Сейчас на сайте
Школьная жизнь
Как будут учиться дети, которые в понедельник не пойдут в школу «Все виснет, все ломается». Как настроили дистанционное обучение в российских школах
Спорный вопрос
«Делайте платно». Читатели жалуются, что беременным отказывают в плановом УЗИ «Солнце манит, но мы стараемся сидеть дома». Можно ли во время эпидемии гулять с детьми?
Здоровье
Клеща можно встретить даже на детской площадке. Педиатр о том, как уберечь ребенка и что делать при Безопасен ли наркоз для лечения зубов у детей? Стоматолог и педиатр отвечают на родительские вопросы Все мечты отошли на второй план. 9-летнему Яну срочно нужна лучевая терапия
Беременность и роды
Беременность и коронавирус: что делать до, во время и после родов
Личный опыт
Познакомилась с мужем в Тиндере, выбрала скромную свадьбу. Инстаблогер и свадебный организатор о лич Как сохранять спокойствие молодым мамам, когда все вокруг говорят про коронавирус? «Было ощущение, что меня вообще нет». Откровения взрослой женщины о сложных отношениях с мамой

Каждый пятый школьник проводит с гаджетами все свободное время. Должно ли нас это пугать?

25 февраля 2020 года
3

Нужно ли запрещать детям гаджеты? Как цифровой мир влияет на молодое поколение и должны ли мы, взрослые, бить тревогу? Тема эта непростая и вызывает много эмоциональных дискуссий. О каких исследованиях важно знать родителям, рассказала Татьяна Славинская-Пузыревич, автор клуба «О мозге со знанием дела».
 


 

Начну с забавных (или не очень, тут уж решайте сами) историй о том, как гаджеты захватили внимание наших детей. Все истории реальные, рассказаны очевидцами.

История первая

Малыш 10-11 месяцев от роду стоит на подоконнике, рассматривает пейзаж за окном и происходящее на детской площадке. К его огромному неудовольствию напротив детской площадки стоит микроавтобус, который закрывает ему обзор. Маленьким пальчиком тыкая на автобус, малыш пытается его сдвинуть. Одна попытка, вторая, третья, а результата нет. Микроавтобус не двигается с места. У малыша случается истерика, да такая, что быстро успокоить его не получается.



История вторая

Детская больница. Хирургическое отделение. Дети после операций в палатах. До 5 лет — с мамами, старше — одни. Все они сидят тихо и спокойно, потому что уткнулись в гаджеты. К маме девочки почти 6 лет подходит медбрат и говорит: «Я тут год, и ваша девочка первая без мобильника за все время моей работы. А то, что она читает, меня вообще поражает».

История третья

Среднестатистическая старшая группа среднестатистического детского сада Беларуси. В этом году дети из нее выпускаются и идут в школу. По результатам тестирования у психолога и логопеда только 8 детей из 27 готовы к школе по уровню психического и интеллектуального развития. Вопросы, на которые большинство затруднились ответить:

— как зовут малыша коровы;

— чего нет у рыбки: копыт или хвоста;

— может ли утка плавать;

— если подушка набита перьями, это какая подушка?

Когда у детей спрашивали, знают ли они, что означает слово "майнкрафт", все отвечали, что это игра.

У каждого второго младшего школьника есть свой телефон или планшет

Все эти примеры показывают, насколько сильно сегодня дети вовлечены в мир гаджетов. Подтверждают жизненные истории и данные статистики.

В 2019 году по заказу «Лаборатории Касперского» в 20 странах мира (в том числе и Беларуси) были проведены исследования, посвященные цифровым привычкам в семье, опыту столкновения с киберугрозами и представлениям родителей о безопасности детей в сети. Выяснилось, что наши дети и подростки являются активными пользователями сети.

У 57% белорусских детей в возрасте 7-9 лет уже есть собственный смартфон или планшет. К 15-18 годам эта цифра вырастает до 97%.

23% детей в возрасте 7-18 лет проводят с гаджетом почти все свободное время. И 30% родителей признались, что никак не контролируют и не ограничивают продолжительность использования ребенком гаджетов.
 

Источник фото: myfin.by

74% опрошенных родителей отметили, что их дети пользуются теми или иными социальными сетями. Почти 30% школьников знакомились в них с новыми людьми, в том числе — со взрослыми.


Источник фото: myfin.byскриншот из материалов презентации «Лаборатории Касперского» на пресс-конференции, состоявшейся в Минске 27 ноября 2019 года
Почему наши дети так сильно увлечены гаджетами?

Мне кажется, ответ очевиден: для родителей это самый простой способ отвоевать себя немного свободного времени. Чтобы выпить кофе в тишине, сделать срочную работу или спокойно поговорить по телефону, достаточно просто дать ребенку гаджет.

Однако это удобство имеет обратную сторону. Увлеченность детей гаджетами опасна в первую очередь тем, что негативно влияет на развитие их мозга, и как следствие — на их способность к обучению и социальному взаимодействию.

