Сейчас на сайте
Новости портала
Обязаны ли дети ходить в школу по субботам или смотреть хоккей вместо уроков? Давайте разбиратьсяСходили с ребенком на митинг и попали в СОП. Возможно ли такое?
Все о детях
Домашнюю работу задают детям, но напрягает она родителей. Почему так происходит?В Минске открывается второй спортивный центр по гимнастике и фристайлу!*
Это интересно
Мама делает смешные фото, показывающие реальную сторону материнства10 вещей, которые мешают получать радость от материнства
Фотофакт
Вышла замуж и воспитывает сына. Девушка родилась без рук и одной ноги, но ведет активную жизнь
Отношения взрослых
Из партнеров — в сожители. 5 признаков того, что развод не за горамиКак понять, что вы стали мамой для мужа (увы, так часто бывает)
Личный опыт
«С 3 месяцев ребенок сам засыпает на ночь». Мама рассказывает, как научила младенца спать
Психология и воспитание
«Молодец — это родительское слово-паразит». Как хвалить детей, чтобы не навредить

Колобок — это история для взрослых? Смысл некоторых известных сказок совсем не такой, как кажется

18 декабря 2019 года
56

Многие сказки знакомы нам с детства, но во взрослом возрасте смотришь на них по-другому. Почему убежал Колобок? О чем Курочка Ряба? Как не травмировать ребенка рассказом, как волку вспороли брюхо? И можно ли сказку заменить мультиком? Мы обсудили сюжеты известных сказок вместе с  Людмилой Коровай — руководителем психолого-педагогического центра "Страна Чудес", психологом, арт-терапевтом, сказкотерапевтом, РПТ терапевтом.

Сказки  для взрослых

Изначально, когда сказки создавались, они предназначались для взрослых, а не для детей. И рассказывались они в определенных условиях, не на ходу. Так доступным языком передавалась информация об устройстве мира от старшего поколения младшему. И только примерно 200 лет назад сказки стали рассказывать детям на основании тех рассказов, которые раньше были для взрослых.

Чтобы сделать историю для взрослого понятной ребенку, ее сильно упрощали и сокращали. Из-за этого истинная информация, которая была заложена в некоторых известных сказках, потерялась или исказилась.



Три поросенка

Так, например, в современной версии сказки «Три поросенка»  хэппи-энд. Когда волк разрушил домики братьев, поросенок Наф-Наф, чье жилище оказалось самым устойчивым, пустил их к себе и спас им жизни. Казалось бы, все логично. Но чему учит сказка?
 

Источник фото: ef.ru


В изначальной версии сказки волк съедает двух поросят, которые построили домики из соломы и веток. То есть они «не выживают» из-за своей безответственности. Сказка учит тому, что если ты слишком легкомысленный, спустя рукава относишься к делу, не задумываешься о последствиях своих действий, то тебя ждет именно такой конец. Третий поросенок ответственно подошел к делу и справился с возникшими в жизни трудностями (волк не смог ему навредить).

Современная версия, получается, пропагандирует безответственность и иждивенчество. Ведь поросята спустя рукава построили домики, но у них хеппи-энд. В жизни так не бывает.

И бесполезно после прочтения сказки объяснять ребенку, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф безответственные, с них не нужно брать пример, а третий поросенок  молодец, и на него надо равняться. Ребенок уже понял смысл сказки через метафору, он на подсознательном уровне усвоил, что можно лениться и как-то все само собой устроится. Поэтому лучше читать эту сказку «в оригинале», там посыл логичный и более правильный.

Колобок

Источник фото: pinterest.com


В этой сказке, пока она дошла до наших дней, сильно изменилась песенка Колобка. В первоначальной версии звучит так:

Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
У тебя, волка, не хитро уйти!
У тебя, медведя, не хитро уйти!
У тебя, лиса, и подавно уйду!

Предлог У в современном значении  это предлог В (а в белорусском языке у нас до сих пор аналог русского предлога в  это предлог у).

И смысл получается такой:

Я в бабушку пошел,
Я в дедушку пошел,
Я в дедушку пошел,
Я в бабушку пошел,
В тебя, заяц, не хитро пойти!
В тебя, волк, не хитро пойти!
В тебя, медведь, не хитро пойти!
В тебя, лиса, и подавно пойду!

То есть в первоисточнике, в старинном варианте, получается, что речь идет о внутренних ресурсах героя, которые он по роду получил от своих предков, а также о ресурсах, которые приобрел на своем жизненном пути.
 

Источник фото: diafilmy.su


И тогда получается, что смысл у этой сказки совсем другой. Возможно, (если рассматривать метафорический смысл содержания сказки с точки зрения психологии), Колобок олицетворяет собой мужское начало. На своем пути он встречал зайца, волка, медведя  это тоже символы мужского начала. И у них не получалось взаимодействия. А Лиса  это символ женского начала. И она не съела Колобка, а они с ним объединились, то есть посыл сказки подсознанию через метафору  единение мужского и женского начала.

