Сейчас на сайте
Все о детях
"Я была прекрасным родителем, пока у меня не появились дети"
Это интересно
14 женщин, которым дети не мешают заниматься политикой О чем родители врут своим детям: занятная инфографика Эксперимент: как мы готовили ужин для большой семьи за 15 рублей
Школьная жизнь
Ни вывеска «гимназия», ни рейтинг, ни «контингент» не имеют значения. Как выбрать школу
Спорный вопрос
“Зачем женщины искусственно хоронят отцов”? Ситуация, когда у ребенка 2 папы
Здоровье
"Мог уйти из медицины". Известный детский врач о том, почему благодарен семье “Я боялась, что ноготь перестанет расти”. Ребенок сосет палец: личный опыт мам
Женский мир
Правда ли, что дочери с возрастом превращаются в своих матерей? Зарабатывают вдвое меньше мужчин. И другие факты о положении женщин в мире
Личный опыт
"Дома на нас часто смотрели грустными глазами". О воспитании ребенка с синдромом Дауна
Психология и воспитание
Ребенок говорит с воображаемым другом: стоит ли бить тревогу?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

Когда деньги не будут выброшены на ветер. 10 самых полезных развивающих игрушек

30 марта 2019 года
3

Современные дети начинают говорить намного позже, чем их сверстники 20-30 лет назад. И чтобы не пришлось водить ребенка к логопеду в 3-4 года с задержкой речевого развития, стоит с самого детства играть с малышом в игрушки, стимулирующие развитие речи. Что они собой представляют?

Светлана Мымрина, логопед из ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», составила топ-10 развивающих игрушек, которые должны быть в зоне доступа каждого ребенка. 

10 место – вертушки, дудочки и т.п.

На 10 месте игрушки, способствующие развитию речевого выдоха (свистульки, вертушки, мыльные пузыри, дудочки и т. д.).

Систематическая игра с ними поможет вашему малышу сформировать речевой выдох, без которого невозможно развитие речи.


9 место – вкладыши и доски Сегена

Играя с такими игрушками, ребенок не только разовьет скоординированную работу «рука-глаз», но и станет более усидчивым и целеустремленным, усвоит простейшие математические эталоны (форма, размер).

Тематика досок широка и разнообразна. Выбирайте самые актуальные для раннего возраста темы: «Домашние животные», «Овощи», «Игрушки», «Одежда», «Посуда».


8 место – пирамидки

Существует огромное множество вариаций этой игрушки. Но для усвоения формы и цвета начните с классической пирамидки из 3-5 колец.

Постепенно увеличивайте количество кружков, а когда эта работа будет освоена, можно переходить и к более сложным видам пирамидок, например, с квадратными и многоугольными элементами.

 

7 место – шнуровки

Веселые ежики, бабочки, слоны и ананасы с дырочками и разноцветными шнурками помогут развить мелкую моторику ребенка. Ведь, как известно, чем лучше развита работа пальцев рук, тем быстрее развивается речь малыша. 


6 место – матрешки

Эту старую игрушку современные дефектологи любят неслучайно. Классическая матрешка включает в себя 5-7 предметов. Но для игр с детьми раннего возраста следует начинать с матрешки, состоящей из 3 кукол.



Работа с этой простой игрушкой решает множество дидактических задач. Это и соотнесение по размеру (большой, средний, маленький), и развитие пространственной ориентировки (ориентация в схеме тела «верх-низ»), и соотнесение по цвету, и хорошая основа для развития простейших сюжетных действий. 

Сегодня существует множество видов матрешек. Это и совы, и коты, и три медведя с маленькой куклой Машенькой, и курочка с цыплятами. Использование таких нестандартных игрушек позволит вашему малышу развить фантазию, а также подтолкнет к выстраиванию сюжетной линии со знакомыми сказочными персонажами.

5 место – игрушка «Геометрик»

«Геометрик» – это деревянная игрушка с разным количеством штырьков для нанизывания простейших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Вариантов, как играть, множество: это соотнесение по форме и цвету, использование фигур в качестве строительного материала для создания построек по образцу («домик», «вагон» и т. д.).

Поиграйте вместе с малышом, подсказывая варианты разнообразных построек. Так ребенок получит первый конструктивный опыт в жизни и приобретет простейшие математические навыки в игре с взрослым.


4 место – резиновые животные и пазлы со зверями

На 4 месте резиновые игрушки-зверюшки, издающие звуки: «мяу», «га-га», «ко-ко», а также разрезные пазлы из 2-3 частей с изображением домашних животных. После обучения звукоподражанию можно называть зверей: для этого лучше использовать животных, в названии которых есть два открытых слога (например: ко-тя, цы-па, гу-си, му-ха, ми-ша, за-я, пе-тя и т.д.).

Использование таких игрушек будет стимулировать ребенка к звукоподражанию голосам животных, а в случае с пазлами – еще и способствовать развитию пространственной ориентации (верх – низ, лево – право).


3 место – игрушечный транспорт со звуком

Это разнообразные машинки, паровозы, поезда, самолеты, издающие звуки. Хорошо, если звуки будут приближены к звукам человеческой речи: «би-би», «ту-ту», «пых-пых», «иу-иу», «пи-пи».

