Сейчас на сайте
Семейная афиша
Робо: новый фильм для семейного просмотра*
Это интересно
Дизайнер советует, как обустроить стильную детскую
Школьная жизнь
Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?
Здоровье
Как живет семья 9-летней Саши, у которой ДЦП 3 степени
Отношения взрослых
Как понять, что вы живете в созависимых отношениях
Женский мир
15 забавных картинок о беременности и материнстве, знакомые многим родителям Наращивание ресниц: а стоит ли? Развенчиваем распространенные мифы Как белоруска променяла карьеру финдиректора на психологию
Личный опыт
Белоруски рассказывают, как научиться любить свое тело после родов
Психология и воспитание
Узнали, какая модель воспитания научит ребенка противостоять любому стрессу Топ-10 "неудобных" детских вопросов с ответами
Дошколята
Удобно ли вам с коляской гулять по городу? Примите участие в опросе

Будьте внимательны! Признаки того, что ребенок может решиться на суицид

16 октября 2019 года
1

За последние пять лет в Беларуси было зафиксировано более 100 случаев детских суицидов. Среди тех, кто покончил жизнь самоубийством, единицы обращались к специалистам. Как определить, что ребенок способен на такой решительный поступок? Проводят ли в школах какую-либо профилактику суицидов? Рассказывает школьный педагог-психолог Анастасия Петровская.
 


 

Психологи в школе регулярно проводят диагностические консультации и выделяют отдельную группу детей с высоким суицидальным риском. Помимо тестов помогают наблюдения за ребенком, беседы с родителями, педагогами и самим школьником.  

Вероятность того, что ребенок решит самостоятельно свести счеты с жизнью, возрастает тогда, когда у детей проявляются сразу несколько факторов:

— Нарушения в эмоциональной сфере: признаки депрессии, повышенная тревожность, импульсивность и агрессия.

— Нарушения в межличностной сфере: непринятие сверстниками, замкнутость, трудности в общении с близкими.

— Низкий уровень самооценки, который не позволяет ребенку принять себя, ощущение своей никчемности, незначимости. Высокий уровень самооценки тоже может навредить. Ребенок переоценивает свои возможности, а потом сталкивается с непосильной задачей, может не справиться с возникшими негативными эмоциями.

— Ситуативные: суициды близких родственников ребенка, любой вид насилия, смерть значимого человека, длительные семейные конфликты.

— Поведенческие: резкая потеря интереса к хобби, стремление к одиночеству, изменение привычного уклада жизни, стремление к рискованному поведению, изменение аппетита, режима сна.

— Явные: открытые высказывания о желании умереть, намеки на желание уйти из жизни:

Не волнуйся. Больше я тебя не побеспокою

Скоро тебе не о чем будет волноваться

Подожди еще немного, скоро у тебя появится больше свободного времени, ведь не придется уже ни о ком волноваться

Также должны насторожить явные самоповреждения, интерес к способам суицида (например, ребенок в интернете ищет подобную информацию).

В моей практике не было детей с высоким суицидальным риском. И я рада этому не потому, что не хочу или боюсь работать с данной проблемой. А потому что это результат проделанной профилактической работы по предотвращению подобных ситуаций. Я регулярно работаю с детьми с низкой самооценкой, эмоциональными нарушениями, проблемами в межличностной сфере. Безусловно, когда у ребенка трудная жизненная ситуация, мы оцениваем и риск суицида.

Иногда у депрессии "нет лица"
 

Источник фото: unsplash.com
 

Родители и педагоги могут понять чаще всего по ситуативным и поведенческим признакам, что у ребенка есть суицидальные признаки. Но и нарушения в эмоциональной сфере могут также выражаться в поведении. Например, агрессия, частые беспокойства, апатия. Я бы рекомендовала на любые негативные изменения обращать внимание.

Может быть и так, что мы не заметим каких-либо явных изменений в поведении ребенка, показатели диагностики будут в норме. Но если в жизни ребенка произойдет какая-то травмирующая ситуация, он с ней не справится. Поэтому стоит обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности, стрессовые ситуации, каким образом пытается с ними справиться, событие какого масштаба может вывести его из равновесия.

Иногда и «у депрессии нет лица». Есть дети, которые умеют скрывать свои боль и переживания. Поэтому, когда мы видим ребенка постоянно в хорошем настроении, это тоже повод задуматься. Спросите себя:

Неужели его ничто не может разозлить, опечалить, взбудоражить?

Возможно, он просто не умеет или не хочет выразить свои эмоции. А может и не осознает их. Поэтому необходимо обращать внимание на резкие изменения настроения.

Конечно, явный признак суицидальных намерений — это открытое выражение желания умереть. По моим личным ощущениям, когда человек, не важно ребенок или взрослый, говорит разными способами, что не хочет жить, то на самом деле он пытается сказать нам:

Помоги! Я не хочу жить так. Так, как живу сейчас: с чувством вины, боли, собственной никчемности (вариантов много).

Такое признание — самый яркий показатель желания жить. А суицид может случиться только тогда, когда в ответ на призывы о спасении человек услышит лишь тишину. Когда ребенок молчит и никак не выражает свои чувства, это тревожный звоночек для взрослых.

Как быть, если вы подозреваете суицидальные намерения у своего ребенка?
 

Источник фото: unsplash.com
 

Нельзя думать, что суицидальные намерения пройдут сами собой, что это особенности возраста или взбалмошного характера, что ребенок решил вас просто попугать. При наличии двух и более признаков высокого суицидального риска, нужно обязательно обратиться к специалисту.

Родители могут обратиться как к школьному психологу, так и к частному специалисту. Право выбора за вами. Точно не помешает поговорить с узким кругом педагогов (классный руководитель, педагог-психолог, директор). Ребенок значительную часть времени проводит в школе, и педагоги явно замечают изменения в поведении. К тому же не будет лишним, если они за ним понаблюдают.

Если у родителей нет возможности обратиться к частному психологу, в школе не имеют права отказать в помощи. Когда школьный психолог не уверен, что сможет помочь (и это нормально), он должен найти подходящего специалиста и оказать «неотложную помощь», чтобы снизить риск. У нас в школе родители имеют возможность обратиться к любому из психологов, работающих в учреждениях образования нашего района.

Пошаговая инструкция, как работать с детьми с высоким суицидальным риском
 

Источник фото: unsplash.com
 

При работе с детьми с высоким суицидальным риском, во-первых, важно установить доверительные отношения с ребенком. Важно внимательно выслушать его, принять его чувства и ни в коем случае не обвинять в том, что случилась такая ситуация. Ребенок должен понять, что его проблема родителям небезразлична. Если вам близка ситуация, которую он переживает, можно  об этом рассказать.

Во-вторых, важно помочь раскрыться ребенку. И снова в этом поможет внимательный разговор, доверительная обстановка и открытые вопросы. Ведь сказать о том, что не хочешь жить, стыдно. В нашем обществе таких людей сразу нарекают «психами». Важно дать понять ребенку, что он имеет право на свои чувства, и это нормально.

В-третьих, обсудите дальнейшие действия и планы ребенка. Очень важно поговорить об альтернативных суициду способах поведения в сложившейся ситуации, найти ресурсы для преодоления трудностей. Ему нужно помочь отыскать, какие действия, люди, шаги помогут справиться с ситуацией.

Беседовала Анастасия Тетерук

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.




Обсуждают сейчас