Сейчас на сайте
Новости портала
Супруги пережили потерю близнецов, четыре выкидыша, а потом у них родилась пятерняВ Бразилии ревнивый лабрадор загрыз недоношенных детей. Узнали, как не допустить беды дома
Все о детях
Зависимость от игр у школьников: психотерапевт о том, когда родителям бить тревогу«Немец терпеть не мог, когда в доме плачут дети». История одной родовой травмы
Это интересно
Что раньше мамы использовали вместо пустышек? Удивительные факты Без романтики и нравоучений. 7 книг, которые расскажут подросткам про наркозависимость
Спорный вопрос
«Сказали, что в 10-й класс дочку не возьмут». Могут ли лишить ребенка права учиться в школе
Здоровье
«Укусил комарик, а на лице появились две жуткие шишки». Дети и насекомые: о чем важно помнить
Личный опыт
«Не теряйте связь с реальностью». В третьем декрете белоруска полностью пересмотрела свои взгляды
Добрые дела
«И волосы снова отрастут, и замуж выйдешь». Мама просит помочь исполнить обещание, данное дочке
Психология и воспитание
Дети из неблагополучных семей: какие они? Рассказывает школьный психолог

Кошмар любого родителя — когда ребенок растет лентяем. Как этого не допустить?

14 марта 2020 года

Если вы замечаете, что ребенок часто ленится, не следует правилам и вообще мало чем интересуется, кроме просиживания времени в телефоне, нужно ему помочь. Детский психолог Илья Березин делится секретами, как замотивировать маленького человека. 


Источник фото: pexels.com


Чтобы у ребенка был хороший самоконтроль и регуляция, должны созреть лобные доли мозга. Это постепенный процесс, и главный здесь — взрослый, именно с опорой на вас ребенок может учиться планировать, оценивать свои действия, следовать правилам.

Учимся хвалить

С трех лет у детей есть собственная программа действий и план поведения, и наша задача — направить их в продуктивное русло: «Здорово! Ты вот решил так сделать. А давай посмотрим, как еще можно!». Очень важна здесь похвала — но не просто надоевшее «молодец», а «молодец, потому что» (назвать причину) или «мне очень нравится, когда ты…», «у тебя очень хорошо получается…». Важна поддержка: «У тебя точно получится, сейчас сделаем вместе, потом будешь делать сам».

Мотивируем ребенка

Любое поведение начинается с мотива, и мотив помогает преодолеть любые помехи. Важно сделать цель привлекательной (по-другому мозг не работает). Тогда, в будущем, ребенок сможет ставить свои цели и выполнять их — он к этому привыкнет.

Формировать привычку научит не принуждение, а желательность выполнения задачи:
«Дедушка так много читает, вот почему он так много знает. Тогда ты сможешь рассказывать друзьям много интересных историй».
«Папа любит спорт, поэтому он такой сильный. Если ты так же будешь любить спорт, то будешь сильнее и быстрее всех пацанов».

Когда ребенок спрашивает, о чем-то, о чем он не может знать, стоит сказать: «Это очень интересно! Я бы тоже хотел узнать! Давать посмотрим в энциклопедии!». Так мы приучаем ребенка к знаниям, поиску информации и самоорганизации. Если ребенок уже сам может дать ответ на свой вопрос, важно говорить: «Мне интересно твое мнение. что ты сам думаешь об этом?». И поверьте: ребенок очень быстро найдет ответ на вопрос.

Предложите ребенку придумать, спланировать, или выбрать дело для мамы, папы, дедушки и т.д. При этом ( с вашей подсказкой) он должен объяснить и показать последовательность и цель действий так, чтобы его поняли, а затем проконтролировать процесс и оценить результат.

Просим «помоги бабушке, научи, как поливать цветы» или подводим к тому, чтобы ребенок попросил, например, помыть посуду для мамы. Тогда мы намеренно преувеличим свою некомпетентность и скажем «Откуда же я знаю, как это делать? Научи меня, пожалуйста». Так можно просить ребенка помогать убирать одежду, накрывать на стол… И просите проверить, все ли так, все ли правильно — это касается и того, что делаете вы, и того, что делает он. «Все ли мы поставили к столу», «все ли ты взял для игры?».

