Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
"Время перемен!" Расскажите о больших переменах в жизни и получите эмоции в подарок
Это интересно
Красотки-мамы, за жизнью которых следят тысячи подписчиков 35 идей, как сделать эту весну незабываемой для ребенка
Спорный вопрос
Мужчина годами притворялся глухим, чтобы не слушать болтовню супруги "На детей решаются те, кто хочет получать пособие и ничего не делать"
Здоровье
Врачи нашли опухоль и сказали: "Туда не лезут". История маленького Гоши Как понять, что у ребенка не банальная простуда, а коварная болезнь? Вся правда о менингите
Личный опыт
Как женщина с неизлечимой болезнью решилась на рождение ребенка "Была мысль, что я ненормальная". Опыт минчанки, которая родила сама после кесарева
Добрые дела
"Не ходила гулять, спала урывками". Девочки-подростки, которые спасают животных
Психология и воспитание
7 типов родителей, которые ужасно бесят всех вокруг Как я ходила с дочкой в театр (и пожалела об этом)

"У современных детей есть все". О подарках в мире изобилия

28 декабря 2018 года

Когда-то на Новый год мы радовались простым шоколадным конфетам и мандаринам, но современных детей такими подарками не удивишь. Как же правильно радовать ребенка в мире изобилия?

Когда не знаешь, что покупать

Дарья Плотникова, психолог:

- Вчера гуляла по магазинам, ничего особенного мне не нужно было покупать, я просто напитывалась красотой вокруг. Рассматривала яркие витрины с огоньками, уютные новогодние пижамы с оленями, сводящие меня с ума, интерьерные деталиотовсюду ненавязчиво звучала новогодняя музыка, и вдруг меня осенило: скоро же Новый год — детям нужны подарки. 

Я захожу в детский отдел и понимаю, что как будто разделяюсь на две части: на ребенка, которому хочется ВСЕ и СРАЗУ и взрослого, который хватается за сердце при виде ценников.

Первый круг у меня ушел исключительно на то, чтобы насытить интерес своей детской части. Только посмотрев, пощупав, поиграв, я вспоминаю: ах да, дети, Новый год, подарки. И начинаю поиски того, что могло бы подойти, учитывая пол, возраст, интересы ребенка и мои возможности.

На третьем кругу я понимаю: я не знаю, что покупать.



 

Современные дети пришли в мир изобилия. У них уже есть все. Родители изо всех сил стараются для своих детей и хотят обеспечить им самое прекрасное детство. Чтобы их ребенок ни в чем не нуждался, и у него было все самое лучшее. Это ли не счастье?

Я вспоминаю свое детство. Оно было счастливым. Не могу сказать, что был жесткий дефицит. У меня было достаточно игрушек. Но все же не было такого разнообразия, как сейчас.

Приходит в голову одна история, мне ее рассказала бабушка. Как в ее детстве, уже после войны, не было ничего. И на Новый год вместо елки они украшали веник. И я помню свою детскую реакцию на эту историю: как же это здорово! Это же так интересно, а давай тоже веник украсим? Веник мы, вроде, не стали украшать, но какой-то творческий процесс тогда точно развернулся.

Тогда я поняла, что елкой может быть что угодно и придумывала и воплощала это. А вспомните, кто в детстве играл в магазин? С листиками вместо денег и камушками вместо продуктов?
 

Источник фото: pixabay.com
 

К чему я это? К тому, что дефицит важен тем, что он формирует ценность и дает волю фантазии. 

Когда всего много, ценность не ощущается. Очередная сотая машинка вызовет у ребенка минутный интерес, пока он будет ее распаковывать и рассматривать, а дальше она, скорее всего, будет закинута в ящик с еще сотней самых разных машинок. К тому же, когда уже все есть, мне не нужно ничего придумывать. То есть нет необходимости что-то изобрести, проявить фантазию, сделать что-то.

И я ни в коем случае не хочу декларировать : вот в наше время… нет. Я отдаю себе отчет, что нынешние дети другие, они рождены в другом времени, а соответственно, потребности у них другие. И другие задачи у нас, взрослых.

Мне хочется напомнить о том, что во всем важна мера. Даже в игрушках и подарках. Нам, взрослым, нужно помочь нашим детям не потеряться в мире изобилия и неограниченных возможностей.
 

Источник фото: pixabay.com
 

А для этого мы должны научить их слышать себя, свои потребности, различать свои чувства. Выбирать. Отличать главное от второстепенного.

Впереди новогодние праздники, я желаю вам приятно и радостно провести это время. И может быть, вы не купите ребенку очередную игрушку, но приготовите вместе что-то вкусное или сделаете игрушку своими руками. Я уверена, что эти моменты принесут радость и запомнятся, и может быть, лет через 20 будут теми самыми теплыми детскими воспоминаниями.

А как все-таки выбрать стоящий подарок?

