"Дети могут шататься по дому и скучать". Чему белорусским родителям стоит поучиться у шведов

11 апреля 2019 года
13

Несмотря на то, что  шведский термин “лагом” не переводится, он скрывает за собой особенный образ жизни. Лагом — это баланс, золотая середина, простой и упорядоченный подход ко всему. Разгружать, проветривать и сохранять лишь основное — вот чему можно поучиться у шведов, в том числе в воспитании детей.
 


 

 

Лагом — это умение остановиться, когда мы достигли простой жизненной гармонии: дом, который нам нравится и соответствует нашему бюджету, когда у нас достаточно денег, чтобы заплатить за отопление, хорошую еду и путешествия время от времени.



Лагом — это также способность заглушить внешний шум, чтобы слушать то, что мы действительно хотим услышать внутри себя, вдали от рекламы и желаний, сфабрикованных профессионалами маркетинга.

Если мы решаем следовать философии лагом, она проникает в мельчайшие детали жизни: в то, как мы едим, обустраиваем дом, воспитываем детей, заботимся о себе. Все эти мелочи, вместе взятые, имеют большое значение для нашего общего благополучия.

Небольшими шагами и на уровне семьи можно ознакомиться с системой лагом, которая заложила бы у детей жизненные основы: понимание смысла счастья.

Мотивировать, а не оказывать давление

В Швеции не умеет значение, есть ли у ребенка в дневнике отметка или нет. Способ обучения детей можно выразить в трех словах: вовлекать; направлять (присутствуя); хвалить.

С раннего возраста скандинавские родители вовлекают детей в повседневную жизнь: домашнее хозяйство, кухню, уборку. Все делается всей семьей. И даже если самый младший ребенок может отнести лишь один апельсин, когда вы приезжаете с десятью коробками покупок, он горд, что несет свой апельсин.

В школе дети начинают учебный день с уборки класса. Вечером после уроков уборка повторяется. Когда ты вовлечен в выполнение задачи любого рода, то чувствуешь себя ответственным за поручение, начинаешь верить в себя, потому что ощущаешь свою принадлежность к группе.

Не требовать слишком много

Однако мы не пытаемся взваливать на детей излишнюю ответственность, требуя от них слишком многого. Например, требовать от восьмилетнего ребенка, чтобы каждый вечер он один в течение двух часов дожидался родителей, — это слишком. А слишком — это не лагом.

Если вы требуете слишком много, теряется доверие. Поэтому как можно чаще мы находимся рядом, стараясь не подавлять детей, предоставляя им свободу и направляя их, когда это необходимо.

Поощрять и хвалить

А еще детей поощряют и хвалят. Отмечают, что у них хорошо получается, и оставляют без внимания то, что пока не удается. Шведы стараются направлять ребенка, развивать его способности, а не указывать на недостатки и слабые стороны. Эти замечания служат для ребенка своего рода трамплином.

Сами создавайте ситуации, чтобы проводить время с детьми. Предлагая им вместе с вами приготовить ужин, вы привлекаете, направляете и хвалите их, например, когда им удается разбить яйцо или взбить заправку для салата.
 

Побольше играть с детьми

Швеции не боятся применять игровые методы обучения. Известно, что когда ребенок манипулирует предметами, проводит опыты, он усваивает информацию гораздо быстрее и развивается в творчестве,  радуется жизни.

В Стокгольме некоторые школы даже предлагают ученикам проводить уроки под открытым небом, на природе.Этот способ педагогической поддержки полностью соответствует духу лагом, поскольку очень приятный. Ребенок не заставляет себя слушать, он сам делает открытие, сам творит.

Кстати, шведы славятся своими конкретными и практичными изобретениями, которые широко известны во всем мире. Знаете ли вы, что изобретателем разводного гаечного ключа был швед? Этот смекалистый человек устал носить слишком тяжелый ящик с инструментами. Простота IKEA, гениальная упаковка Tetra Pak, шарикоподшипник... Все это создано в Швеции.

Швеция является третьим экспортером в мире поп-музыки после Соединенных Штатов и Англии. Объясняется это просто: дети занимаются музыкой с раннего возраста, а некоторые родители продолжают музыкальные занятия, будучи взрослыми.

Быть рядом и показывать пример

Вчера мой друг жаловался на старшего сына: «Постоянно сидит в телефоне и постоянно чем-то недоволен». Он рассказывал мне это, не глядя на меня, просматривая электронную почту на планшете. Он явно не понимал абсурдности ситуации: как можно обвинять ребенка в том, что делаешь сам?

Действительно, если лагом — это философия жизни, которая привлекает вас и которую вы хотите передать детям, прежде всего, показывайте личный пример.

Экспериментируйте на себе: покупайте меньше, и они будут требовать меньше вещей. Выключайте телевизор, и они не будут его смотреть. Выходите из дому, чтобы проветриться, и они пойдут за вами на прогулку. Приучайте их есть в спокойной обстановке за красивым столом и с разноцветными овощами на тарелке, им это понравится. Чем больше вы их окружите атмосферой лагом, тем скорее лагом станет их второй натурой.

Не торопиться

Я пишу эти строки и вспоминаю акварели шведа Карла Ларссона. Этот художник жил в начале XX века. Он любил рисовать жену и детей в своем доме. Его картины наполнены светом и необыкновенной атмосферой спокойной и безмятежной жизни. На полотнах изображены люди, которые обрели свое счастье в гармонии с природой.

Это то, что я пытаюсь дать своим детям. Если младший хочет остановиться на десять минут, чтобы рассмотреть крылышки божьей коровки, я не стану тянуть его за руку и говорить, что мы опаздываем. Я принимаю это. Я думаю, что знакомство с божьей коровкой более важно, чем закрывающаяся булочная.

И главное — я не пристаю постоянно к детям. Они иногда шатаются по дому, скучают: но скучать тоже полезно! Слишком много активности не лагом! Затем внезапно они находят себе занятие: режут рулон туалетной бумаги, чтобы сделать пингвина, телефон, телескоп или строят шалаш из простыней. Они дают волю своему воображению, потому что у них для этого есть свободное время.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас