Сейчас на сайте
Новости портала
Мастер-класс о том, как собрать первоклашку в школу, пройдет в Минске 14 августа«Мы не можем перестать». Супруги 21 раз становились родителями
Это интересно
Работает ли запрет на аборты? Вот к каким выводам пришли ученыеПарк животных под Барановичами: как здесь можно провести время
Фотофакт
Старость, которую перестаешь бояться. На снимках талантливого фотографа
Школьная жизнь
«Моя душа просто зарыдала». Учитель до выборов уволилась из школы и очень этому рада«Достань правой рукой левое ухо». 8 вещей, которые должен уметь первоклассник
Спорный вопрос
«Это как прыгнуть второй раз с парашютом». Почему женщинам сложно решиться на второго ребенка
Здоровье
Правда ли, что во время купания можно подхватить серьезную инфекцию?
Личный опыт
Люди-ледоколы: истории тех, кто вырос в семье с пьющими родителями«Живем в закрытом городе за забором». Белоруска уехала с семьей в Саудовскую Аравию

Важно знать каждому. За что семью могут признать «находящейся в СОП»?

23 ноября 2018 года
34

Периодически нам приходят анонимные истории от родителей, которые считают, что их семью необоснованно признали СОП (находящейся в социально опасном положении). В каких случаях проверяющие имеют на это право? Есть ли дорога назад? Как работают с детьми после постановки семьи на учет?

На актуальные вопросы ответили адвокаты Минской городской коллегии адвокатов Специализированной ЮК № 1 г. Минска Екатерина Левчук и Ольга Назарова.
 

Источник фото: архив героинь

В каких случаях семью могут признать находящейся в СОП?

Есть 6 критериев, которые показывают, что несовершеннолетние находятся в социально опасном положении.

1. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.

Что имеется в виду: отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью; уклонение от уплаты алиментов; факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома;  лишение родительских прав в отношении братьев, сестер.

2. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.

Что имеется в виду: к примеру, ребенка принуждают к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм; ребенка вовлекают в преступную деятельность, антиобщественное поведение; ребенку запрещают посещать учреждение образования; к ребенку систематически применяют антипедагогические меры воздействия.



3. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на их поведение (воспитание носит антиобщественный характер);

Что имеется в виду: когда ребенка приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители несовершеннолетнего ведут аморальный образ жизни (злоупотребляют алкогольными напитками, занимаются проституцией и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений.

4. Дети становятся жертвами физического, психического, сексуального или иного вида насилия.

Что имеется в виду: оскорбление и унижение достоинства ребенка, предъявление ребенку чрезмерных требований, однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

5. Дети совершают правонарушения и иные антиобщественные действия.

Что имеется в виду: ребенок нарушает дисциплину, увеличиваются пропуски занятий в учреждении образования; наблюдаются асоциальные связи несовершеннолетнего, бродяжничество, совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответственность, нахождение ребенка на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

6. Дети находятся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Что имеется в виду: несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; выявлены факты жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых, а также когда несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий,  ребенок предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.


Источник фото: unsplash.com

Каким образом выявляют семьи, находящиеся в СОП?

В начале каждого учебного года, как правило, классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения посещает семьи своих подопечных для изучения условий жизни и воспитания каждого из них.

Иногда посещать семьи могут комиссией: классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения, социальный педагог, педагог-психолог, участковый инспектор.

Особое внимание уделяется информации, поступающей из различных источников (соседи, родственники, совершенно случайные люди, анонимы, отдел образования, поликлиника, ЖЭУ, ИДН, КДН и др). Информацию обязательно проверяют.  По результатам посещения несовершеннолетнего и его семьи составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Можно ли ознакомиться с актом обследования?

Адвокаты обращают внимание на то, что акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего должен составляться только лишь в присутствии законных представителей.  Отказать в ознакомлении с актом обследования представители госорганов не вправе.

В том случае, если все же вам отказали в этом, можно направить письменное обращение на имя руководителя государственного органа с описанием ситуации и (или) с просьбой о предоставлении вам копии акта обследования для ознакомления.

Решение о признании СОП по результатам акта обследования принимается советом учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  (в школах, гимназиях, лицеях, вспомогательных школах, вспомогательных школах-интернатах, вечерних школах, ПТУЗах, ССУЗах) или педагогическим советом (в дошкольных учреждениях, социально-педагогических учреждениях).

На заседание совета обязательно приглашаются родители (или лица их заменяющие) несовершеннолетнего.

Можно ли обжаловать решение о признании СОП?

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования Мингорисполкома (облисполкома) по месту принятия решения, Министерство образования Республики Беларусь, прокуратуру или в суд.


