Сейчас на сайте
Это интересно
7 частей тела, которые растут всю жизнь "Пусть зимой теплее будет". Белоруски, которым не мешают волосы на теле (и мнения мужчин) "После работы возвращаюсь домой и сразу надеваю платье". Интервью с Юлией Гусаковской-Старовойтовой
Школьная жизнь
Эксперимент: стала ли школьная программа сложнее?
Здоровье
В саду – корь, в душе – тревога. Почему отказ от прививок - родительское преступление Бесплатные лекарства для детей: что нужно знать мамам
Женский мир
Гид по телу для тех, кто недавно стал мамой С обвисшей кожей и следами от протекшего молока. Реальность материнства на фото
Личный опыт
Почему моим детям не нужны садики и няни Об этом не принято говорить. Откровенно о сложностях материнства Мама двоих детей с синдромом Дауна: "Врачи испугались, что я подам на них в суд"
Психология и воспитание
5 самых частых ошибок в воспитании, которые мешают детям создать свою семью

Почему девочки развиваются быстрее мальчиков?

18 декабря 2018 года
1

Известно утверждение, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Девочки быстрее адаптируются к школе, а мальчики медленнее созревают и хуже учатся. Педагоги подтверждают этот факт, ссылаясь на свой опыт.  Почему так происходит? Публикуем любопытное мнение. 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Давайте же порассуждаем, чем вызвана такая разница (спойлер: не биологией).

Младенцы

К мальчикам и девочкам относятся по-разному практически с рождения. По статистике, девочек утешают в 4 раза чаще, чем мальчиков. Если расплачется девочка, скорее всего, родители ее пожалеют, приласкают. Сконтейнируют ее чувства, говоря по-научному. Чувства мальчиков, даже совсем маленьких, подавляют чаще: с ранних лет большинство из них слышит «мальчики не плачут», «будь мужчиной».



В девочках традиционно поощряются «слабые» эмоции: нежность, уступчивость, а в мальчиках — «сильные»: соперничество, агрессия. Даже у двухлетних малышей. Эта традиция с возрастом усиливается и жестко закрепляется обществом.

Избирательное отношение к эмоциональным проявлениям детей приводит к тому, что девочки раньше и лучше учатся распознавать свои и чужие эмоции, а мальчики учатся свои эмоции подавлять, а чужие — игнорировать. Эмоции — это двигатель психологического и когнитивного развития, и при таком воспитательном подходе разница в психологической зрелости и когнитивных навыках между мальчиками и девочками становится очевидна очень рано.

Детский сад

Типичная картина в саду: девочки тихо сидят и играют с куклами или занимаются творчеством — это тренинг мелких движений рук и внимательности. Если девочки играют машинками, то обычно негромко и неагрессивно. Физическая активность девочек часто пресекается.

Мальчики намного чаще девочек играют в подвижные и шумные игры — чем развивают крупную и среднюю моторику, мышечную силу, выносливость.
 

Источник фото: pixabay.com
 

С одними и теми же игрушками мальчики и девочки в саду играют по-разному. Вот кубики. Девочки, скорее всего, будут что-то строить: аккуратно и терпеливо ставить кубики друг на друга, выравнивать углы. Мальчики будут кубиками кидаться — для них это патроны. На прогулке девочки скорее будут играть в песок, а мальчики - в царя горы.

Все эти занятия тренируют у девочек мелкую моторику и аккуратность, а у мальчиков — крупную моторику, ориентацию в пространстве и силу.

Развитие крупной моторики тренирует в мальчиках силу, ловкость, а также навык решать большую часть трудностей через применение физического превосходства вместо развития навыков сотрудничества и коммуникации. 

Почему же мальчики выбирают бегать, бутузиться и бросаться кубиками?

Подавление эмоций требует много психической энергии и повышает уровень фрустрации у мальчиков. Не находя иного выхода (к садовскому возрасту среднестатистический мальчик уже усвоил, что почти все эмоциональные проявления мальчикам запрещены), фрустрация будет выливаться в агрессивное поведение. Из-за этого мальчики чаще выбирают деятельность, при которой они будут что-то бить или разрушать и лупить по мячу или кидать кубики - не самые худшие способы выхода фрустрации. Если мальчикам запретить такие игры (например, в помещении детсадовской группы подвижные игры с мячом не всегда уместны или возможны), мальчики начинают бить (толкать, задирать) других детей.

Уровень фрустрации у девочек в этом возрасте значительно ниже, т.к. их эмоции не подавлены, а пережиты, проработаны и не превращаются в агрессию. Поэтому у девочек достаточно психических сил, чтобы заниматься соответствующей возрасту мелкомоторной и творческой игрой, которая способствует развитию когнитивных и речевых функций.

