Сейчас на сайте
Новый год
«Когда поняла, что его нет, лежала ночью и плакала…» Правда про Деда Мороза Как быстро украсить дом к Новому году: экспресс-идеи 15 дел, которые нужно успеть сделать до Нового года
Это интересно
Гулять так гулять! Сколько белорусы потратят денег на новогодние праздники? Как я искала няню для ребенка и почему отказалась от этой идеи
Отношения взрослых
“Запальваем свечкі і таньчым на кухне, пакуль малая спіць”. Як захаваць рамантыку ў шлюбе “Нет дивану!” и другие секреты счастливой семейной жизни. Взгляд мужа и жены «Ваше чадо выпорхнет из гнезда, а вы останетесь с мужем». 6 ценностей брака
Личный опыт
Как дети расплачиваются за алкоголизм родителей «Родить только одного ребёнка — страшно». Правила воспитания 11 детей
Психология и воспитание
Натягивать колготы на 9-летнего пацана. Что родители делают за детей из любви? Мама записала сына на 4 кружка одновременно и рассказала, что из этого вышло

«Опять в комнате разгром!» Мама нашла действенный способ, как научить ребенка помогать по дому

26 ноября 2018 года
22

Часто родители жалуются, что их подросшие дети не помогают по дому, не убирают за собой и вообще игнорируют всякие просьбы о помощи. Почему так происходит? Ведь, когда ребенок еще только ползал, он уже требовал для себя метелку, пылесос, тряпку или швабру, чтобы самому сделать так как делает мама. Куда же делся весь этот энтузиазм и интерес? Как его вернуть? Наша читательница, мама двоих детей, Ольга Щуревич нашла для себя способы привлечь детей к домашнему труду и поделилась опытом с нами.

 

Источник фото: архив героини

 

Сразу рассмотрим основные ошибки родителей в данном вопросе и последствия таких ошибок.

Первая ошибка. Родитель решает, что лучше сделает все сам, так быстрее и проще. Такое поведение приведет к тому, что ребенок раз за разом убеждается в своей беспомощности и бесполезности, что чревато развитием таких убеждений «пусть лучше другие сделают, а я как-нибудь пересижу, пережду», «это все тяжело, это все не для меня, я не справлюсь». Согласитесь, такие установки вряд ли сделают вашего ребенка уверенным в своих силах. Ведь уверенность формируется из побед, пусть даже таких маленьких, как самостоятельно положить игрушку в ящик или разбить яйцо в тесто.

Вторая ошибка. Использовать приказной тон, орать и злиться. Когда вокруг домашних дел много негатива, то неосознанно формируется убеждение, что уборка - это стресс.  И чтобы его избежать ребенок может выполнить ваши приказы, однако внутри поселится ненависть к наведению чистоты. И как только у него появится возможность, он будет жить в беспорядке и грязи, потому что так он заявляет миру, что сам может что-то решать и определять. А порядок будет наводить не для себя, а для других, чтоб плохо не сказали о нем, чтобы не пришли и не наказали.



Еще, как вариант, ребенок станет тревожным невротиком, который не сможет расслабиться, когда дома будет что-то не на местах. На первый взгляд, неплохо, но такая тревожность ставит в зависимость его внутреннее спокойствие и счастье от внешних мелких факторов, таких, как чистый пол или вымытая плита. И все его близкие будут испытывать напряжение, словно, если они положат не туда тюбик пасты – все, любовь закончена, да здравствует раздражение! Такая тревожность как вирусная болезнь заражает всех вокруг и хочется вырваться на свободу из таких отношений.

Игнорирование всех ваших просьб, криков и наказаний – это защитный механизм психики. Просто ребенок выстроил стену между вами. Это сигнал, что отношения уже испорчены, и нужно срочно их восстанавливать доверительными и уважительными беседами друг с другом. А уборка подождет! Ведь чтобы лед растопить, нужно тепло.

Третья ошибка. Платить за помощь. Да, это может быть действенно поначалу. Но подумайте, что будет, если у вас или у ваших близких не окажется возможности заплатить, а расценки с возрастом будут только расти.  

Таким образом формируется ложная мотивация. В голове -  не приятная картинка порядка, чистоты, благодарности, признания значимости вклада ребенка в семейное благополучие, а мысль «заплатят или не заплатят». Ведь важно научить ребенка, что в отношениях, особенно семейных и дружеских искренняя благодарность, признание важности другого человека ценнее любых денег.

Что же делать? Как научить ребенка помогать по дому?

Во-первых, расслабиться. Уметь в критический момент, когда чувствуете, что сейчас меня понесет, сказать «Да пес с ним с этим порядком, давай лучше обнимемся!».

Так у вас появится энергия, чтобы придумать более эффективный и безопасный способ повлиять на ребенка, чем привычные ор и ругань. Запомните: пока вы будете обниматься, беспорядок превращается просто в вводные данные для интересной задачи.

Теперь, когда вы готовы подойти к решению вопроса по-новому, предлагаю следующие способы.

