Сейчас на сайте
Все о детях
Самые крутые площадки Минска, где дети готовы играть сутками Подборка летних имен для мальчиков и девочек «Не удивляюсь, когда дети сдают родителей в дом престарелых». Об украденном детстве
Это интересно
Чего ни в коем случае не должно быть в составе косметики?
Спорный вопрос
Почему наша система образования больше заточена под девочек, а не под мальчиков?
Здоровье
Кипяченая, водопроводная, бутилированная: какую воду давать ребенку?
Беременность и роды
Нельзя ходить на кладбище и развешивать белье. Абсурдные запреты для беременных Минчанка вспоминает роды как страшный сон и обвиняет врачей в халатности
Отношения взрослых
Белорусы развелись, но продолжают жить вместе: необычный опыт
Женский мир
На что способны женщины в послеродовой депрессии: откровенные истории
Личный опыт
«У меня в подчинении 10 столяров». Мама рассказывает, как ведет «мужской» бизнес
Психология и воспитание
Что делать, если ребенок не дотягивает до «нужного» стандарта?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"У современных детей есть все". О подарках в мире изобилия

28 декабря 2018 года

Когда-то на Новый год мы радовались простым шоколадным конфетам и мандаринам, но современных детей такими подарками не удивишь. Как же правильно радовать ребенка в мире изобилия?

Когда не знаешь, что покупать

Дарья Плотникова, психолог:

- Вчера гуляла по магазинам, ничего особенного мне не нужно было покупать, я просто напитывалась красотой вокруг. Рассматривала яркие витрины с огоньками, уютные новогодние пижамы с оленями, сводящие меня с ума, интерьерные деталиотовсюду ненавязчиво звучала новогодняя музыка, и вдруг меня осенило: скоро же Новый год — детям нужны подарки. 

Я захожу в детский отдел и понимаю, что как будто разделяюсь на две части: на ребенка, которому хочется ВСЕ и СРАЗУ и взрослого, который хватается за сердце при виде ценников.

Первый круг у меня ушел исключительно на то, чтобы насытить интерес своей детской части. Только посмотрев, пощупав, поиграв, я вспоминаю: ах да, дети, Новый год, подарки. И начинаю поиски того, что могло бы подойти, учитывая пол, возраст, интересы ребенка и мои возможности.

На третьем кругу я понимаю: я не знаю, что покупать.



 

Современные дети пришли в мир изобилия. У них уже есть все. Родители изо всех сил стараются для своих детей и хотят обеспечить им самое прекрасное детство. Чтобы их ребенок ни в чем не нуждался, и у него было все самое лучшее. Это ли не счастье?

Я вспоминаю свое детство. Оно было счастливым. Не могу сказать, что был жесткий дефицит. У меня было достаточно игрушек. Но все же не было такого разнообразия, как сейчас.

Приходит в голову одна история, мне ее рассказала бабушка. Как в ее детстве, уже после войны, не было ничего. И на Новый год вместо елки они украшали веник. И я помню свою детскую реакцию на эту историю: как же это здорово! Это же так интересно, а давай тоже веник украсим? Веник мы, вроде, не стали украшать, но какой-то творческий процесс тогда точно развернулся.

Тогда я поняла, что елкой может быть что угодно и придумывала и воплощала это. А вспомните, кто в детстве играл в магазин? С листиками вместо денег и камушками вместо продуктов?
 

Источник фото: pixabay.com
 

К чему я это? К тому, что дефицит важен тем, что он формирует ценность и дает волю фантазии. 

Когда всего много, ценность не ощущается. Очередная сотая машинка вызовет у ребенка минутный интерес, пока он будет ее распаковывать и рассматривать, а дальше она, скорее всего, будет закинута в ящик с еще сотней самых разных машинок. К тому же, когда уже все есть, мне не нужно ничего придумывать. То есть нет необходимости что-то изобрести, проявить фантазию, сделать что-то.

И я ни в коем случае не хочу декларировать : вот в наше время… нет. Я отдаю себе отчет, что нынешние дети другие, они рождены в другом времени, а соответственно, потребности у них другие. И другие задачи у нас, взрослых.

Мне хочется напомнить о том, что во всем важна мера. Даже в игрушках и подарках. Нам, взрослым, нужно помочь нашим детям не потеряться в мире изобилия и неограниченных возможностей.
 

Источник фото: pixabay.com
 

А для этого мы должны научить их слышать себя, свои потребности, различать свои чувства. Выбирать. Отличать главное от второстепенного.

Впереди новогодние праздники, я желаю вам приятно и радостно провести это время. И может быть, вы не купите ребенку очередную игрушку, но приготовите вместе что-то вкусное или сделаете игрушку своими руками. Я уверена, что эти моменты принесут радость и запомнятся, и может быть, лет через 20 будут теми самыми теплыми детскими воспоминаниями.

А как все-таки выбрать стоящий подарок?