Семья

К домашнему хозяйству чаще привлекают девочек. Девочки намного раньше мальчиков учатся резать салат, вытирать пыль и пришивать пуговицы, считать деньги. Мальчиков тоже учат помогать по дому, но позже и реже, чем девочек.

В итоге к 7 годам большая часть девочек терпеливее, усидчивее, внимательнее к деталям, чем большинство мальчиков. Девочки в 7 лет могут выполнять тонкую работу намного лучше мальчиков.

В школе эта разница становится очевидна. При этом у мальчиков больше времени для свободных игр, и им чаще прощают непослушание, баловство, озорство.
 

Источник фото: pixabay.com
 

К девочкам же в связи с их «продвинутостью» в ручном труде  вырастают требования и ожидания родителей, появляется больше ограничений, больше обязанностей и меньше времени на свободную игру. В ответ на повышенные требования у многих девочек возрастает тревожность и неуверенность в себе. От мальчиков родители меньше ожидают, чаще оставляют их в покое заниматься тем, что им нравится (потому что с их недоразвитой моторикой от их помощи по хозяйству больше бардака, чем помощи), как следствие, у них развиваются самоуверенность, навык в реализации своих желаний.

Школа

Чтобы хорошо учиться в школе, нужно быть внимательным, усидчивым, аккуратным, не забывать о деталях, работать по шаблону и уметь подчиняться. Все эти качества тренируют в девочках в течение семи лет до школы. А «мальчиковые» качества (смелость, решительность, соревновательность, дерзость, активность, подвижность) в учебе считаются вредными, и в итоге мальчики оказываются хуже приспособлены к школьной программе.

В первом классе, пока нет оценок, разница еще не слишком бросается в глаза. Когда появляются оценки, можно безошибочно предсказать, дети какого пола будут отличниками и хорошистами. Вернее, отличницами и хорошистками. А педагоги и психологи говорят: понятно, мальчики же созревают позже девочек.

Кроме того, эмоционально более подкованные девочки лучше угадывают по интонации и взгляду учительницы, что она хочет услышать. Это тоже позитивно отражается на успеваемости и подтверждает то, что девочки «развиваются быстрее».

«Используй или потеряешь»

Неиспользуемые нейронные связи подвергаются прунингу (обрезаются, удаляются), а используемые — укрепляются. Следовательно, не биология формирует различия между мальчиками и девочками, а наше воспитание формирует различия в навыках, поведении, школьных успехах и влияет на биологию мозга детей.

Но... Что происходит дальше?

Мы хотели лишь разобраться с расхожим утверждением, что девочки развиваются быстрее. Но теперь не можем пройти мимо того, что в какой-то момент мальчики их «догоняют» и «обгоняют».

В начальной школе девочки быстрее привязываются к учителям, тяжелее переживают низкие оценки, в связи с чем возникают проблемы с самооценкой и уверенностью в себе. Часто девочки предпочитают вообще не пытаться, чем получить среднюю оценку.

Мальчики, натренированные подавлять свои чувства, легче справляются с двойками. Однако в условиях современной школы оказывается, что помимо оценок на их учебное поведение педагог мало чем может повлиять. Существенно урезанный эмоциональный репертуар мальчиков часто не допускает привязанности к учителю, а также ограничивает их возможности увлечься каким-то предметом. Быть отличником (ботаном) для мальчика тоже сомнительная цель, тогда как чуть ли не с рождения он слышал о преимуществе силы, отваги, бесстрашия, а не ума.
 

Источник фото: pixabay.com
 

В средней школе начинается новая серия гендерного воспитания: например, на технологии мальчиков учат программированию, а девочек - шитью. Каждая девочка много раз слышала что-то вроде «техника это мужское дело» или «поступай в политех, замуж удачно выйдешь». Или «зачем тебе борьба, иди на танцы». Литература (особенно русская классическая) и масс-культ мощно дополняют хор социума про необходимость замужества и важность любовных отношений для девушки. Мальчиков же ориентируют на профессию и социальный (плюс финансовый) успех, а не на крепкие и здоровые отношения в семье.

Поскольку в девочках изначально поощрялись послушность и старательность, а смелость и дерзость, радость преодоления и достижения не поощрялись, девочки вырастают более конформными и потому чаще принимают, чем нет, предлагаемую им модель.

Понятно, что все дети разные и невозможно оперировать понятиями «всегда» и «никогда», но иногда есть смысл задуматься – а вдруг на воспитание детей можно посмотреть немного под другим углом? Это будет всем только на пользу.

Источник: chips-journal.ru



Обсуждают сейчас