Сейчас на сайте
Акции и события
Олимпийская чемпионка по фристайлу Алла Цупер откроет развивающий центр в Минске* Регби, квеври и футбол: что подготовили для детей организаторы “Тбілісобы”
Все о детях
Как понять, что ребенок отстает в развитии. Красные флажки «Для родителей, которые ценят свое время». Как выглядит элитный частный сад за 800 евро в месяц
Это интересно
"Я буду терракреатологом". Куда пойти учиться: обсуждаем профессии и навыки будущего Детей попросили нарисовать комнаты их мечты. Вот что получилось
Спорный вопрос
«У меня в планах отправить дочь на виноградники». Как не воспитать ребенка-нахлебника?
Отношения взрослых
"Жили в доме с 15 родственниками мужа". Как белоруска уехала в Нигерию
Готовимся к школе
Рейтинг школ по результатам ЦТ в 2019 году Продаем старое, покупаем новое. Большой детский маркет пройдет в Минске 24-25 августа
Личный опыт
Учитель, который растит гениальных программистов: "С работой в ИТ сам я опоздал" Как научить ребенка управлять своим временем

Когда деньги не будут выброшены на ветер. 10 самых полезных развивающих игрушек

30 марта 2019 года
3

Современные дети начинают говорить намного позже, чем их сверстники 20-30 лет назад. И чтобы не пришлось водить ребенка к логопеду в 3-4 года с задержкой речевого развития, стоит с самого детства играть с малышом в игрушки, стимулирующие развитие речи. Что они собой представляют?

Светлана Мымрина, логопед из ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», составила топ-10 развивающих игрушек, которые должны быть в зоне доступа каждого ребенка. 

10 место – вертушки, дудочки и т.п.

На 10 месте игрушки, способствующие развитию речевого выдоха (свистульки, вертушки, мыльные пузыри, дудочки и т. д.).

Систематическая игра с ними поможет вашему малышу сформировать речевой выдох, без которого невозможно развитие речи.


9 место – вкладыши и доски Сегена

Играя с такими игрушками, ребенок не только разовьет скоординированную работу «рука-глаз», но и станет более усидчивым и целеустремленным, усвоит простейшие математические эталоны (форма, размер).

Тематика досок широка и разнообразна. Выбирайте самые актуальные для раннего возраста темы: «Домашние животные», «Овощи», «Игрушки», «Одежда», «Посуда».


8 место – пирамидки

Существует огромное множество вариаций этой игрушки. Но для усвоения формы и цвета начните с классической пирамидки из 3-5 колец.

Постепенно увеличивайте количество кружков, а когда эта работа будет освоена, можно переходить и к более сложным видам пирамидок, например, с квадратными и многоугольными элементами.

 

7 место – шнуровки

Веселые ежики, бабочки, слоны и ананасы с дырочками и разноцветными шнурками помогут развить мелкую моторику ребенка. Ведь, как известно, чем лучше развита работа пальцев рук, тем быстрее развивается речь малыша. 


6 место – матрешки

Эту старую игрушку современные дефектологи любят неслучайно. Классическая матрешка включает в себя 5-7 предметов. Но для игр с детьми раннего возраста следует начинать с матрешки, состоящей из 3 кукол.



Работа с этой простой игрушкой решает множество дидактических задач. Это и соотнесение по размеру (большой, средний, маленький), и развитие пространственной ориентировки (ориентация в схеме тела «верх-низ»), и соотнесение по цвету, и хорошая основа для развития простейших сюжетных действий. 

Сегодня существует множество видов матрешек. Это и совы, и коты, и три медведя с маленькой куклой Машенькой, и курочка с цыплятами. Использование таких нестандартных игрушек позволит вашему малышу развить фантазию, а также подтолкнет к выстраиванию сюжетной линии со знакомыми сказочными персонажами.

5 место – игрушка «Геометрик»

«Геометрик» – это деревянная игрушка с разным количеством штырьков для нанизывания простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Вариантов, как играть, множество: это соотнесение по форме и цвету, использование фигур в качестве строительного материала для создания построек по образцу («домик», «вагон» и т. д.).

Поиграйте вместе с малышом, подсказывая варианты разнообразных построек. Так ребенок получит первый конструктивный опыт в жизни и приобретет простейшие математические навыки в игре с взрослым.


4 место – резиновые животные и пазлы со зверями

На 4 месте резиновые игрушки-зверюшки, издающие звуки: «мяу», «га-га», «ко-ко», а также разрезные пазлы из 2-3 частей с изображением домашних животных. После обучения звукоподражанию можно называть зверей: для этого лучше использовать животных, в названии которых есть два открытых слога (например: ко-тя, цы-па, гу-си, му-ха, ми-ша, за-я, пе-тя и т.д.).

Использование таких игрушек будет стимулировать ребенка к звукоподражанию голосам животных, а в случае с пазлами – еще и способствовать развитию пространственной ориентации (верх – низ, лево – право).


3 место – игрушечный транспорт со звуком

Это разнообразные машинки, паровозы, поезда, самолеты, издающие звуки. Хорошо, если звуки будут приближены к звукам человеческой речи: «би-би», «ту-ту», «пых-пых», «иу-иу», «пи-пи».

