Сейчас на сайте
Все о детях
Что родителям нужно знать о том, как устроен мозг маленького ребенка? Чем занять ребенка на осенних каникулах? «Не прививаться от гриппа — это как кататься на мотоцикле без шлема». Учитель заставила детей стереть лак с ногтей. Мама: "Что за уравниловка?" Подборка причесок, которые привели родителей в ужас
Готовимся к празднику
"Ну такая уже красивенькая". До и после: как дети делали мамам праздничный макияж
Школьная жизнь
«А кто вам разрешил?». Как на стенах школы появились детские рисунки
Беременность и роды
Чем опасны простуда и грипп во время беременности?
Женский мир
Белоруски 35+, которым по-настоящему хорошо в декрете
Активный отдых
Детский развлекательный центр Карамелька приглашает всех на веселый праздник*
Психология и воспитание
"Она оранжевая, потому что загорелая!". Посмотрите, какими дети видят своих мам
Женщинам о мужчинах
«Мамы в нашей жизни нет, она ушла». Как папа в одиночку растит особенную дочку

Плохая компания и “жизнь по наклонной”. Нужно ли родителям следить за окружением ребенка?

14 августа 2019 года
12

Всем известно, что близкое окружение влияет на картину мира ребенка. Но почему одни дети вырастают успешными и любознательными, выйдя даже из самых жутких социальных условий, а у других жизнь скатывается по наклонной из-за плохой компании? И что делать родителю, если его не устраивает выбор друзей? Рассказывает педагог с 30-летним стажем, руководитель Школы устного счета Елена Санько.

Чем старше ребенок, тем более разнообразно его окружение. С возрастом ролевые модели перестают ограничиваться только членами семьи — появляются одноклассники, приятели из других школ и случайные знакомые из разных социальных групп и слоев. 

С окружением меняется и сам ребенок, но, к сожалению, такие перемены не всегда идут во благо. Немудрено, что начинают паниковать даже самые спокойные и мудрые родители. 

Давайте разбираться, как мягко влиять на выбор ребенка своего окружения. Речь пойдет об уважительном отношении, а не манипуляциях. Но, признаюсь, я не предлагаю волшебную таблетку и настраиваю на долгий непростой путь.



Не путать причины и следствия

Как маме двоих детей и педагогу, который 30 лет жизни посвятил работе с детьми, мне часто приходилось слышать от некоторых родителей жалобы в духе: «Наш Петя был такой молодец, но связался с плохой компанией и стал непослушным» или «Дочка отлично училась, но пересела за парту к двоечнику и скатилась». 

В этих, казалось бы, нейтральных предложениях мы видим не просто жалобу — здесь явная попытка снять ответственность с себя и ребенка и переложить ее на плохую компанию и двоечника-соседа по парте. А ведь именно с принятия ответственности и передачи ее части ребенку начинается работа над ситуацией. Вместо поиска виноватых вы начинаете искать выход и работать над улучшениями.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Успокойтесь и настройтесь поговорить с ребенком серьезно, но тактично. Не директивно спускайте родительскую волю, а вовлекайте личность в диалог. Если ребенок связался с плохой компанией, спросите себя: почему он это сделал? Была ли у него альтернатива и, если была, почему он предпочел именно такой круг общения?

Часто оказывается, что выбор новых друзей не такой уж неосознанный и фатальный. Например, ребенка привлекла энергичность и смелость ребят, и «хорошие» дети кажутся ему скучными. Или ваш ребенок рад бы дружить с менее экстремальной компанией, но пока это все, кто согласен с ним близко общаться. 

Не обесценивайте детский выбор. У него всегда есть глубокие основания и мотивация.

Если ребенок аутсайдер в классе, сначала стоит разобраться с этим и помочь утвердить себя в коллективе или, если ситуация уже запущена, сменить школу. 

Если не хватает острых ощущений — отвести в спортивную секцию. 

Если в окружении нет других детей — подумать, как увеличить число благоприятных контактов. То есть важно работать не с симптомом, а с корнем проблемы: это многократно увеличивает шансы на успех.

К кому грязь не липнет?

Некоторые родители так сильно боятся дурного влияния, что прилагают все усилия, чтобы максимально изолировать ребенка. Особенно не везет детям, на которых навешен ярлык «безответственный», «безвольный» или «легко поддающийся влиянию». Их чаще остальных отправляют на домашнее обучение или жестко контролируют за пределами школы. 