Покажите вашему ребенку разные способы игры с машинкой, постройте гараж из кубиков, научите катать машинку с горки. Заинтересованный малыш скорее начнет повторять за взрослым звуки, слоги и первые слова.


2 место – стучалки

Стучалки с разноцветными деревянными гвоздиками и молоточком для забивания помогут скоординировать работу «рука – глаз», научат регулировать силу удара, помогут закрепить основные цвета и вызвать простейшие звукоподражания: «тук-тук», «бах-бах», «бум-бум» и др.


1 место – игрушки с заводным механизмом

Прыгающие собачки и лягушки; зайцы, стучащие в барабаны; веселые коты и мышки, шустро бегающие по столу – все эти заводные игрушки непременно вызовут улыбку и интерес любого малыша и подтолкнут его к воспроизведению простейших звуков, так необходимых для появления первых слов.

Непременным условием для достижения нужного эффекта должно быть оречевление действий, выполняемых игрушками: «ква-ква-ква», «бам-бам-бам», «пи-пи-пи», «опа-опа-опа», «уф-уф» и др.


Самодельные игрушки

Для игр с малышом также можно использовать самодельные игрушки и пособия, способствующие увеличению речевой активности. Главное, чтобы они вызывали живой интерес у вашего ребенка и желание произносить слоги, слова и простейшие фразы.

Это могут быть книжки-самоделки – вырезанные из журналов картинки с изображением животных и людей, которые выполняют простые, хорошо понятные ребенку действия (котик спит, птичка летит, собака ест и т. д.). Прошнуровав такие книжки и приклеив картинки на картон, вы сделаете долговечную и интересную игрушку своему ребенку. Главное условие – многократное проговаривание мамой сначала названий животных (кот, птица, собака и т. д.), а затем и действий, которые они выполняют (кот ест и т. д.).



Банки из-под кофе с прорезями на крышке (большая и маленькая) и пуговицы соответствующих цветов и размеров. Когда ребенок забрасывает пуговицы, не забывайте многократно произносить «бах- бах», «бум- бум», «опа-опа», «шлеп-шлеп» и т. д.



Сенсорные доски с разнообразными шнуровками, прищепками, замочками, звенящими и шуршащими игрушками – всем тем, что вызывает эмоциональный отклик у вашего ребенка.


Как правильно играть с ребенком?

Для развития речи важно не просто купить ребенку нужные игрушки, а каждый день заниматься с ними, проигрывая разные ситуации и образы. Как правильно себя вести во время таких обучающих игр? Вот ряд полезных советов:

  • Сядьте рядом с ребенком, чтобы был контакт «глаза в глаза».
  • Произносите слова медленно, четко артикулируя.
  • Если ребенок только овладевает произнесением целых слов, говорите и сокращенное слово, и полное. Например: «Это котик, котик, котик – «мяу, мяу, мяу».
  • Постоянно побуждайте ребенка к речи: «Попроси, тогда дам», «Не понимаю, объясни». Создавайте ситуации, когда нужно сказать словом о своем желании. Не бросайтесь сполнять любую прихоть малыша, не дав ему попытаться объяснить, что он хочет.
  • Обязательно закрепляйте достигнутое, т. к. сформированные навыки без повторения могут забываться.
  • Наряду с существительными вводите в речь ребенка и глаголы. При затруднении понимания некоторых из них объясняйте глаголы в действии в конкретной игровой ситуации с реальным предметом. «Лови мяч. Бросай мяч. Дай мяч»,
  • Подключайте эмоции. На радостных эмоциях обучение идет быстрее и легче.
  • Следите, чтобы ребенок был сосредоточен на предмете и не отвлекался.
  • Одновременно с речью развивайте другие психические процессы (память, внимание, мышление), а также накапливайте сенсорный опыт в играх и повседневной жизни.
  • Работайте над общей моторикой. Делайте с ребенком утреннюю зарядку, прыгайте на батуте, занимайтесь детским спортом, плавайте в бассейне.
  • Избегайте прямых инструкций (повтори, скажи).
  • Обязательно комментируйте выполняемые действия словом, стройте простые и короткие фразы из понятных ребенку слов.
  • Включайте ребенка в диалог (даже если он может ответить только «да» или «нет».)

Помните главное: какую бы игрушку вы ни выбрали, важно многократное совместное проигрывание и отработка ее функций совместно с ребенком. От вашего упорства и терпения во многом будут зависеть достижения ребенка. Не так важно, с какой игрушкой будет играть ваш ребенок, важно качество включения ребенка в игру.

И напоследок, хочется сказать следующее: существует такая негативная тенденция, когда занятые мамы и папы «задаривают» своих чад многообразными машинками и куклами. Постарайтесь проявлять свою любовь другим способом: найдите время на то, чтобы поиграть вместе с малышом, почитать книгу, просто поговорить. Это для ребенка полезнее и важнее любой дорогостоящей игрушки, если он будет играть с ней в одиночестве!

А какие игрушки вы считаете самыми полезными для ребенка? 





Обсуждают сейчас