Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Объявляем победителей конкурса «Время перемен»
Все о детях
«Видели ту женщину, которая несется, как лошадь?» Как ребенок ускоряет нашу жизнь
Это интересно
Вы могли не знать: какие права и обязанности детей прописаны законом? "Боялась ходить в туалет". Что родителям нужно знать о чудище, которое пугает детей
Школьная жизнь
Чему на самом деле учит школа: подчинение, бесправие, эйджизм В школах просят личные данные детей и родителей. Это законно?
Спорный вопрос
«Могут работать мама, бабушка, кот, но не отец!» Папам в декрете не положено пособие? Что делать, если от вида детской площадки во дворе наворачиваются слезы Дети на поводке: в соцсетях обсуждают неоднозначный аксессуар
Беременность и роды
Овуляция, признаки: как рассчитать и сколько длится ЭКО в Беларуси в 2019 году: где можно сделать, стоимость, льготный кредит Средства от растяжек можно выбросить в урну?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

«Тепло и сухо – это не крутой ремонт и идеальный порядок». Правила воспитания мамы 4 девочек

11 февраля 2019 года
3

Яна Ласка воспитывает четырех девочек, которым сейчас 18, 10, 7 и 5 лет, а также профессионально занимается аэродизайном. Один из самых частых вопросов, который слышит мама, касается пола детей: «Вы, наверное, хотели мальчика?». Приходится терпеливо отвечать, что это не имело особого значения. А что на самом деле для нее важно в воспитании детей? Мама поделилась личным опытом, как ей удалось примирить свое дело и семью, а также научить детей дружить.
 

Как я все успеваю?

Я не все успеваю. Потому что "все" - слишком объемное понятие. Какую ответственность я несу перед Вселенной за своих детей?

1. Чтобы они были в безопасности, пока маленькие;

2. Чтобы они были сыты;

3. Чтобы им было тепло и сухо.



Все. Все остальное - то, что я сама для себя решаю: это я хочу делать для своих детей. И это следующие пункты:

4. Чтобы они были свободны;

5. Чтобы им было спокойно и комфортно;

6. Чтобы они были развиты интеллектуально и умели мыслить критически;

7. Чтобы у них была возможность выбора, когда нужно будет сделать выбор.
 


 

Переводим на человеческий язык. Опираясь на эти приоритеты, я, набив не один десяток шишек, пришла к тому, что:

— Не нужно опекать детей и все время держать их в поле зрения. Нужно объяснить, где и почему может быть опасно, и научить избегать этих ситуаций.

— Если ребенок не хочет есть, не нужно его кормить. Моя задача - чтобы он был сыт. А не накормлен. Чувствуете разницу?

— "Тепло" и "сухо" - это не "крутой ремонт" и "идеальный порядок". Это тепло и сухо. А про порядок поговорим отдельно.

— Свобода и критическое мышление для меня неразделимы. Что я могу сделать для них? Задаю вопросы там, где они вроде и не должны возникнуть. Если "авторитет" на самом деле дурак, значит, он не авторитет. Если я не права, прошу прощения.

Ребенок имеет право злиться, уставать от школы, не соглашаться с тем, что ему предлагают/навязывают (чаще это называют "не слушается"). И никому ничего не должен. И хвалю, хвалю, хвалю, хвалю, хвалю.

— Спокойствие и комфорт, и любовь, и счастье - это состояния, которые невозможно создать для кого-то. Люди вокруг будут спокойны и счастливы, только когда буду спокойна и счастлива я.

— И что остается? Интеллектуальное развитие, по возможности разностороннее, которое и даст в перспективе право выбора. Мои дети приучены читать книги, потому что я, к сожалению, не всегда могу им почитать. В их комнате есть музыка, и они сами решают, что хотят послушать. Десятилетняя Варя готовит вместе с ютуб-блогерами и мастерит с ними же всевозможные штуки, привлекая младших. Семилетняя Майя сочиняет музыку на виртуальной клавиатуре. Пятилетняя Тая слушает аудиокниги. 
 


 

Если я нахожу людей, которым могу доверить моих девочек, то абсолютно спокойно доверяю. Потому что каждый взрослый, который с ними взаимодействует, оказывает на них влияние. И это тоже про свободу, и критическое мышление, и выбор. Так что единственное, что я делаю такого, что правда занимает мое время и неизменно включено в мой жизненный график - это художественная и танцевальная студии. Привести-отвезти. Варя на свою любимую астрономию ездит сама (см. пункт про безопасность).

Как научить детей дружить?

А еще когда-то я давно я решила, что одна из моих важнейших задач – сделать все, что от меня зависит, чтобы они дружили. А сделать это было непросто.