С моей точки зрения, это нездоровые крайности. Они не спасают, а лишь откладывают кризис, усугубляя его со временем. Родительский контроль, безусловно, нужен, но по мере взросления степень свободы должна возрастать. И чтобы время, проведенное отдельно от родителей, не превращалось в праздник непослушания, стоит с раннего возраста развивать в ребенке личную ответственность за его действия, мысли и поступки. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Безусловно, есть дети, которые рождаются независимыми и с малых лет проявляют лидерские качества. У кого-то лидерство проявлено ярко, и нет сомнения, что человек готов вести за собой. Всем остальным качества лидера можно и нужно формировать, развивая личную ответственность.

Ответственность – та единственная черта, которая выделяет лидера среди всех остальных.

Важно не наказывать, а разъяснять, показывать ситуацию с разных сторон и делиться личным опытом и наблюдениями. Ежедневные доверительные беседы действуют гораздо эффективнее, чем один хороший скандал или регулярные наказания за проступки. 

Хуже скандалов может быть только запугивание. Страх — блокирующее чувство, которое не дает развиваться ничему хорошему. Как только деспотичный родитель потеряет бдительность или инструмент запугивания, ребенок постарается наверстать упущенное. Отсюда столько примеров, когда все детство ребенка держали в ежовых рукавицах, тот подавал надежды, но, повзрослев, опустился и растратил жизнь впустую. 

Не всегда, но очень часто такие ситуации являются результатом того, что искусственные барьеры родитель создал, но личный стержень и ответственность за свою жизнь в ребенке не воспитал. Поэтому, что делать со своей жизнью, оставшись без родительского гнета, человек не знает. 

Может ли дружба с двоечником повредить успеваемости?

Часто родители просят учителя подсадить ребенка к отличнику, чтобы помочь подтянуться в успеваемости. Те же родители, как правило, связывают снижение успеваемости с негативным влиянием друга-двоечника. Ничем кроме стереотипов такое поведение не вызвано. И обвинять в ухудшившихся отметках не слишком успешного в учебе друга так же глупо, как возлагать надежды на быстрый прогресс, благодаря «правильному» соседу по парте.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Ребята общаются между собой, не заглядывая в дневник друг к дружке, и сближаются, благодаря общим интересам. То, насколько успешными окажутся друзья, для каждого из них будет зависеть от сил и времени, которое дети уделяют учебе. 

Если время на уроки начинает сокращаться из-за игр и досуга, успеваемость действительно снизится. Но это совсем не значит, что на это повлияли отметки друга. Не может отличник скатиться к двоечнику из-за общения с ним. 

Успеваемость – это всегда вопрос дисциплины и личной ответственности ребёнка.

Часто дети с невысокой успеваемостью — это интересные личности, со своими глубокими интересами и видением мира. Но в силу отсутствия контакта с учителем мотивация учиться хорошо отсутствует, а взрослые вместо того, чтобы решать проблему, навешивают на ребенка ярлык и лишают последнего желания преуспеть в школьной программе.

Почему ребенок плохо учится?

Низкая успеваемость почти всегда связана с нежеланием учиться и неумением самостоятельно управлять рабочим процессом. И в этом вопросе я снова призываю родителей искать корень проблемы. 

Изначально ребенок рождается исследователем, любопытным, познающим мир. Именно его любопытство движет физическим развитием, все дети обретают опыт через двигательную активность. Подрастая, «область исследований» у детей расширяется, поэтому интересов, в том числе в учебе, должно становиться больше. Но тонкий чувственный детский мир познания легко разрушить неправильной реакцией взрослого. Я сейчас говорю о наших одергиваниях, гиперопеке, насмешках и боязни ошибок, которую мы переносим на детей и тем самым не даем им получить свой жизненный опыт хотя бы в сфере дружбы, учебы и подготовке домашних заданий. 

Поэтому так важно наполнять ребенка верой в себя, в свои действия и свои маленькие шаги. Тогда в любой ситуации он будет знать, что мама и папа не просто контролирующий орган, которого приходится слушаться, а близкие люди, которые всегда будут на его стороне.

Поверьте, детям в таких семьях не страшны плохие компании или низкая успеваемость. Этого просто не будет. Ведь исследовать мир, учиться и находить друзей ваш ребенок станет, опираясь на себя и внимательно прислушиваясь к вашим советам. 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас