«Приходите, когда дети подрастут». За что общество и соцсети стыдят матерей
На рекламных щитах пишут, что ребенок будет похож на няню, руководители стараются не брать на работу женщин с детьми. Основатель проекта Selfmama Анна Зырянова, у которой трое детей, рассказала, за что стыдят матерей и как с этим можно бороться.
Мать обязательно должна страдать
Я стала мамой в 30 лет в первый раз, в 2010-м году родился мой старший сын. До декрета я работала, и в принципе была на 150% отдана профессии. У нас была очень классная команда, мы делали совершенно прекрасные вещи. Став мамой, я оказалась в социальном вакууме.
Мой мир перевернулся с ног на голову. Я отчаянно пыталась найти инструкцию к ребенку. И если в своей профессии мне удалось добиться определенного профессионального признания, то здесь я была «мать-любитель».
Первыми людьми, оказавшими большое влияние на мое чувство стыда и пробудившие во мне осознание, что я не успешна как мать, как ни странно, были мои близкие.
Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что мои родители таким образом выражали свою тревогу: они сами не знали, что делать с этим младенцем. Я не знаю, что с ним делать. Тревога зашкаливает. И поэтому все друг друга ругают. Вот этот паттерн — когда тебе тревожно, поругай другого — укоренился плотно. Мне кажется, у нас это общенациональная история. Мало кто в состоянии действительно подойти, положить руку на плечо и сказать: «Я вижу, ты устал, давай я тебе помогу».
Мы не можем сказать человеку, который находится в горе: «Я тебе сочувствую». И сейчас, когда общение все больше уходит в онлайн, в сообщения и тексты, этого навыка очень не хватает. Мы не умеем вести дискуссию, правильными словами описывая то, что мы чувствуем.
Когда ты совмещаешь материнство со своей профессией, все время что-то одно проваливается. Я научилась философски к этому относиться: «Провалилось и провалилось. В конце концов, у ребенка еще есть отец, бабушки, дедушки. Ну, значит, не я сегодня его спать уложила и сказку почитала. Значит, будет кто-то другой». Но тогда, в 2010 году, мне казалось, что если не я, то никто; что лучше меня никто не сделает и что обязана это делать только я.
Кроме того, давил общий фон из тех же книг, опыта поколения, интернет-сообществ с сообщениями, что «мать должна», «мать обязана». Ты не просто должна быть матерью, ты должна страдать. Прям по Достоевскому. Не наслаждаться жизнью с ребенком, а постоянно заморачиваться.
При этом я глубоко убеждена, что для современной женщины, которая живет в большом городе, получает высшее образование, недостаточно быть просто матерью. Мы живём в XXI веке, а не в первобытном обществе. Да, у нас так устроена жизнь. Для большинства жителей крупных городов самореализация так или иначе происходит через выбранную профессию. Человек потратил на это полжизни. Учился в школе, потом в институте, потом пытался где-то работать. Так или иначе потратил на это 10–15 лет жизни до того, как родился ребенок.
Но все это немножко сдвигает материнский подвиг. Вот на этом контрасте и возникает конфликт. Материнство — это действительно сложный путь внутреннего роста и развития через собственного ребёнка, а не сахарная патока из рекламы подгузников. И совершенно нормально при этом хотеть чего-то другого, а не слушать хор стройных голосов, что главная задача женщины — это родить. Зачем тогда нам высшее образование? Зачем в школу ходим? Есть много других разных задач, которые современная женщина выполняет в этом мире.
Работающую мать стыдит даже реклама
Детей всегда воспитывали сообща. Даже я помню. Мы жили в одном доме, где квартиру выдавали всем маминым сослуживцам. Если ей нужно было срочно убежать, приходила подружка матери из соседнего дома и сидела со мной. Если подружка не могла, у нас были соседи, которых мы знали по именам и могли вместе играть. В крайнем случае всех выгоняли во двор и приставляли к нам чью-нибудь бабушку, которая просто следила, чтобы мы не убились. Была какая-то возможность подкидывать детей друг другу.