  • у старшей Ренаты и троих младших – разные отцы;
  • вопрос большой разницы в возрасте: Ренате было семь, когда родилась вторая дочь Варя;
  • вопрос маленькой разницы в возрасте – между троими младшими по два с небольшим года.


Я не вполне представляла себе, что мне нужно делать. Было четкое понимание, чего делать нельзя. Сложный микс из опыта родительской семьи, многих книг по детской психологии и воспитанию детей и собственной интуиции. Еще два-три года назад, возьмись я рассуждать на эту тему, она прозвучала бы преждевременно. Но сегодня старшей – почти восемнадцать, а младшей – пять с половиной. Можно подвести промежуточные итоги.

 1. Первое, что я решила однозначно и без обсуждений – старшая дочка не нянька, не уборщица и вообще ничего мне не должна.

«Не должна» не значит «не помогает». Еще как помогает! Да они все помогают, но не по приказу, а по просьбе. Всегда. Она может отказаться,и это будет принято нормально. 

2. У каждой девочки должно быть личное пространство. Это необязательно своя комната. В нашем случае – шкафчики, ящики тумб, полки с игрушками. С личными игрушками! У нас есть много «общего». И у каждого ребенка – обязательно свое, личное. Что делается в их шкафах, я, честно, даже не знаю. Там их ЛИЧНЫЕ вещи. 

3. Каждая имеет доступ к мамскому телу по мере необходимости. Один на один. Секреты есть секреты. Задать странный вопрос, поделиться обидой или радостью.

Я никогда не устраиваю публично-показательных «разборов полетов». Любой косяк, каким бы он ни был, останется нашим общим секретом – только если ребенок сам не захочет обсудить это со всеми.
 


 

4. Мама не нянька, не уборщица и вообще никому ничего не должна. Мама – живая. Без нимба. У меня может быть плохое настроение, могут быть более важные в данный момент дела, чем проверить уроки, я могу забраться под одеяло и весь вечер смотреть кино, потому что устала за день. Так было не всегда, но так правильно. И это снова про личное пространство. Никто никому ничего не должен. Друг друга дети воспринимают также.

5. В нашей семье многоступенчатая, очень простая иерархия. Кто старше, у того больше авторитета. Это даже не про родителей. И не про то, чье мнение важнее. Скорее про отношения между сестрами.

Эту стратегию я выбрала интуитивно, когда старшая дочь стала подростком. Мне было важно сохранить связь между нею и младшими (помните про большую разницу в возрасте)? Тогда ее авторитет стал авторитетом взрослого, с соответствующим отношением с моей стороны. Это поддержало и старшую дочку – добавило значимости, собственной важности, востребованности. В то же время появился мостик между ней и младшими, который есть и сейчас, когда Рената живет уже отдельно. По нему пока редко кто ходит. Но он есть, и это главное. Подрастут – будут пользоваться.

Сейчас Варе десять. Теперь она старшая. И да, с подростками трудно. Я срывалась.

6. Я приучаю их разруливать мелкие конфликты самостоятельно. Я приучаю их защищать друг друга, пусть даже от родителей. Не кричать: «Это не я, это она!», а пересидеть обеим в укромном уголке, пока мама бушует, и потом вместе спокойно решить вопрос.

Проходные конфликты, которые не требуют моего вмешательства, обычно начинаются с чьего-нибудь: «Мама, а она …» и моментально заканчиваются моим «А ты ябедничаешь». И нормально разрешаются после этой фразы, без моего участия.
 


 

7. Все вышесказанное не относится к ситуациям, когда ссора серьезная. Тогда участники берутся за руки, мы садимся в круг и начинаем разбираться. С психами, слезами, аргументами, примерами и т п. Потому что только так они научатся понимать причины конфликтов, чтобы избегать их, или решать, если все-таки случилось. 

8. Дети могут уставать друг от друга. Все люди могут уставать друг от друга! Дети могут злиться, это нормально. У одной из моих девочек была проблема – она подавляла негативные эмоции. Злость, раздражение. Этого всего накопилось в ней столько, что места для радости просто не осталось. Начались тики и другие жутковатые штуки… Знаете, что мы делали? Мы избивали подушку. Когда Майя разрешила себе злиться, она сносила меня с ног – ей было пять лет. Я, держа в руках здоровую диванную подушку, не могла удержаться на ногах.

Это очень важно. Пусть лучше злиться по чуть-чуть, можно. Мы вместе придумаем, как использовать этот ресурс.

9. Лучший способ заставить детей собрать игрушки – прийти в комнату и начать с ними прибираться. Лучший способ успокоить их, когда они орут и носятся так, что начинаешь сходить с ума – прийти в комнату и начать с ними играть. Лучший способ выстроить доверительные отношения с кем бы то ни было – быть искренним.

Фото Екатерины Шаламаевой, Олеси Ковальчук, а также из личного архива 



Обсуждают сейчас