Учим признавать ошибки

Если допущена ошибка, очень важно, чтобы она была замечена и исправлена самим ребенком. Но для того, чтобы дети могли исправлять свои ошибки, необходимо самому научиться делать это — признавать свою правоту, извиняться. Тогда признавать свои ошибки для ребенка станет нормальным и естественным делом.

Детектор ошибок — мощная методика для формирования саморегуляции. Можно задать заведомо неправильную ситуацию — мама вытащила зимние ботинки вместо кроссовок, вазу с цветами положила в холодильник, а масло — в хлебницу, к чаю подала столовую ложку. Когда ребенок (с вашей ненавязчивой помощью) указывает на ошибки, нужно сделать на этом акцент «ой, какая я невнимательная!». В эту копилку — задания, где ребенку предлагаются нелепые сюжеты — пингвин в пустыне, магазин с фруктами на прилавке и вывеской «Обувь». Или ищем ошибку художника, который неправильно что-то нарисовал. Отличной идеей будет распечатать тексты с ошибками — как по созвучию «дочка — точка», «коза — коса», «рука — рога» , («на лугу пасется коса»), так и по смыслу («в зимнем лесу зацвели яблоки»). Школьникам уже можно дать красную ручку и исправлять уже и орфографические ошибки.
 

Источник фото: pexels.com
 

Учим составлять план

Существует только один сценарий обучения — он разворачивается шаг за шагом:

1) Принятие инструкции от взрослого
2) Переход к совместной деятельности, обсуждение инструкций и правил
3) Самостоятельная саморегуляция.

На каждом этапе важно сформулировать, чего мы хотим добиться? (и вы, и ребенок). Важно составить простой план действий — что будем делать сейчас, потом, в конце. Очень значимо решить с ребенком: а получилось ли у нас то, что мы задумывали? Все ли мы сделали, что хотели?  Научите ребенка проговаривать свои действия самостоятельно, давать инструкции себе.

Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция (вернее, наглядная демонстрация). Очень важно на всех этапах задать рамки, своего рода ограничения, необходимые для получения любого результата. 

Немаловажно спрашивать у себя — какого результата Я как родитель, хочу добиться от ребенка. Если, я, например, хочу, чтобы он успокоился, то полезно будет, если я повышу голос? Приведет ли это к результату? Если нет, то, то как по-другому я могу поступить. 

Обращаем внимание ребенка на правила

Для установления правил полезна сказка «Золотая книга». 

«Когда то, в древние времена, людей было совсем мало, и они разговаривали, как мы с тобой, понимая друг друга. Но потом их стало очень много, они разъехались по разным странам и стали разговаривать на разных языках. И постепенно перестали понимать друг друга. Но придумали книгу, в которую стали записывать самые главные и важные вещи — и все стало хорошо. Люди, которые придумали эту книгу, могут разговаривать, с кем пожелают. Но эта книга потерялась, странички разлетелись по всему миру, но их можно написать заново».

Ребенку показывают тетрадь, где уже написано несколько универсальных правил жизни. И говорится, что мы теперь будем записывать туда самое важное. И свою Золотую тетрадь вы заполняете постоянно, а ребенок — делать соответствующие рисунки. Сначала самое простое — что все говорят друг другу «спасибо» и «пожалуйста», что взрослые люди чистят зубы и умываются. Если вы идете в театр, то в «Книге» появится запись, о том, что все сидят тихо и не шелестят фантиками. Если кому-то уступают место в автобусе — это тоже записываете. А если какой-то человек не делает, как полагается — можно посетовать, что этому человеку никто не дарил книгу, и он не знает, как правильно.

Также можно и нужно написать и нарисовать с ребенком распорядок дня. Что делаем утром, что — вечером, что — днем.

Еще одна интересная методика — нарисовать на ватмане, например, утренний распорядок (подъем, чистка зубов). И на каждый рисунок наклеить конвертик. Ребенок встал с постели — в конвертик кладется карточка. Ребенок почистил зубы — карточка перекладывается в конвертик с чисткой зубов. Для одевания прекрасно подходят песочные часы — очень мощная вещь для саморегуляции.

Источник: b17.ru

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Обсуждают сейчас