Екатерина Коваленок-Глуховская, психолог:

- Кому как не детям мы хотим подарить самое лучшее, несущее нашу любовь? Но что отличает стоящий подарок от дорогостоящего? И как уберечь ребенка от пресыщения и безразличия к вещам, доставшимся им в праздничной суете?

Родительское тепло нельзя заменить ни покупками, ни поделками, но можно её ими выразить. Желательно, чтобы любой подарок для детей в любом возрасте давал возможность самостоятельной творческой игры.

Даже если ребёнок слишком мал, чтобы обозначать свои желания напрямую, родитель может понять их, присмотревшись к его личному пространству. Какие игрушки у ребёнка “в ходу” чаще? Какие он закидывает в угол? Стремится ли разбирать на части? Как развиваются его игры?

Детям до трёх лет актуальнее всего дарить игрушки, которые будут развивать их моторику и обогащать сенсорно (воздействовать на органы чувств). Крупные конструкторы, музыкальные игрушки, формочки для песка, игровая палатка, пальчиковые театры. Мягкие игрушки и куклы помогают в обучении социально-бытовым навыкам, но не сами по себе - взрослые показывают детям, как с ними играть, говорят от имени игрушки, разыгрывают сценки.
 

Источник фото: pixabay.com
 

С трёх до пяти лет, в период игровой деятельности, когда дети наполняют познавательную сферу и организовывают сюжетно-ролевые игры, лучшие подарки - те, с помощью которых можно создавать различные образы и ситуации.

Не стоит дарить “гиперреалистичные” наборы, т.к. это не стимулирует, а наоборот ослабляет работу детского воображения. Игрушка хороша тогда, когда даёт простор для фантазии, возможность додумать, внести что-то своё. Ребёнок уже неплохо будет справляться с крупными пазлами и наборами для творчества. Мягкие игрушки всё ещё способствуют развитию эмоционального интеллекта, но только если ребёнок чувствует привязанность к игрушке (т.е. достаточно нескольких любимых игрушек, как и с друзьями, количество и качество здесь не прямо пропорциональны).

Детки с пяти до семи лет переходят постепенно к учебной деятельности, поэтому будут полезны логические настольные игры, книги, алфавит и прочие украшения стен. Но важно не вызвать у ребёнка ощущение, будто учёба - это единственное, что вы в нём готовы ценить. Также важны ситуации, дарящие эмоции: это может быть поход на каток или в цирк, кино, аквапарк, обсерваторию, театр, это может быть совместный проект (приготовить смешные блинчики, разрисовать лица и поиграть в зоопарк, сделать макет солнечной системы и т.д.). Важно отмечать, чего хочет сам ребёнок.

Выяснить ожидания можно, предложив ребенку нарисовать (если писать он ещё не умеет) или написать письмо с тремя желаниями для Деда Мороза или, если не хочется питать веру в сказки, напрямую для родителей.

Для того, чтобы сделать хороший подарок детям от семи лет и старше, важно знать их интересы и предпочтения - в этом возрасте они уже отчётливо проявляются в деятельности.
 

Источник фото: pixabay.com
 

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ:

  1. Важно помнить, что подарок не равно поощрение. Поощрение ребёнок получает за что-то, заслуживает. Подарок - это выражение безусловной любви, подчёркивание безусловной ценности человека для вас. Если ребёнка приучить к тому, что он получает подарки за свою “хорошесть”, он будет сам к себе относиться по рыночному принципу: “сколько мне дарят, настолько я и ценен”.
  2. Важно договориться с другими взрослыми, чтобы подарки не были однотипными и не повторялись среди родственников как в один праздник, так и из года в год. Разнообразие подчеркнёт ценность и уникальность каждого подарка, а ребёнок сохранит дольше способность удивляться.
  3. Каждый подарок станет лишь ценнее, если родитель приложит усилия к процессу дарения, а именно сопроводит подарок словами, объятием, улыбкой, поцелуем, расскажет ребёнку, почему именно это и именно ему захотелось подарить. Не лишним будет и сделать красивую упаковку, но слова-послание всё-таки важнее. Смысл, который вкладывает в подарок родитель, делает любую безделушку бесценной, настоящим сокровищем.
  4. Безличные подарки - это всего лишь вещь, подарок от человека к человеку - нечто особенное, выражение как чувств, так и наших мыслей, образов мира. Это всегда о контакте, о настоящей встрече со своим ребёнком.
  5. Если ребёнок быстро забывает о новом подарке, забрасывает или относится исключительно небрежно, безразлично, как будто не умеет ценить, это скорее всего не вина ребёнка и даже не вина подарка, а скорее - способа дарения. Значит, ребёнок действительно не понимает, чем этот подарок ценен. Поэтому основная задача родителя или другого взрослого при дарении - разъяснить для ребёнка смысл, наделить особым смыслом сам подарок.

Помня о том, что внутренний ребёнок есть в каждом из нас, можно понять, что большинство изложенных здесь идей в равной степени применимы к выбору подарков для любого человека.

Источник: b17.ru



Обсуждают сейчас