Источник фото: unsplash.com

На какую помощь может претендовать семья, находящаяся в СОП?

После принятия решения составляется индивидуальный план работы, как с несовершеннолетним, так и с его родителями, который утверждается руководителем учреждения образования.

Семья в СОП оказывают необходимую помощь. Например, наблюдение и консультации педагога-психолога, педагога социального, проведение семинаров-практикумов, лекций, бесед, вовлечение детей в кружки, секции, родителей – в клубы, консультация для родителей от педагога-психолога, врача, юриста, правоохранительных органов, психотерапевтическая помощь детям и родителям.

Материальная помощь может выражаться в предоставлении бесплатного питания  в саду или школе, в организации бесплатного оздоровления в лагерях.


Источник фото: unsplash.com

Могут ли отменить решение о признании ребенка, находящегося в СОП?

Родители вправе подать ходатайство об отмене решения о признании ребенка находящимся СОП, если считают, что причины, повлекшие такой статус, отпали.

Ходатайство направляется в адрес педагогического совета или совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Что происходит, если ситуация с ребенком не меняется? Могут ли ребенка отобрать из семьи?

После признания ребенка находящимся в СОП ежеквартально проверяющие анализируют проделанную работу и принимают решение, работать с семьей дальше по плану или готовить ходатайство в комиссию по делам по несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Как правило, минимум полгода такую семью пытаются «привести в чувство», дают им шанс исправить ситуацию: изменить отношение родителей к жизни, мотивировать на поиск работы, улучшить условия проживания, избавиться от зависимостей, наладить отношение с близкими.

И лишь тогда, когда результата нет, ребенка могут признать нуждающимся в государственной защите и принять решение об отобрании его у родителей и помещении на государственное обеспечение.


Источник фото: unsplash.com

 

В пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006  №18 (ред. от 23.02.2012) «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» основаниями для отобрания ребенка из родной семьи указаны следующие: родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

В трехдневный срок комиссия принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение. В шестимесячный срок после отобрания ребенка принимается решение: вернуть ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо обратиться в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
Okarin23.11.2018 в 10:52
6. Дети находятся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.
Что имеется в виду: несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство...
Например, мама/папа специально не работает, чтобы больше времени проводить с ребенком. А второй родитель прекрасно зарабатывает. Экстремально-неблагоприятно, дальше не куда. Сплошной конфликт. Срочно СОП!
Обсуждение
Nаtаli_G23.11.2018 в 10:39
отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю
*
недостаток заботы, обусловленный ... бедностью
*
факты оставления ребенка без ... присмотра
***
Да только по этим пунктам у нас треть населения в СОПе.
---------------------
к ребенку систематически применяют антипедагогические меры воздействия
***
Мотивирующий подзатыльник или поджопник к ним относятся? ))))))))))))))
--------------------
предъявление ребенку чрезмерных требований
***
Помыть посуду за собой или застелить кровать - это чрезмерное или допустимо?
-------------------
несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы,
***
Так может прежде, чем предъявлять какие-то претензии, надо обеспечить людей работой, избавив из от безработицы, тунеядства и финансовых проблем?
-----------------
несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий
***
о_О Хотелось бы более развернуто.
Okarin23.11.2018 в 10:52
6. Дети находятся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.
Что имеется в виду: несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство...
Например, мама/папа специально не работает, чтобы больше времени проводить с ребенком. А второй родитель прекрасно зарабатывает. Экстремально-неблагоприятно, дальше не куда. Сплошной конфликт. Срочно СОП!
ika_8823.11.2018 в 12:28
Okarin, Нам вскоре ждать гостей?)) Мама не работает... Мне ещё понравился пункт про унижение личности, как-то стояла под дверями класса, ждала конца урока, понаслушалась как учителя разговаривают с детьми. Так что мне нужно более развернутое пояснение про оскорбления и унижения достоинства.
Lala115523.11.2018 в 15:33
ika_88:
Okarin, Нам вскоре ждать гостей?)) Мама не работает... Мне ещё понравился пункт про унижение личности, как-то стояла под дверями класса, ждала конца урока, понаслушалась как учителя разговаривают с детьми. Так что мне нужно более развернутое пояснение про оскорбления и унижения достоинства.
Как—то одна знакомая рассказывала, что у неё соседка постоянно (практически ежедневно) орет на своего ребёнка лет 4: урод, идиот, ты никчемное создание, пи—пи—пи. Ребёнок запуганный, не развит на свой возраст и т.д. Думаю, тут про такое унижение личности говорится.
Онотолич23.11.2018 в 17:11
Короче говоря, придраться можно и к столбу
У соседа перил на лестнице нет. Угроза жизни детям.. Кретины.. Чуть под СОП не влетел.
Обсуждают сейчас