данном случае не интересно, что им движет. Мы формируем внешне одобряемое поведение и растим «охотника за похвалой», который и будучи взрослым без поглаживания по головке не сможет чувствовать себя уверенным и спокойным.
 

Источник фото: pixabay.com


Надеюсь, вы уже задумались над вопросом, как быть. И понимаете, что избавиться от привычки бесконечного оценочного реагирования трудно. И дело не просто в уменьшении количества положительных отзывов, как считают сторонники точки зрения, что похвала должна быть заслуженной. Нет. Важно осознание того, что оценка всегда связана с навешиванием ярлыков, с рамками и ограничениями, внутри которых мы безраздельно управляем. Тогда как наша цель — помочь ребенку стать самостоятельным и самоценным, то есть развить у него необходимые умения и навыки и сформировать адекватное отношение к самому себе. 

Вот какой может быть альтернатива «молодцу» в трудной или впечатляющей ситуации: 

Ничего не говорите

Даже если вам представляется, что хорошее/плохое поведение ребенка — это лишь удачное / неудачное стечение обстоятельств, которое нужно подкрепить/разрушить, —  попробуйте не реагировать. Если только это не вопиющее безобразие или проявление гениальности!

Ребенок может быть разным (как и вы), он не может быть всегда исключительно положительно образцовым (как и вы).

Разрешите самой жизненной ситуации формировать у него новый опыт действия и оценки.

Дайте понять, что вы видите

Это могут быть простые безоценочные высказывания типа «О, ты уже оделся!», «Я шла помогать, а ты сам справился», которые сигнализируют, что вы в курсе достижений. Или развернутые высказывания по содержанию и процессу: «Какое яркое и теплое солнце на твоем рисунке!», «Посмотри на Аню. Видно, что она очень обрадовалась конфете, которой ты поделился!»

Согласитесь, что это ведь совсем не похвала, а приглашение к размышлениям о качестве того, что и как сделал ребенок. При этом акцент с вашей оценки смещен на чувства самого ребенка и тот эффект в других людях и обстоятельствах действия, который им произведен.

Больше спрашивайте

Еще более предпочтительнее описания, о котором речь шла в предыдущем пункте, вопросы.

Спросите у ребенка:

— Что он сам думает о своем поступке или рисунке?

— Что было сделать труднее или легче?

— Что он чувствует и испытывает по завершению дела?

Такие вопросы способствуют не только закреплению того или иного действия через его осмысленное восприятие, но и поддерживают интерес к деятельности.
  

Источник фото: pixabay.com


Казалось бы, приемы не сложные. И действенные, если вы вспомните себя в подобных ситуациях оценивания ваших действий или их результатов. Однако наши поведенческие стереотипы настолько сильны, что, наверняка, потребуется определенное усилие для освоения нового навыка похвалы. Уверена, у вас все получится! Главное — желание и тренировка.

В завершении разговора на эту непростую тему хочется сказать, что отмена похвалы в воспитательных целях совсем не означает, что из вашей жизни должны исчезнуть комплименты, выражение восторга и искренней благодарности. Но в каждом конкретном случае вам желательно хорошо себе представлять, какого эффекта вы хотите достичь, насколько вы помогаете своим детям и каков смысл вашей положительной оценки. А по тому, насколько ребенок радуется жизни и умеет ей управлять, вы можете судить о правильности использования оценочных суждений в своей родительской практике.

Источник: b17.ru

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Лучший комментарий
Nаtаli_G16.09.2020 в 9:54
Как же надоели все эти психологи с обесцениванием похвалы в виде молодца или умницы. Не нравятся вам эти слова? Ну, не хвалите своего ребенка. Задвайте ему больше размышлительных вопросов, чтоб у него, наконец, родился вопрос "А на кой ляд я вообще напрягаюсь, если маме все равно? Она же не похвалит меня, а начнет размусоливать чтозачемпочему"
Обсуждение
Nаtаli_G16.09.2020 в 9:54
Как же надоели все эти психологи с обесцениванием похвалы в виде молодца или умницы. Не нравятся вам эти слова? Ну, не хвалите своего ребенка. Задвайте ему больше размышлительных вопросов, чтоб у него, наконец, родился вопрос "А на кой ляд я вообще напрягаюсь, если маме все равно? Она же не похвалит меня, а начнет размусоливать чтозачемпочему"
Ivan Kuzin16.09.2020 в 14:20
Правільнае слова - прыгажун / прыгажуня.
Nаtаli_G16.09.2020 в 15:24
Ivan Kuzin: прыгажун / прыгажуня
***
Красавец/красавица?
Хм...
forget_me_not16.09.2020 в 17:59
Дожились! Уже и похвалить ребенка нельзя, не спросив совета у психолога)) Деятельность психологов может быть полезна, но вот до абсурда доводить не надо. У нас его сейчас и так более чем достаточно.
Марина Лаппо20.09.2020 в 16:44
Похвала похвале -рознь.
Жаль, что написанное предыдущие комментаторы так восприняли.
Обсуждают сейчас