“Многие мамы буквально спят и видят своего ребенка на сцене или на подиуме”.  Педагог о том, как рассмотреть талант

27 мая 2019 года

Педагог Павел Лубчёнок всегда мечтал стать актером, и его желание сбылось. Но помимо актерства он преподает творческие дисциплины, готовит ребят к конкурсам и ежедневно видит талантливых ребят. Как их разглядеть среди десятка других и можно ли вырастить талант «с нуля»? Об этом в сегодняшнем материале.
 

О пути в педагогику: «Я поклялся себе, что никогда не буду учителем»

Если бы наше общество было устроено правильным образом, то важнейшей из наук являлась бы педагогика, и назначение её заключалось бы в том, чтобы нащупать и развить в каждом ребенке присущий ему и только ему драгоценный талант.

Борис Акунин. Аристономия

В моем случае педагогика неотделима от театра, т.к. я учитель дисциплин именно театральной  направленности. А такое действо я люблю очень давно.

Еще в 9-м классе пошел в школьный театральный кружок «Чудеса» и  понял, что это моё. Но подменяя иногда руководителя кружка, клялся себе, что никогда не буду учителем (улыбается).

Я мечтал лишь о сцене и поступил на актерское искусство музыкального театра в Белорусскую государственную академию искусств. Когда учеба заканчивалась, стал работать режиссером в театре. А потом мне позвонила однокурсница, которая работала учителем театральных дисциплин в обычной средней школе. Через 2 дня ей нужно было уходить в декрет, она и «сосватала» меня на нынешнюю работу. Так я стал педагогом.

Мне понравилось эта работа и нравится до сих пор. Я вижу, как мои ученики побеждают на фестивалях или просто отлично выступают на концертах и конкурсах. И мне этого достаточно.



О поиске талантов среди детей

Талант это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Фаина Георгиевна Раневская

До сих пор помню своих первых учеников, тогда я искал подход через диалог с детьми. Контакт налаживался достаточно быстро, ведь и предмет у меня игровой, и сам я люблю пошутить и не могу быть долго сердитым учителем.

Долго привыкал, что дети могут шалить и не очень дисциплинированы. Для меня это было немного нервно. Но от этого никуда не деться, если ты работаешь с детьми. И я привык, ко многим вещам стал терпимее и спокойнее относиться.
 


 

За годы работы с детьми было много разных творческих конкурсов, выступлений. Я тщательно выбираю, на кого могу рассчитывать из детей. Главный критерий – это ответственность и желание работать. Ну, и в зависимости от ранга конкурса и сроков – актерские данные, эмоциональная выразительность, дикция, умение слышать себя и замечания педагога, умение исправляться.

Был в моей практике случай, который помог по-настоящему «раскрыть» одну ученицу, причем весьма неожиданно.  В 7-ом классе  мы решили поставить спектакль «Маленькая Баба-Яга». В пьесе есть не только сама Баба Яга, но и ведьма, которая в одной сцен раскрывает свою темную историю.

Каково же было мое удивление, когда в этой сцене раскрылась ответственная и хорошая девочка Диана. Она показала свою «темную» сторону так, что мы с другими педагогами просто ахнули! Из этого примера и нескольких подобных я сделал важный вывод для себя: некоторым детям надо ждать не один год, чтобы получить роль, которая покажет твой актерский талант во всей красе.

Обычно бывает, что бунтари и яркие личности, лидеры особенно бросаются в глаза. Но и среди тех, кто ведёт себя смирно на уроках, тоже может быть талант. Тут главное не проглядеть.

Именно поэтому каждый раз на главные роли я назначаю новых детей из класса, чтобы дать каждому возможность проявить себя. А с некоторыми «темными лошадками» нужно чуть ли не индивидуально позаниматься, чтобы сделать выводы.

О воспитании таланта и желаниях родителей

Талант это всегда сила. Бьют, расшибёшься, а всё равно идешь, и ползёшь, и делаешь свое дело.

Даниил Гранин. Иду на грозу

Многие мамы буквально спят и видят своего ребенка на сцене или на подиуме. Мне кажется, тут нужно уметь прислушаться к своему ребенку. И к себе: не пытаюсь ли я воплотить СВОИ мечты, заставляя сына или дочь выступать в театре или танцевать бальные танцы?
 