Поэтому эта сказка про гармонию мужского и женского начала в каждом из нас. Ведь многие проблемы у людей возникают из-за того, что они не признают в себе одно из начал. Яркий пример  папы часто говорят сыновьям: «Мужчины не плачут». Это и есть отрицание женского начала в мужчине.

Волк и семеро козлят

Интересна для анализа и эта сказка, поскольку в ней есть послание и для ребенка, и для мамы. Козлята в сказке  дети послушные, но на самом деле не очень умные. И только один из них умный  тот, который спрятался от Волка и потом рассказал маме о случившемся.
 

Источник фото: pinterest.com


Эта сказка говорит о том, что опасно быть глупым и не уметь подстроиться под ситуацию. Козлята послушные, знают запреты, но они не смогли сориентироваться в непривычной, нестандартной ситуации ,когда пришел Волк.

А Мама-коза, можно сказать, была гиперопекающей и не развивала в детях самостоятельность, лабильность, их умственные и творческие способности. Она излишне оберегала детей: научила их закрывать дверь на засов, а что делать в случае опасности  нет.

Сказка как бы говорит мамам:

Если вы не научите детей справляться с трудностями, быть сообразительными и самостоятельными, то этому их научит жизнь (как Волк в сказке). Поэтому не опекайте излишне детей, позволяйте и помогайте им расти и взрослеть.

Курочка Ряба

Несмотря на свою простоту, эта сказка очень сложна и символична. И из-за того, что до наших дней она дошла в сильно измененном виде, может быть непонятно: о чем она?
 

Источник фото: dialogimam.com

Золотое яйцо в сказке можно рассматривать как множество символов. Оно может быть символом и материального богатства, и здоровья, и какой-то духовной ценности, и самой жизни. И дед с бабой били его, то есть пытались получить какую-то выгоду от яйца. А мышка  символ случайности  разбила яйцо, и дед с бабой остались ни с чем, поэтому они плачут.

То есть дед с бабой не уберегли то ценное, что им было дано, отнеслись к этому не бережно. Но Курочка снесла им обычное яйцо. То есть жизнь на этой неприятности не заканчивается.

Когда золотое яйцо рассматривают как символ смерти, а простое яйцо как символ жизни, тогда это сказка о победе жизни над смертью. Несмотря на сложный метафорический смысл дети усваивают из сказок именно его. Они ближе к природе, к интуитивным знаниям, поэтому могут понять этот глубинный смысл, заложенный в сказках.

Жестокость в сказках

Бывает, родителей пугают жестокие сцены в сказках: кого-то съели, с кем-то расправились или вспороли брюхо. Но стоит помнить, что такое настороженное восприятие сказки  это часто личная тревожность самого родителя, он видит сюжет сказки через призму своего восприятия и жизненного опыта.

На самом деле такие эпизоды в сказках не про жестокость. Сражение со Змеем Горынычем, Кощеем, монстрами  это все нужно герою сказки, чтобы, пройдя испытания, перейти на новый уровень и трансформироваться, то есть повзрослеть и приобрести новые качества.

И надо понимать, что, когда в сказке «рубят монстра», расправляются с кем-то, то имеется в виду не буквальное убийство, а избавление от того, что этот монстр символизирует. Именно поэтому в первоначальной версии сказки «Три поросенка» Волк съел двоих поросят, потому что это символизирует борьбу с ленью и безответственностью. И ребенок воспринял бы эту информацию на уровне символов правильно, не испугавшись.

Сказки и мультики

Сейчас очень много мультфильмов в свободном доступе. Но родителям стоит понимать, что допустимый максимум для просмотра мультфильма ребенком  20-30 минут в день. Пусть это будет советский мультфильм или короткий мультфильм по русской народной сказке. Тогда от этого будет польза.
 

Источник фото: zclub.aiv.by


Так, например, в сказке Маша и Медведь хорошо показан жизненный урок для девочки. Поход в лес  это выход во взрослую жизнь. Медведь  это символ изменившихся условий, к которым надо уметь адаптироваться, чтобы стать взрослым. Маша успешно адаптировалась и, перехитрив Медведя, вернулась домой уже в ином качестве, повзрослевшей. Уже не девочкой, а девушкой. Эта сказка про взросление девочки.

А когда на основе этих героев сделали многосерийный мультфильм, то совсем непонятно, о чем он. Чему учит детей? Современные родители слишком легкомысленно относятся к мультикам: ребенок «сидит в них»  и дома тишина и покой. А то, что у ребенка идет перегрузка нервной системы непонятно какой информацией  об этом родители, к сожалению, не задумываются. А ведь именно в детском возрасте происходит формирование психики, она неустойчива, пластична и податлива. И та информация, которая сейчас «записывается» в подсознание через метафоры, остается там на всю жизнь и будет влиять на человека в будущем.

До какого возраста ребенку нужны сказки?

У сказок нет возрастных ограничений. Когда взрослые читают фантастику и фэнтэзи, смотрят фильмы про инопланетян или «ужастики»  это все ведь тоже сказка.