К сожалению, эти утверждения не голословны. Остановлюсь на трех самых значимых, на мой взгляд, исследованиях, которые хорошо иллюстрируют влияние гаджетов на мозг детей и подростков.

В ноябре 2019 года в журнале JAMA Pediatrics были опубликованы промежуточные результаты исследования, которое показывает взаимосвязь между временем нахождения ребенка перед экраном смартфона и целостностью белого вещества мозга в зонах, отвечающих за языковые навыки и развитие грамотности у детей в дошкольном возрасте.

В исследовании принимали участие 47 здоровых детей в возрасте от 3 до 5 лет. Длился эксперимент с августа 2017 года по ноябрь 2018 года.

Дети прошли когнитивное тестирование с последующей диффузно-тензорной трактографией (оценивалась микроструктурная организация и миелинизация трактов белого вещества). Учитывались также записи родителей о времени, которое дети проводили перед экраном гаджетов, о легкости доступа к экранам, частоте использования гаджетов и просматриваемом контенте.

И что выяснилось:

Те дети, которые проводили больше времени за гаджетами, демонстрировали худшие показатели в когнитивных тестах. Их речь была менее развита, они хуже называли предметы и были менее грамотными. На уровне мозговых структур это проявилось в изменении в миелинизации трактов: целостность структур миелиновых оболочек в тех зонах мозга, которые отвечают за язык и другие лингвистические способности человека, была нарушена.

Иначе говоря, в мозге этих детей образование новых нейронных связей, отвечающих за способность решать сложные интеллектуальные задачи и говорить, происходило медленнее. Сложность уже существующей системы нейронных связи упрощалась, некоторые связи разрушались необратимо.

Эти результаты актуализируют необходимость дальнейших исследований о взаимосвязи между использованием гаджетов в детском возрасте и структурными изменения на уровне мозга. И они явственно говорят о том, что увлечение гаджетами в детском возрасте негативно влияет на сложность нейронных связей в мозге ребенка.

Когда мобильный телефон рядом, наши способности снижаются

Интересно, что не только прямое использование гаджетов влияет на нашу способность решать сложные интеллектуальные задачи. Даже простое нахождение рядом мобильного телефона способно ослабить познавательные способности человека. К такому выводу пришла группа социальных и когнитивных психологов Адриана Ф. Уорда, Кристен Дьюк, Айелет Гнези и Мартена В. Бос. Результаты исследования были опубликованы в апреле 2017 года  в Journal of Association for Consumer Research.

В ходе работы исследовалась способность человека концентрироваться на выполнении сложного задания в зависимости от того, где находился его выключенный мобильный телефон: перед ним на столе, в кармане (сумке) или в другой комнате.

Все участники выполняли одни и те же достаточно сложные тесты, требующие высокой концентрации внимания. А затем ответили на вопрос, повлияло ли местонахождение их мобильного телефона на итоги тестирования.

И что выяснилось:

Лучше всех тест выполнили те, кто оставил свои мобильные телефоны в коридоре, а худшие результаты были у тех, чей телефон всегда был перед глазами. Объем рабочей памяти (количество информации, которое человек может удерживать в фокусе своего внимания) у тех, кто видел свои телефоны, была минимальной по сравнению с теми, кто оставил гаджеты в коридоре.

При этом участники всех групп отмечали, что местонахождение телефона никак не влияло на выполнение задания.

Отсюда был сделан вывод о том, что даже если человек не пользуется мобильным телефоном, а просто видит его в зоне доступа, его познавательные возможности снижаются. У него складывается впечатление, что телефон может помочь получить информацию, а значит, самому думать не так уж обязательно.
 

Источник фото: pexels.com
 

Этот эксперимент проводился с участием людей, средний возраст которых был 21 год. Поэтому ученые пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе использование мобильных телефонов для молодых людей могут быть очень негативными.

Находясь онлайн, мы теряем навыки общения

Но это еще не все. Оказалось, что в процессе использования гаджетов наш мозг начинает адаптироваться к ним как источникам получения информации и теряет базовые социальные навыки, необходимые для жизни в обществе. Погружение в online-коммуникацию, выстраивание социальных контактов в сети приводит к тому, что люди начинают хуже распознавать мимику людей, считывать эмоций, понимать жесты.

Так, исследование 6000 американцев в возрасте от 18 до 64 лет учеными Стэндфордского университета показало, что каждый час, проведенный в интернете, на полчаса сокращает время живого общения людей с родными и друзьями. Недостаток общения приводит к ослабеванию нейронных связей, отвечающих за социальное взаимодействие. В свою очередь это приводит к тому, что людям все труднее и труднее становится понимать друг друга.

Это исследование касалось подростков и взрослых, у которых система нейронных связей, ответственных за социальное взаимодействие, была сформирована. А что же будет с детьми, у которых она активно формируется в возрасте 10-16 лет? К сожалению, я не знаю, проводились ли такие исследования в отношении детей, но существующие данные позволяют строить далеко не самые оптимистические прогнозы.

