Сейчас на сайте
Новости портала
В школах Минска продлили сроки приема документов в первый класс до 21 августа
Все о детях
Мама-одиночка оказалась в сложной ситуации: «Хочу выйти на работу, но ребенка не берут в ясли»
Это интересно
Учителя, которые отказались подписывать протоколы, рассказали, что происходило на их участках«Мой муж — офицер. Впервые за 17 лет нам сложно разговаривать». Белорусы делятся эмоциями в соцсетях
Фотофакт
Вся прелесть и ужасы семейной жизни в забавных картинках
Спорный вопрос
«За что же вы так?» Родители пишут, что не понесут цветы в школу 1 сентября, учителя подавлены«Как мне объяснять ребенку хлопки от гранат? Это фейерверк?» Мама поделилась переживаниями
Законодательство
Папа тоже имеет право. Какие преимущества по закону есть у мужчин-отцовКто может рассчитывать на материальную помощь к учебному году
Личный опыт
«Папа уехал в командировку». Белоруска три дня искала мужа — его осудили на 14 суток«Я не хочу гулять с ребенком среди вооруженных мужчин». Женщины выходят на протесты с детьми

"Дети могут шататься по дому и скучать". Чему белорусским родителям стоит поучиться у шведов

11 апреля 2019 года
13

Несмотря на то, что  шведский термин “лагом” не переводится, он скрывает за собой особенный образ жизни. Лагом — это баланс, золотая середина, простой и упорядоченный подход ко всему. Разгружать, проветривать и сохранять лишь основное — вот чему можно поучиться у шведов, в том числе в воспитании детей.
 


 

 

Лагом — это умение остановиться, когда мы достигли простой жизненной гармонии: дом, который нам нравится и соответствует нашему бюджету, когда у нас достаточно денег, чтобы заплатить за отопление, хорошую еду и путешествия время от времени.



Лагом — это также способность заглушить внешний шум, чтобы слушать то, что мы действительно хотим услышать внутри себя, вдали от рекламы и желаний, сфабрикованных профессионалами маркетинга.

Если мы решаем следовать философии лагом, она проникает в мельчайшие детали жизни: в то, как мы едим, обустраиваем дом, воспитываем детей, заботимся о себе. Все эти мелочи, вместе взятые, имеют большое значение для нашего общего благополучия.

Небольшими шагами и на уровне семьи можно ознакомиться с системой лагом, которая заложила бы у детей жизненные основы: понимание смысла счастья.

Мотивировать, а не оказывать давление

В Швеции не умеет значение, есть ли у ребенка в дневнике отметка или нет. Способ обучения детей можно выразить в трех словах: вовлекать; направлять (присутствуя); хвалить.

С раннего возраста скандинавские родители вовлекают детей в повседневную жизнь: домашнее хозяйство, кухню, уборку. Все делается всей семьей. И даже если самый младший ребенок может отнести лишь один апельсин, когда вы приезжаете с десятью коробками покупок, он горд, что несет свой апельсин.

В школе дети начинают учебный день с уборки класса. Вечером после уроков уборка повторяется. Когда ты вовлечен в выполнение задачи любого рода, то чувствуешь себя ответственным за поручение, начинаешь верить в себя, потому что ощущаешь свою принадлежность к группе.

Не требовать слишком много

Однако мы не пытаемся взваливать на детей излишнюю ответственность, требуя от них слишком многого. Например, требовать от восьмилетнего ребенка, чтобы каждый вечер он один в течение двух часов дожидался родителей, — это слишком. А слишком — это не лагом.

Если вы требуете слишком много, теряется доверие. Поэтому как можно чаще мы находимся рядом, стараясь не подавлять детей, предоставляя им свободу и направляя их, когда это необходимо.

Поощрять и хвалить

А еще детей поощряют и хвалят. Отмечают, что у них хорошо получается, и оставляют без внимания то, что пока не удается. Шведы стараются направлять ребенка, развивать его способности, а не указывать на недостатки и слабые стороны. Эти замечания служат для ребенка своего рода трамплином.

Сами создавайте ситуации, чтобы проводить время с детьми. Предлагая им вместе с вами приготовить ужин, вы привлекаете, направляете и хвалите их, например, когда им удается разбить яйцо или взбить заправку для салата.
 

Побольше играть с детьми

Швеции не боятся применять игровые методы обучения. Известно, что когда ребенок манипулирует предметами, проводит опыты, он усваивает информацию гораздо быстрее и развивается в творчестве,  радуется жизни.

В Стокгольме некоторые школы даже предлагают ученикам проводить уроки под открытым небом, на природе.Этот способ педагогической поддержки полностью соответствует духу лагом, поскольку очень приятный. Ребенок не заставляет себя слушать, он сам делает открытие, сам творит.

Кстати, шведы славятся своими конкретными и практичными изобретениями, которые широко известны во всем мире. Знаете ли вы, что изобретателем разводного гаечного ключа был швед? Этот смекалистый человек устал носить слишком тяжелый ящик с инструментами. Простота IKEA, гениальная упаковка Tetra Pak, шарикоподшипник... Все это создано в Швеции.

Швеция является третьим экспортером в мире поп-музыки после Соединенных Штатов и Англии. Объясняется это просто: дети занимаются музыкой с раннего возраста, а некоторые родители продолжают музыкальные занятия, будучи взрослыми.