Самый эффективный способ научить выполнять домашние обязанности с удовольствием – это игра. Станьте личным наставником своему ребенку. Ниже я приведу несколько примеров того, как убирать играючи.

  • Выделите ребенку его инструменты для «важной работы». Его личное ведерко с личной тряпкой и щеткой, фартуком. Это поможет ему осознать, что с ним считаются и относятся к нему серьезно.

  • Если малышу до четырех лет, то процесс сбора игрушек может превратиться в процесс сбора грибов в лесу с перечислением их названий. Тряпка с вашей легкой подсказки превращается в мощнейшую пылесборную машину, которая не оставляет после себя ни одной пылинки на любой поверхности.


Источник фото: архив автора
 

  • Заведите игрушку, к примеру, вредную обезьянку, которую ребенок будет сам обучать порядку, показывать ей, как убирать игрушки или вытирать пол. Так, пятна на полу превращаются в следы от вредной обезьянки, которые были оставлены, чтобы разрастаться и захватить весь пол. От них вместе с малышом безжалостно избавляемся с помощью суперуничтожителя (тряпка).

  • Пусть мусоровоз или кукольная карета каждый вечер проезжают по всей квартире, как по городу, и собирают весь мусор. Это будет крайне ответственная задача. Так как если этого не сделать, то мусоринки будут плакать всю ночь и хотеть в свой дом (урну). И покажите, как они плачут.

  • Подыграйте, что звонит волшебный попугай и рассказывает свою мечту, как он хочет, чтобы кто-нибудь сложил все карандаши в баночку (выбирайте по ситуации). Передайте эту просьбу ребенку и вместе решите, как помочь. По итогу сообщите по телефону попугаю, что все сделано и он может быть доволен. Конечно же, за такие приятности попугай время от времени может оставлять небольшие подарочки своему лучшему другу.

  • Поиграйте с ребенком в перемену мест. Пусть он станет вами и вы им. Сюжетом для игры будет служить какой-то ваш обязательный ежедневный ритуал. Например, сборы на улицу, пусть сам скажет, что вам надеть, что ему надеть. Так он соберется гораздо быстрее. Или ванные процедуры - пусть научит вас, как правильно умываться, чистить зубы. Вот увидите: от истерик на ровном месте не останется и следа, так как потребность в признании его значимости будет удовлетворена.

  • Когда чистите картошку, пусть ребенок подает вам ее, словно это планеты, и вы вместе придумываете им названия. По мере того как снимаете кожуру, говорите, что вот это вы снимаете землю и получается такой большой один океан и также придумываете ему название.

  • Для детей старше 4 лет уборку можно превратить научный эксперимент. Пишете на листочке задание, которое прислал ему по почте какой-то его любимый герой, например, медведь Валера. Там написано «важное послание» с предложением провести эксперимент.  Например, за сколько минут он сможет вытереть пыль в спальне, а за сколько - в детской. Или сколько воды уйдет, чтобы хорошенько помыть все тарелки после ужина, а сколько - после завтрака. Предварительно совместно измерьте время наполнения литровой банки.  Все результаты фиксируете совместно в специальной научной тетрадке. Такая тетрадка послужит источником личного жизненного опыта, достижений, а также вдохновения на другие эксперименты.


Источник фото: архив героини

  • Также для детей старше четырех лет уборку превращаем в квест. Выполнение одного задания приводит к листику с другим заданием, а в итоге к призу, например, шоколадке или  жетону. К примеру, если за неделю соберется три жетона, то на выходных организуем семейную активность, поход в бассейн, велопрогулку, рыбалку, скалодром, батуты.

  • На ежедневные рутинные дела полезно завести совместно разработанный чек-лист. Это табличка со списком ежедневных ритуалов (заправить кровать, почистить зубы, попить воды, пропылесосить пол, приготовить одежду на завтра и т.д.). Такой чек-лист вешаем на видном месте, и ребенок сам каждый день должен отмечать свои достижения галочкой либо наклейкой.

Если ребенок еще не умеет читать, то поможет рисуночек, отражающий смысл задания. Все ритуалы должны соответствовать возрасту и возможностям ребенка, чтобы он почувствовал вкус победы, что он смог справится. Наградой за выполнение всех дневных задач может служить компьютерное время на игры или же время на мультики.

А если вся неделя прошла на «ура», то на выходных опять же организовываем приятный подарок в виде совместного времени, игрушки, книги или другого развлечения по интересам ребенка.

Ежедневные рутины войдут постепенно в привычку, и если даже произойдет небольшой сбой, вы всегда можете вернуться, главное оставаться спокойным, а не ставить порядок превыше ваших отношений.

Постоянно обновляйте банк игр, чтобы малышу было интересно, тогда с уборкой будут только самые добрые и веселые ассоциации. А смешные придумки действуют куда более эффективно, чем разрушительный конфликт и ссоры. Игровой подход пригодится, чтобы легко справляться с любой рутинной задачей. Поставьте себе цель развить в нем именно этот навык и как можно чаще применяйте его для себя.

А как вы приучили детей помогать по дому?



Обсуждают сейчас