Сейчас на сайте
Все о детях
"Я была прекрасным родителем, пока у меня не появились дети"
Это интересно
14 женщин, которым дети не мешают заниматься политикой О чем родители врут своим детям: занятная инфографика Эксперимент: как мы готовили ужин для большой семьи за 15 рублей
Школьная жизнь
Ни вывеска «гимназия», ни рейтинг, ни «контингент» не имеют значения. Как выбрать школу
Спорный вопрос
“Зачем женщины искусственно хоронят отцов”? Ситуация, когда у ребенка 2 папы
Здоровье
"Мог уйти из медицины". Известный детский врач о том, почему благодарен семье “Я боялась, что ноготь перестанет расти”. Ребенок сосет палец: личный опыт мам
Женский мир
Правда ли, что дочери с возрастом превращаются в своих матерей? Зарабатывают вдвое меньше мужчин. И другие факты о положении женщин в мире
Личный опыт
"Дома на нас часто смотрели грустными глазами". О воспитании ребенка с синдромом Дауна
Психология и воспитание
Ребенок говорит с воображаемым другом: стоит ли бить тревогу?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

“Многие мамы буквально спят и видят своего ребенка на сцене или на подиуме”.  Педагог о том, как рассмотреть талант

27 мая 2019 года

Педагог Павел Лубчёнок всегда мечтал стать актером, и его желание сбылось. Но помимо актерства он преподает творческие дисциплины, готовит ребят к конкурсам и ежедневно видит талантливых ребят. Как их разглядеть среди десятка других и можно ли вырастить талант «с нуля»? Об этом в сегодняшнем материале.
 

О пути в педагогику: «Я поклялся себе, что никогда не буду учителем»

Если бы наше общество было устроено правильным образом, то важнейшей из наук являлась бы педагогика, и назначение её заключалось бы в том, чтобы нащупать и развить в каждом ребенке присущий ему и только ему драгоценный талант.

Борис Акунин. Аристономия

В моем случае педагогика неотделима от театра, т.к. я учитель дисциплин именно театральной  направленности. А такое действо я люблю очень давно.

Еще в 9-м классе пошел в школьный театральный кружок «Чудеса» и  понял, что это моё. Но подменяя иногда руководителя кружка, клялся себе, что никогда не буду учителем (улыбается).

Я мечтал лишь о сцене и поступил на актерское искусство музыкального театра в Белорусскую государственную академию искусств. Когда учеба заканчивалась, стал работать режиссером в театре. А потом мне позвонила однокурсница, которая работала учителем театральных дисциплин в обычной средней школе. Через 2 дня ей нужно было уходить в декрет, она и «сосватала» меня на нынешнюю работу. Так я стал педагогом.

Мне понравилось эта работа и нравится до сих пор. Я вижу, как мои ученики побеждают на фестивалях или просто отлично выступают на концертах и конкурсах. И мне этого достаточно.



О поиске талантов среди детей

Талант это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Георгиевна Раневская

До сих пор помню своих первых учеников, тогда я искал подход через диалог с детьми. Контакт налаживался достаточно быстро, ведь и предмет у меня игровой, и сам я люблю пошутить и не могу быть долго сердитым учителем.

Долго привыкал, что дети могут шалить и не очень дисциплинированы. Для меня это было немного нервно. Но от этого никуда не деться, если ты работаешь с детьми. И я привык, ко многим вещам стал терпимее и спокойнее относиться.
 


 

За годы работы с детьми было много разных творческих конкурсов, выступлений. Я тщательно выбираю, на кого могу рассчитывать из детей. Главный критерий – это ответственность и желание работать. Ну, и в зависимости от ранга конкурса и сроков – актерские данные, эмоциональная выразительность, дикция, умение слышать себя и замечания педагога, умение исправляться.

Был в моей практике случай, который помог по-настоящему «раскрыть» одну ученицу, причем весьма неожиданно.  В 7-ом классе  мы решили поставить спектакль «Маленькая Баба-Яга». В пьесе есть не только сама Баба Яга, но и ведьма, которая в одной сцен раскрывает свою темную историю.

Каково же было мое удивление, когда в этой сцене раскрылась ответственная и хорошая девочка Диана. Она показала свою «темную» сторону так, что мы с другими педагогами просто ахнули! Из этого примера и нескольких подобных я сделал важный вывод для себя: некоторым детям надо ждать не один год, чтобы получить роль, которая покажет твой актерский талант во всей красе.

Обычно бывает, что бунтари и яркие личности, лидеры особенно бросаются в глаза. Но и среди тех, кто ведёт себя смирно на уроках, тоже может быть талант. Тут главное не проглядеть.