При выборе сказок для ребенка маме желательно полагаться на свою интуицию, чувствовать, нравится ли ей сказка или нет, дорос ее ребенок до нее или еще нет. Например, сказки «Синяя Борода», «Красная Шапочка» лучше читать детям постарше  после 3-4 класса. Совсем малышам подойдут народные песенки, потешки и прибаутки, так как они создавались именно для детей и в них меньше искажений первоначального смысла, чем в сказках.
 

Источник фото: lenta.ua


Если после прочтения сказки ребенок повторяет поведение отрицательного героя, родителям не стоит пугаться. Скорее всего, в этом образе, есть что-то, что в данный момент актуально для ребенка. Что-то, что перекликается с его внутренним состоянием, с его переживаниями. Дайте ребенку возможность «пожить» в этой роли, прожить те чувства и эмоции, которые он в данный момент испытывает. Хорошо, если в этот момент взрослые поддержат ребенка, организуют сюжетно-ролевую игру, организуют мини-спектакль, предложат этого героя нарисовать или вылепить из соленого теста или пластилина.

Например, ребенок изображает волка из сказки. Скорее всего, он таким образом дает выход своей агрессии и стоящей за ней накопившейся злости или даже гневу. И если в этот момент ребенку запрещать «перевоплощаться в волка» и говорить ему, что так делать нельзя, то он эту агрессию, скорее всего, проявит в другом месте и по-другому. Например, ударит кого-то.

Поэтому будьте мудрыми родителями, старайтесь не запрещать что-то своим детям, а учитесь понимать, что происходит с ребенком, какова истинная причина его «странного» поведения. Если самостоятельно это сделать сложно, всегда есть возможность обратиться к специалистам, в частности к детскому психологу.

Марта Разумовская

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Yana198118.12.2019 в 14:20
Вот интересно у автора: сожранный поросёнок - это просто сожранный поросёнок, потому что нефиг халтурить при строительстве, а сожранный Колобок - это единение мужского и женского начал и прочие красивые материи. "Тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали..."
Обсуждение
Andkr18.12.2019 в 12:23
Цитата:
Бывает, родителей пугают жестокие сцены в сказках: кого-то съели, с кем-то расправились или вспороли брюхо. Но стоит помнить, что такое настороженное восприятие сказки — это часто личная тревожность самого родителя, он видит сюжет сказки через призму своего восприятия и жизненного опыта.
На самом деле такие эпизоды в сказках не про жестокость.
Ну а про что, интересно?
Сказки из жизни, из сурового Средневековья.
Вот, например, французские сказки. Жуть на жути. Постоянно кого-то жрут, убивают, пытают. Какие-то людоеды. Мама умерла, детей нужно отвести в лес зверям...
Как такое читать ребенку - решительно непонятно.
Nаtаli_G18.12.2019 в 12:59
И бесполезно после прочтения сказки объяснять ребенку, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф безответственные, с них не нужно брать пример, а третий поросенок — молодец, и на него надо равняться. Ребенок уже понял смысл сказки через метафору, он на подсознательном уровне усвоил, что можно лениться и как-то все само собой устроится. Поэтому лучше читать эту сказку «в оригинале», там посыл логичный и более правильный.
***
Не надо считать детей дураками, прекрасно они понимают, на кого надо равняться, если правильно объяснить.
------------------
Про Колобка, уж простите, бред от начала до конца.
Хотя нет, без простите. Просто бред.
------------------
Психологи такие "психологи".
Nаtаli_G18.12.2019 в 13:00
Andkr:
Вот, например, французские сказки. Жуть на жути. Постоянно кого-то жрут, убивают, пытают. Какие-то людоеды. Мама умерла, детей нужно отвести в лес зверям...
Как такое читать ребенку - решительно непонятно.
Andkr:
стоит помнить, что такое настороженное восприятие сказки — это часто личная тревожность самого родителя, он видит сюжет сказки через призму своего восприятия и жизненного опыта.
Natick18.12.2019 в 13:31
"Современная версия, получается, пропагандирует безответственность и иждивенчество. Ведь поросята спустя рукава построили домики, но у них хеппи-энд".
А почему современная версия не может научить ребенка тому, что надо помогать тем, кому грозит опасность; что втроем легче победить зло, да и не так страшно; что надо уметь прощать друзей, даже если они глупо себя вели, но потом поняли и признали свои ошибки. ))
Natick18.12.2019 в 13:33
Andkr:
Ну а про что, интересно? Сказки из жизни, из сурового Средневековья. Вот, например, французские сказки. Жуть на жути. Постоянно кого-то жрут, убивают, пытают. Какие-то людоеды. Мама умерла, детей нужно отвести в лес зверям... Как такое читать ребенку - решительно непонятно.
Да-да, "Мальчик с пальчик", "Синяя борода". Я пока "Синюю бороду" пропускаю))). Или если по ходу что-то встречаем - сама сочиняю на ходу)))).
Обсуждают сейчас