Екатерина Коваленок-Глуховская, психолог:

- Кому как не детям мы хотим подарить самое лучшее, несущее нашу любовь? Но что отличает стоящий подарок от дорогостоящего? И как уберечь ребенка от пресыщения и безразличия к вещам, доставшимся им в праздничной суете?

Родительское тепло нельзя заменить ни покупками, ни поделками, но можно её ими выразить. Желательно, чтобы любой подарок для детей в любом возрасте давал возможность самостоятельной творческой игры.

Даже если ребёнок слишком мал, чтобы обозначать свои желания напрямую, родитель может понять их, присмотревшись к его личному пространству. Какие игрушки у ребёнка “в ходу” чаще? Какие он закидывает в угол? Стремится ли разбирать на части? Как развиваются его игры?

Детям до трёх лет актуальнее всего дарить игрушки, которые будут развивать их моторику и обогащать сенсорно (воздействовать на органы чувств). Крупные конструкторы, музыкальные игрушки, формочки для песка, игровая палатка, пальчиковые театры. Мягкие игрушки и куклы помогают в обучении социально-бытовым навыкам, но не сами по себе - взрослые показывают детям, как с ними играть, говорят от имени игрушки, разыгрывают сценки.
 

Источник фото: pixabay.com
 

С трёх до пяти лет, в период игровой деятельности, когда дети наполняют познавательную сферу и организовывают сюжетно-ролевые игры, лучшие подарки - те, с помощью которых можно создавать различные образы и ситуации.

Не стоит дарить “гиперреалистичные” наборы, т.к. это не стимулирует, а наоборот ослабляет работу детского воображения. Игрушка хороша тогда, когда даёт простор для фантазии, возможность додумать, внести что-то своё. Ребёнок уже неплохо будет справляться с крупными пазлами и наборами для творчества. Мягкие игрушки всё ещё способствуют развитию эмоционального интеллекта, но только если ребёнок чувствует привязанность к игрушке (т.е. достаточно нескольких любимых игрушек, как и с друзьями, количество и качество здесь не прямо пропорциональны).

Детки с пяти до семи лет переходят постепенно к учебной деятельности, поэтому будут полезны логические настольные игры, книги, алфавит и прочие украшения стен. Но важно не вызвать у ребёнка ощущение, будто учёба - это единственное, что вы в нём готовы ценить. Также важны ситуации, дарящие эмоции: это может быть поход на каток или в цирк, кино, аквапарк, обсерваторию, театр, это может быть совместный проект (приготовить смешные блинчики, разрисовать лица и поиграть в зоопарк, сделать макет солнечной системы и т.д.). Важно отмечать, чего хочет сам ребёнок.

Выяснить ожидания можно, предложив ребенку нарисовать (если писать он ещё не умеет) или написать письмо с тремя желаниями для Деда Мороза или, если не хочется питать веру в сказки, напрямую для родителей.

Для того, чтобы сделать хороший подарок детям от семи лет и старше, важно знать их интересы и предпочтения - в этом возрасте они уже отчётливо проявляются в деятельности.
 

Источник фото: pixabay.com
 

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ:

  1. Важно помнить, что подарок не равно поощрение. Поощрение ребёнок получает за что-то, заслуживает. Подарок - это выражение безусловной любви, подчёркивание безусловной ценности человека для вас. Если ребёнка приучить к тому, что он получает подарки за свою “хорошесть”, он будет сам к себе относиться по рыночному принципу: “сколько мне дарят, настолько я и ценен”.
  2. Важно договориться с другими взрослыми, чтобы подарки не были однотипными и не повторялись среди родственников как в один праздник, так и из года в год. Разнообразие подчеркнёт ценность и уникальность каждого подарка, а ребёнок сохранит дольше способность удивляться.
  3. Каждый подарок станет лишь ценнее, если родитель приложит усилия к процессу дарения, а именно сопроводит подарок словами, объятием, улыбкой, поцелуем, расскажет ребёнку, почему именно это и именно ему захотелось подарить. Не лишним будет и сделать красивую упаковку, но слова-послание всё-таки важнее. Смысл, который вкладывает в подарок родитель, делает любую безделушку бесценной, настоящим сокровищем.
  4. Безличные подарки - это всего лишь вещь, подарок от человека к человеку - нечто особенное, выражение как чувств, так и наших мыслей, образов мира. Это всегда о контакте, о настоящей встрече со своим ребёнком.
  5. Если ребёнок быстро забывает о новом подарке, забрасывает или относится исключительно небрежно, безразлично, как будто не умеет ценить, это скорее всего не вина ребёнка и даже не вина подарка, а скорее - способа дарения. Значит, ребёнок действительно не понимает, чем этот подарок ценен. Поэтому основная задача родителя или другого взрослого при дарении - разъяснить для ребёнка смысл, наделить особым смыслом сам подарок.

Помня о том, что внутренний ребёнок есть в каждом из нас, можно понять, что большинство изложенных здесь идей в равной степени применимы к выбору подарков для любого человека.

Источник: b17.ru



Обсуждают сейчас