Быть рядом и показывать пример

Вчера мой друг жаловался на старшего сына: «Постоянно сидит в телефоне и постоянно чем-то недоволен». Он рассказывал мне это, не глядя на меня, просматривая электронную почту на планшете. Он явно не понимал абсурдности ситуации: как можно обвинять ребенка в том, что делаешь сам?

Действительно, если лагом — это философия жизни, которая привлекает вас и которую вы хотите передать детям, прежде всего, показывайте личный пример.

Экспериментируйте на себе: покупайте меньше, и они будут требовать меньше вещей. Выключайте телевизор, и они не будут его смотреть. Выходите из дому, чтобы проветриться, и они пойдут за вами на прогулку. Приучайте их есть в спокойной обстановке за красивым столом и с разноцветными овощами на тарелке, им это понравится. Чем больше вы их окружите атмосферой лагом, тем скорее лагом станет их второй натурой.

Не торопиться

Я пишу эти строки и вспоминаю акварели шведа Карла Ларссона. Этот художник жил в начале XX века. Он любил рисовать жену и детей в своем доме. Его картины наполнены светом и необыкновенной атмосферой спокойной и безмятежной жизни. На полотнах изображены люди, которые обрели свое счастье в гармонии с природой.

Это то, что я пытаюсь дать своим детям. Если младший хочет остановиться на десять минут, чтобы рассмотреть крылышки божьей коровки, я не стану тянуть его за руку и говорить, что мы опаздываем. Я принимаю это. Я думаю, что знакомство с божьей коровкой более важно, чем закрывающаяся булочная.

И главное — я не пристаю постоянно к детям. Они иногда шатаются по дому, скучают: но скучать тоже полезно! Слишком много активности не лагом! Затем внезапно они находят себе занятие: режут рулон туалетной бумаги, чтобы сделать пингвина, телефон, телескоп или строят шалаш из простыней. Они дают волю своему воображению, потому что у них для этого есть свободное время.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Irina00711.04.2019 в 11:02
В Беларуси жить по лагом мешает 8 часовой рабочий день без учета детей и закон о тунеядстве. А так в целом неплохо конечно.
Обсуждение
Alexander S11.04.2019 в 9:23
Ну хорошо все выглядит на бумаге, спору нет. Интересно как на самом деле с семьями в Швеции?
Цитата:

Польша взяла под защиту россиянина Дениса Лисова и его дочерей, с которыми он сбежал из Швеции. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на PAP.
Как рассказал польский омбудсмен по правам ребенка Миколай Павляк, семью взяли под защиту на время разбирательства. Он пояснил, что ситуация сложная: в системе Шенгенской зоны есть оповещение о пропаже по россиянам, однако подтверждающих это документов пока никто не предоставил. При этом из Швеции прилетели двое мужчин, которые без надлежащих данных требовали выдачи детей.
3 апреля Варшавский окружной суд постановил оставить трех дочерей с отцом, сообщает wPolityce.pl. Решение действует на время рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца.
«Выслушав несовершеннолетних и ввиду отсутствия документа, ограничивающего родительские права, суд постановил, что детей следует оставить под защитой своего отца», — сказала судья Жанета Селига-Качмарек. Она также отметила, что девочки очень сильно привязаны к родителю и не хотят с ним расставаться.
Польские пограничники 2 апреля задержали на границе гражданина России с тремя дочерьми 4, 6 и 12 лет. Две из них родились в шведском городе Гетеборг, однако все имеют российское гражданство. Они проживали в Швеции в приемной семье выходцев из Ливана. В ней они оказались после того, как их мать попала в больницу, а отца признали плохо исполняющим свои обязанности.
Денис Лисов получил в скандинавской стране свидетельство на возвращение в Хабаровск через Польшу. Однако шведские власти потребовали вернуть детей.
https://lenta.ru/news/2019/04/ 04/savechildren/
Irina00711.04.2019 в 11:02
В Беларуси жить по лагом мешает 8 часовой рабочий день без учета детей и закон о тунеядстве. А так в целом неплохо конечно.
Anna Nikak11.04.2019 в 11:45
Alexander S,
на фб уже давно все обсудили - вам стоит вникнуть в суть дела: там родители сидели на пособии, а когда матb заболела, то сами попросили социальщиков пристроить детей в патронажную семью.
https://www.facebook.com/snob. project/posts/1015726129362205 9?comment_id=10157262020057059 ¬if_id=1554291535290360¬if_t=f eedback_reaction_generic
Anna Nikak11.04.2019 в 11:50
"В Швеции не умеет значение, есть ли у ребенка в дневнике отметка или нет"
Читайте на Ребёнок BY: https://rebenok.by/articles/st ature/psycho/26438-chemu-belor usskim-roditelyam-stoit-pouchi tsya-u-shvedov.html?utm_source =tut.by&utm_medium=title_block &utm_campaign=tut.by
true story, но видели бы вы как они страдают когда их баллов не хватает даже чтобы в шарагу поступить, и идут работать официантами и грузчиками.
в 2016 году шведская система образования (вот это вот полное отсутствие контроля и картины из макарон в 9 классе) была признана худшей в Европе.
Andkr11.04.2019 в 12:10
Интересно. Заказал книгу. Было бы еще время прочитать...
Обсуждают сейчас