Сейчас, когда в городе все перемешались, ты порой не знаешь, кто твои соседи. И мы живем, что называется, нуклеарными семьями. Ты должен сам создать себе все возможности для помощи и поддержки. Такого раньше не было вообще в принципе. А сейчас есть социальная реклама «Ребенок весь в няню, а где же ты?», которая стыдит работающих родителей.
На самом деле она только вредна и никакой поддержки не оказывает. Она бьет именно по тому, на кого не ориентирована, кто и так уже обладает внутренней совестью. Тем более такая реклама будто указывает, что няни — зло, которое ребенка учит не тому. А я вот не понимаю, как можно справляться без няни, если ты работаешь фул-тайм. Если ты хочешь в жизни видеть что-то, кроме детских площадок, поликлиник, школьных чатов и в семье нет бодрых бабушек, няня будет незаменима.
Есть статистика по разным странам: сколько ВВП теряет государство, если женщина выбирает сидеть дома и заниматься только воспитанием детей. Есть статистика, которая утверждает, что процент домашнего насилия в семьях ниже там, где женщина работает и у нее есть профессия. То есть вопрос женской занятости — очень острый. Достаточно посмотреть на статистику разводов и неплатежей по алиментам. Всегда есть риск того, что ты останешься с ребенком одна.
Как должно измениться отношение к матерям
Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем материнство и наличие детей считалось знаком качества сотрудника. Это моя глобальная миссия в Selfmama. Ведь я не «работник, у которого дети будут болеть, то есть постоянно будет брать больничный». Я работник, который прокачал огромное количество скиллов, который вырос над собой, повзрослел, обрел ответственность, не будет скакать с места на место и понимает, как вести переговоры. Люди, которые умеют договориться с трехлеткой, продвинулись на высший уровень коммуникации.
Наступят те времена, когда работодатель будет смотреть в резюме и говорить: «Вау, мама маленького ребенка! Круто, берем!»
Как в свое время смотрели на резюме человека со свободным английским языком. И я вижу, что сейчас немножечко меняется этот мир. Хотя бы на уровне декларируемых принципов. Потому что заговорили про разнообразие и инклюзию. Есть исследования, что смешанные коллективы, где работают люди с разными ценностями, разными вероисповеданиями, мужчины и женщины вместе, добиваются более высоких результатов, чем компании, где работают только мужчины или только женщины.
Но на уровне отдельно взятого человека, который принимает решение о том, кого брать, а кого нет, конечно, поле непаханое. Моей подруге отказали на этапе третьего собеседования со словами «Приходите, когда ваши дети подрастут». Она попросила перенести встречу, потому что у ее ребенка была острая зубная боль и ей нужно было ехать к врачу. Поэтому, когда ко мне приходят женщины и спрашивают, что написать в резюме и как вести переговоры с работодателем, я отвечаю: «Просто не говорите, что у вас есть дети».
Подруга могла сказать: «У меня сложная ситуация, я сегодня не смогу, давайте перенесем». И ее бы поняли. Или просто не назначили потом повторное собеседование под любым благовидным предлогом. Это было бы вежливо и корректно. Но сотрудник компании предпочел сказать именно так. Это была международная компания, у которой в ценностях прописаны diversity and inclusion.
Так что декларировать можно все что угодно, но по факту нужны ковровые бомбардировки образовательными программами, тренингами, исследованиями, что женщина с ребенком обладает суперспособностями и она классный работник. Я вообще считаю, что будущее — за мамами маленьких детей. Если кто-то и сможет изменить мир в лучшую сторону, то это они, потому что им есть ради чего. Они делают это ради будущего детей.
Источник: mel.fm
Обсуждаем на форуме



Во-вторых, о чем нытье? Что теперь соседи не рвутся помочь тебе с твоим же ребенком? Ну не рвутся, офигеть откровение какое. Кто кого стыдит? По-моему, сейчас стыдят неработающих как раз, считая их отупевшими наседками.



***
Подумаешь, фигня какая - с ребенком провал. Но с профессией-то все ок. Работаем дальше.
-------------------
Чет я не поняла - теперь надо жалеть или ругать работающих декретниц?