Покажите вашему ребенку разные способы игры с машинкой, постройте гараж из кубиков, научите катать машинку с горки. Заинтересованный малыш скорее начнет повторять за взрослым звуки, слоги и первые слова.


2 место – стучалки

Стучалки с разноцветными деревянными гвоздиками и молоточком для забивания помогут скоординировать работу «рука – глаз», научат регулировать силу удара, помогут закрепить основные цвета и вызвать простейшие звукоподражания: «тук-тук», «бах-бах», «бум-бум» и др.


1 место – игрушки с заводным механизмом

Прыгающие собачки и лягушки; зайцы, стучащие в барабаны; веселые коты и мышки, шустро бегающие по столу – все эти заводные игрушки непременно вызовут улыбку и интерес любого малыша и подтолкнут его к воспроизведению простейших звуков, так необходимых для появления первых слов.

Непременным условием для достижения нужного эффекта должно быть оречевление действий, выполняемых игрушками: «ква-ква-ква», «бам-бам-бам», «пи-пи-пи», «опа-опа-опа», «уф-уф» и др.


Самодельные игрушки

Для игр с малышом также можно использовать самодельные игрушки и пособия, способствующие увеличению речевой активности. Главное, чтобы они вызывали живой интерес у вашего ребенка и желание произносить слоги, слова и простейшие фразы.

Это могут быть книжки-самоделки – вырезанные из журналов картинки с изображением животных и людей, которые выполняют простые, хорошо понятные ребенку действия (котик спит, птичка летит, собака ест и т. д.). Прошнуровав такие книжки и приклеив картинки на картон, вы сделаете долговечную и интересную игрушку своему ребенку. Главное условие – многократное проговаривание мамой сначала названий животных (кот, птица, собака и т. д.), а затем и действий, которые они выполняют (кот ест и т. д.).



Банки из-под кофе с прорезями на крышке (большая и маленькая) и пуговицы соответствующих цветов и размеров. Когда ребенок забрасывает пуговицы, не забывайте многократно произносить «бах- бах», «бум- бум», «опа-опа», «шлеп-шлеп» и т. д.



Сенсорные доски с разнообразными шнуровками, прищепками, замочками, звенящими и шуршащими игрушками – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у вашего ребенка.


Как правильно играть с ребенком?

Для развития речи важно не просто купить ребенку нужные игрушки, а каждый день заниматься с ними, проигрывая разные ситуации и образы. Как правильно себя вести во время таких обучающих игр? Вот ряд полезных советов:

  • Сядьте рядом с ребенком, чтобы был контакт «глаза в глаза».
  • Произносите слова медленно, четко артикулируя.
  • Если ребенок только овладевает произнесением целых слов, говорите и сокращенное слово, и полное. Например: «Это котик, котик, котик – «мяу, мяу, мяу».
  • Постоянно побуждайте ребенка к речи: «Попроси, тогда дам», «Не понимаю, объясни». Создавайте ситуации, когда нужно сказать словом о своем желании. Не бросайтесь сполнять любую прихоть малыша, не дав ему попытаться объяснить, что он хочет.
  • Обязательно закрепляйте достигнутое, т. к. сформированные навыки без повторения могут забываться.
  • Наряду с существительными вводите в речь ребенка и глаголы. При затруднении понимания некоторых из них объясняйте глаголы в действии в конкретной игровой ситуации с реальным предметом. «Лови мяч. Бросай мяч. Дай мяч»,
  • Подключайте эмоции. На радостных эмоциях обучение идет быстрее и легче.
  • Следите, чтобы ребенок был сосредоточен на предмете и не отвлекался.
  • Одновременно с речью развивайте другие психические процессы (память, внимание, мышление), а также накапливайте сенсорный опыт в играх и повседневной жизни.
  • Работайте над общей моторикой. Делайте с ребенком утреннюю зарядку, прыгайте на батуте, занимайтесь детским спортом, плавайте в бассейне.
  • Избегайте прямых инструкций (повтори, скажи).
  • Обязательно комментируйте выполняемые действия словом, стройте простые и короткие фразы из понятных ребенку слов.
  • Включайте ребенка в диалог (даже если он может ответить только «да» или «нет».)

Помните главное: какую бы игрушку вы ни выбрали, важно многократное совместное проигрывание и отработка ее функций совместно с ребенком. От вашего упорства и терпения во многом будут зависеть достижения ребенка. Не так важно, с какой игрушкой будет играть ваш ребенок, важно качество включения ребенка в игру.

И напоследок, хочется сказать следующее: существует такая негативная тенденция, когда занятые мамы и папы «задаривают» своих чад многообразными машинками и куклами. Постарайтесь проявлять свою любовь другим способом: найдите время на то, чтобы поиграть вместе с малышом, почитать книгу, просто поговорить. Это для ребенка полезнее и важнее любой дорогостоящей игрушки, если он будет играть с ней в одиночестве!

А какие игрушки вы считаете самыми полезными для ребенка? 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.




Обсуждают сейчас