Так что же делать? Помогут ли запреты?

Итак, у нас есть проблема: чем больше ребенок вовлечен в мир гаджетов, тем более негативными будут последствия для его мозга. Не думаю, что у этой проблемы есть простое решение. Запрет на гаджеты — не лучший вариант для поколения, которое никогда не жило в мире без интернета. Но вот что можно сделать уже сейчас для того, чтобы минимизировать негативные последствия:

1. Ограничить время контакта ребенка с гаджетом.

Существует много точек зрения о том, какое время наедине с гаджетом можно считать безопасным для ребенка. Американская ассоциация педиатров советует полностью исключить гаджеты для детей в возрасте до 2 лет, в возрасте 3-4 лет ограничить время контакта детей с гаджетами одним часом в день, разбив его на периоды 10-15 минут, в возрасте 5-10 лет — часом- полутора часами в день, а далее деликатно ограничивать медиа- и интернет-нагрузку.

2Предложить ребенку альтернативные варианты проведения свободного времени.

Отлично подойдут занятия, работающие на развитие мозга, усложнение системы нейронных связей и развитие навыков социальной коммуникации:

— театральные занятия;

— игра на музыкальных инструментах и прослушивание музыки в разных стилях (с очень желательным присутствием в плейлисте классики и джаза);

— кружки и факультативы по дисциплинам, интересным ребенку;

— рисование, лепка, поделки, любые виды творчества;

— спорт и танцы;

— изучение иностранных языков;

— чтение и изучение искусства и т.п.

3. Научить ребенка цифровой грамотности.

Рассказать ребенку о том:

— как устроены гаджеты, по каким принципам они работают, как ими пользоваться безопасно (расскажите про видеокамеры телефонов, к которым можно подключиться дистанционно, про системы геолокации, позволяющие определить местонахождение владельца гаджета);

— как мы получаем информацию, что такое интернет и как он связан с гаджетом (о том, что информация о каждом поисковом запросе и действии пользователя гаджета запоминается и сохраняется в глобальной сети);

— как люди взаимодействуют в сети, чем общение в реальной жизни отличается от общения в интернете (важно донести до ребенка мысль, что милая девочка 10 лет по ту сторону экрана может оказаться злобным дядечкой 40 лет);

 

Источник фото: pexels.com
 

— как пользоваться online ресурсами для обучения и работы (словарями, переводчиками, библиотеками, картами и т.п.);

— как формировать текстовый, голосовой поисковый запрос, запрос по картинке и видео;

— как работать с большими объемами информации, их систематизировать и проверять на достоверность;

— как работать в Word, Excel, Powerpoint и с другими программами, нужными в процессе обучения и работы;

— как создавать безопасный видео- и фотоконтент, объяснить, какие записи и фотографии ни при каких обстоятельствах нельзя выкладывать в сеть;

— как пользоваться электронной почтой, мессенджерами, социальными сетями безопасно;

— как защитить свои личные данные в сети.

Если вы хотите поднять волнующую вас тему или поделиться личной историей для статьи, пишите нам на editor@rebenok.by

Рекомендуем

Гинеколог рассказал о рисках и преимуществах
беременности после 30
О чем важно подумать родителям при обустройстве квартиры? Лайфхаки от эксперта по бытовой технике «Появление ребенка — это семейный кризис». Рассказываем, как правильно готовиться к беременности Фастфуд, переношенная беременность, вторые роды. Почему дети рождаются крупными «Если забрать резко, ребенок может начать сосать палец». Разбираемся, когда и как отучать детей от пустышки «Сначала думали: куда нам детей с 12 метрами в общежитии?». Как белорусы усыновили двух братьев и ни разу не пожалели Воздержание больше четырех дней ухудшает качество сперматозоидов. Как подготовиться к ЭКО Когда сделать ЭКО будет так же просто, как сходить в магазин? Интервью с репродуктологом «Мы не обслуживающий персонал». Учителя составили правила поведения для школьников и их родителей «Это гонка из родительского тщеславия». Мнение о том, нужно ли детям раннее развитие Без дорогих игрушек и сложного реквизита. 10+ идей, как развлечь детей дома Весенние каникулы 2020. Выбираем детский лагерь Искали на УЗИ опухоль, а нашли ребенка. Белоруски о беременностях, которые стали сюрпризом ТОП-10 мест, где отметить детский день рождения в Минске «Ты же девочка!» Рассказываем, как воспитывать детей без стереотипов Ребенок не хочет спать и сводит вас с ума? Пройдите тест и узнайте, в чем может быть ошибка Мастер-классы для детей в Минске. Готовим пиццу, пряники, рисуем на воде «Суп — это традиция». Гастроэнтеролог о детском питании и случаях, когда родители приходят слишком поздно Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2020 Познавательные музеи Минска, где обязательно стоит побывать с детьми


Обсуждают сейчас