Именно поэтому каждый раз на главные роли я назначаю новых детей из класса, чтобы дать каждому возможность проявить себя. А с некоторыми «темными лошадками» нужно чуть ли не индивидуально позаниматься, чтобы сделать выводы.

О воспитании таланта и желаниях родителей

Талант это всегда сила. Бьют, расшибёшься, а всё равно идешь, и ползёшь, и делаешь свое дело.

Даниил Гранин. Иду на грозу

Многие мамы буквально спят и видят своего ребенка на сцене или на подиуме. Мне кажется, тут нужно уметь прислушаться к своему ребенку. И к себе: не пытаюсь ли я воплотить СВОИ мечты, заставляя сына или дочь выступать в театре или танцевать бальные танцы?
 


 

Так как же отделить свои желания и возможности ребенка? Как не навредить ребенку и раскрыть его талант?

1. Присмотритесь к ребенку. Что ему интересно? Любит ли он петь? Любит ли лепить? Любит ли бегать наперегонки, например? Уже с ранних лет многое становится понятным. Даже по своей 3-х летней дочери я вижу, что она творческий человечек: пытается подпевать песенкам из мультиков, повторяет движения за детьми из танцевальных видео. Подрастет – может, попробуем заняться театром.

2. Подбрасывайте новые предложения ребенку каждый год. «Хочешь, попробуем другие жанры танца или пойдем в академию мюзикла заниматься?»

Главное, по-моему, дать ребенку шанс попробовать что-то новое и разное. Например, вы отвели сына на плавание, и это не должно быть потом как приговор: «Все, ты пловец. Плавай  теперь до 18 лет!» И даже мнение тренера не должно быть для вас определяющим – только желание ребенка.

Мне кажется, ближе к 12-13 годам ребенок должен попробовать все, что ему могло бы быть интересно, чтобы уже к юношескому возрасту определиться, в чем он хочет достичь успеха. Как пример: мой младший брат ходил в музыкальную школу. Потом его пригласили на занятия по гребле на каноэ. И родители сделали правильный выбор, увидев, как ему понравилось быть «на воде». Сейчас он мастер спорта и включен в списочный состав национальной команды Беларуси.

Не заставляйте ребенка, насильно мил не будешь. Некоторое принуждение я как родитель и как педагог могу одобрить лишь в одном случае: если надо отвлечь ребенка от смартфона. Если есть зависимость – надо бороться. Контролировать время, проведенное ребенком со смартфоном, предлагать ему занятия и кружки, чтобы он был занят.

3. Разговаривайте с тренером, педагогом, который занимается с ребенком. Через некоторое время адекватный специалист сможет вам сказать, какие у ребенка шансы добиться успехов в выбранной сфере, и вообще «его» это или нет.

4. Попробуйте проследить за своими мыслями. Если после очередного высказывания ребенка о нежелании идти на крутой кружок? вы подумали или сказали вслух: «Неблагодарный, я в твои годы только мечтать о таком могла...», почему бы вам не пойти и не реализовать свою мечту и оставить ребенка в покое?

5. Прислушайтесь к себе, к своим желаниям. О чем вы мечтали в детстве? О чем мечтаете сейчас? Вы мечтаете, чтобы сын или дочь достигли успеха в вашем любимом деле или хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив? Подумайте и поймите себя. Попробуйте понять своего ребенка. Сделайте выводы. И дайте ребенку право выбора и право стать счастливым, а не исполнить мамину мечту.

О своих детях и раннем развитии

Я видела много изменений в своей жизни. Вера, семья и дружба, были не просто незыблемыми для меня. Они оставались источником душевного комфорта и спокойствия.

Из традиционного рождественского обращения, 2018 год. Елизавета II

Со своими детьми (им сейчас 4 и 3 года), мы занимаемся оздоровительной гимнастикой, пока нам с женой кажется, что этого достаточно.

Младшая Алиса у нас сама по себе творческая девочка, любит петь и потанцевать, ее на танцы будем отдавать, когда подрастет. Арсений же, если я пою, пока что закрывает  мне  рукой рот и говорит: «Папа, нельзя петь!»
 


 

Он у нас, скорее всего, будет не такой творческий, как папа. Для него мы предполагаем развивающий спорт, единоборства. Но иногда я достаю гитару, губную гармошку, ксилофон, детский бубен и старый караоке-микрофон, и мы с детьми устраиваем  «музыку».

Через каждые минуту-две меняемся инструментами и продолжаем петь и играть. Не скажу, что это все выглядит стройно и красиво, но главное – с душой и азартом. Мне кажется, именно в этом и есть залог успеха в воспитании таланта.

Автор - Светлана Пасканная
Фото - из личного архива



Обсуждают сейчас