 

Так как же отделить свои желания и возможности ребенка? Как не навредить ребенку и раскрыть его талант?

1. Присмотритесь к ребенку. Что ему интересно? Любит ли он петь? Любит ли лепить? Любит ли бегать наперегонки, например? Уже с ранних лет многое становится понятным. Даже по своей 3-х летней дочери я вижу, что она творческий человечек: пытается подпевать песенкам из мультиков, повторяет движения за детьми из танцевальных видео. Подрастет – может, попробуем заняться театром.

2. Подбрасывайте новые предложения ребенку каждый год. «Хочешь, попробуем другие жанры танца или пойдем в академию мюзикла заниматься?»

Главное, по-моему, дать ребенку шанс попробовать что-то новое и разное. Например, вы отвели сына на плавание, и это не должно быть потом как приговор: «Все, ты пловец. Плавай  теперь до 18 лет!» И даже мнение тренера не должно быть для вас определяющим – только желание ребенка.

Мне кажется, ближе к 12-13 годам ребенок должен попробовать все, что ему могло бы быть интересно, чтобы уже к юношескому возрасту определиться, в чем он хочет достичь успеха. Как пример: мой младший брат ходил в музыкальную школу. Потом его пригласили на занятия по гребле на каноэ. И родители сделали правильный выбор, увидев, как ему понравилось быть «на воде». Сейчас он мастер спорта и включен в списочный состав национальной команды Беларуси.

Не заставляйте ребенка, насильно мил не будешь. Некоторое принуждение я как родитель и как педагог могу одобрить лишь в одном случае: если надо отвлечь ребенка от смартфона. Если есть зависимость – надо бороться. Контролировать время, проведенное ребенком со смартфоном, предлагать ему занятия и кружки, чтобы он был занят.

3. Разговаривайте с тренером, педагогом, который занимается с ребенком. Через некоторое время адекватный специалист сможет вам сказать, какие у ребенка шансы добиться успехов в выбранной сфере, и вообще «его» это или нет.

4. Попробуйте проследить за своими мыслями. Если после очередного высказывания ребенка о нежелании идти на крутой кружок? вы подумали или сказали вслух: «Неблагодарный, я в твои годы только мечтать о таком могла...», почему бы вам не пойти и не реализовать свою мечту и оставить ребенка в покое?

5. Прислушайтесь к себе, к своим желаниям. О чем вы мечтали в детстве? О чем мечтаете сейчас? Вы мечтаете, чтобы сын или дочь достигли успеха в вашем любимом деле или хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив? Подумайте и поймите себя. Попробуйте понять своего ребенка. Сделайте выводы. И дайте ребенку право выбора и право стать счастливым, а не исполнить мамину мечту.

О своих детях и раннем развитии

Я видела много изменений в своей жизни. Вера, семья и дружба, были не просто незыблемыми для меня. Они оставались источником душевного комфорта и спокойствия.

Из традиционного рождественского обращения, 2018 год. Елизавета II

Со своими детьми (им сейчас 4 и 3 года), мы занимаемся оздоровительной гимнастикой, пока нам с женой кажется, что этого достаточно.

Младшая Алиса у нас сама по себе творческая девочка, любит петь и потанцевать, ее на танцы будем отдавать, когда подрастет. Арсений же, если я пою, пока что закрывает  мне  рукой рот и говорит: «Папа, нельзя петь!»
 


 

Он у нас, скорее всего, будет не такой творческий, как папа. Для него мы предполагаем развивающий спорт, единоборства. Но иногда я достаю гитару, губную гармошку, ксилофон, детский бубен и старый караоке-микрофон, и мы с детьми устраиваем  «музыку».

Через каждые минуту-две меняемся инструментами и продолжаем петь и играть. Не скажу, что это все выглядит стройно и красиво, но главное – с душой и азартом. Мне кажется, именно в этом и есть залог успеха в воспитании таланта.

Автор - Светлана Пасканная
Фото - из личного архива

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас