Почему ребенок не говорит? 10 причин, о которых вы не задумывались

23 августа 2019 года

Если ребенок не говорит, а только изъясняется жестами, в то время как его ровесники уже выдают целые предложения, на это стоит обратить  пристальное внимание. Родители в такой ситуации часто не знают, как поступить: обратиться к врачу или еще подождать. Их переживания не беспочвенны: если малыш не научится говорить за первые три года жизни, в дальнейшем ему будет еще труднее, считает логопед-афазиолог Юлия Лабкова.

Как развивается речь?

Процесс формирования речи содержит несколько возрастных этапов. Особенно важными и продуктивными являются два периода: ранний (0,8-1 год) и младший дошкольный возраст (3-4 года). Именно в это время малыш на практике постигает основные закономерности языка.

К 3-4 годам словарь ребенка обычно содержит примерно 800-1000 слов, причем он не использует облегченные варианты слов и звукоподражаний. Малыш уже строит основные виды предложений, соблюдая при этом нормы грамматического оформления.

Четырехлетний  ребенок обычно способен рассказать о своих поступках, изложить смысл простой сказки и даже проанализировать бытовую ситуацию.
 

Источник фото: Redsale.by

10 причин, почему дети не говорят

1.  Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой персональный темп. Такая задержка развития речи так и называется — темповая.

С небольшим опозданием все войдет в нужное русло, и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети. Но очень важно понимать: нельзя все списывать на индивидуальность, допустимо лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

2. Нет необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания.

Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие. Гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. 
 

Источник фото: Redsale.by

3. Педагогическая запущенность

Этот весьма неприятный термин не означает, что нужно заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Однако малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас.

И наоборот, если мама или папа говорят слишком много и слишком быстро, малыш не успевает вычленить отдельные слова и в итоге перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу.  



4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимы и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
 

Источник фото: Redsale.by
 

5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детей. Сильный испуг, некомфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной задержки речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня. Сильные переживания, страх, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Отсутствие речи может быть связано с отлучением от семьи детей, помещенных в лечебные учреждения.  Тут виноваты и стресс, и нехватка общения.

6.  Настойчивость родителей

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего ребенка отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки. Постоянные просьбы родителей отчетливо произнести какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и замолчать.
 

Источник фото: Redsale.by
 

7.  Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

8. Сложная беременность и роды

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.
 

Источник фото: Redsale.by
 

9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря нужно, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.  Поэтому крайне важно своевременно проверить слух ребенка у отоларинголога.

10.  Проблемы с артикуляционной системой

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если он, фигурально говоря «неисправен», это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка.

Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией. Стоит обратить внимание, если ребенок с трудом прожевывает твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
 

Источник фото: Redsale.by
 

Итак, что нужно сделать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?  Пошаговая инструкция предполагает несколько действий. 

Первое. Понаблюдайте за ребенком в разных условиях. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться со взрослыми и другими детьми? Ведь задержка речевого развития может быть следствием серьезных нарушений в сфере общения (аутизма) или отклонения в психическом развитии.

Нужно также  выяснить, хорошо ли  малыш понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
 

Источник фото: Redsale.by
 

Второе. Провести всестороннее обследование ребенка, включающее консультацию невролога, психолога, отоларинголога и логопеда.

Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

Третье. На основании сделанных выводов нужно безотлагательно провести необходимое лечение и коррекцию речевого поведения у квалифицированного логопеда. Помните: один упущенный год в первые пять лет жизни равноценен потерянным возможностям в развитии на десятилетие. 

Материал подготовлен сайтом Redsale.by.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас