Сейчас на сайте
Конкурсы и проекты
Голосуйте за лучший детский рисунок — победитель выиграет велосипед!
Все о детях
«Привыкаешь, становишься озлобленным». Повзрослевшие детдомовцы вспоминают детство Дети в живописи: как раньше мыли и купали детей
Это интересно
"Я бы и четвертого-пятого родила". Тамара Лисицкая о семейных ценностях "Даже уроки они делают вместе!". Как дети радуются домашним животным
Школьная жизнь
Если ребенок учится плохо, это не показатель тупости Шаг вперед или формальность? Родители и учителя об электронных дневниках
Спорный вопрос
Родителям все должны. О неуважении к чужому труду Мужчина с багажом. Белоруски рассказывают, как строят отношения с неродными детьми
Здоровье
9 симптомов менингита, о которых важно знать родителям
Личный опыт
"Оставляем ребенка бабушке и путешествуем". Как сохранить романтику в браке История большой любви в стихах, которые супруг посвятил своей жене

"Опуститься до восьмерок? Да вы что!" Как бороться с синдромом отличника

27 сентября 2018 года
51

Лене 10 лет. Она чудесный ребенок, и у нее много увлечений: она любит  играть с подружками, с не меньшим удовольствием ходит в музыкальную школу (играет на фортепиано). Учится она в 4 классе и очень гордится тем фактом, что закончила 3 класс на отлично с похвальным листом.

Все это с большим удовлетворением рассказала ее мама Ольга. Она очень горда отличницей-дочкой, поскольку как и большинство родителей хочет, чтобы дочка была самой лучшей и добивалась успеха во всём, в том числе и в учёбе.

 

Автор - Виктория Валуева, врач-психотерапевт

 

Вроде бы беспроблемная ситуация, но есть одно НО...Ольга отмечает, что в последнее время ребенок стал больше получать девяток и каждая 8 или 9 - это трагедия для её дочери.

Неслучайно эта ситуация касается семьи, в которой растет дочка. "Синдром отличника" чаще всего затрагивает девочек, так как в начальных классах именно девочки в большинстве своем более послушны и усидчивы. Именно они без вопросов принимают правила взрослых и ищут одобрения родных людей.

Когда оценка - ориентир

Как только начинается школьный путь, взрослые иногда специально, а иногда неосознанно формируют для детей ориентир - хорошая оценка. Для ребенка школа - это новая жизнь, новые обстоятельства. Попадающий в эту незнакомую обстановку ребенок ищет поощрения и поддержки у родителей (или людей, которые являются для ребенка авторитетом - например, первой учительницы), и… начинает всячески стремиться к этому ориентиру.



Конечно, старательному, смышленому ребенку сначала достаточно легко получать отличные отметки. Родители восхищаются своим ребенком, гордятся им (как гордится Ольга грамотами своей дочери), но требуют держать планку.

Опуститься до восьмерок - ни в коем случае!

С каждым учебным месяцем нагрузка возрастает, а отличные отметки требуют длительной и упорной работы. Но разве может отличник позволить себе опуститься до восьмерок?

А если и позволит, то родители в попытке вырастить из наследника гения всегда начеку.

Они забывают о том, что возможности организма ребенка ограничены, и все ресурсы ребенка, а иногда и семьи направляются на достижение отличных отметок.

Но ведь самая главная задача каждого родителя – вырастить счастливого здорового человека. К сожалению, она оказывается отодвинута на задний план.

Зависимость от отличных отметок

Из-за постоянного родительского давления у детей развивается зависимость от отличных отметок, которая, как впрочем как и любая зависимость, деструктивна. Появляются проблемы со здоровьем, потому что все силы брошены на учебу.


Источник фото: pixabay.com

 

Идеальна ситуация, когда родители относятся со здоровым скепсисом к оценкам, но гораздо чаще в семьях наблюдается прессинг со стороны родителей и звучат фразы:

Что за отметки! Мне стыдно за тебя.

И вот уже у ребенка и в обычной жизни при любой неудаче усиливается страх и неуверенность в себе. И неплохое в общем-то качество — "старательность" — из союзника превращается во врага.

Ценим и любим за отметки?

Лена тяжело переживает, когда ее не оценивают на отлично. Она не верит в то, что без отличных оценок она замечательна. "Да, ей очень нравится, когда ее хвалят",  - подтверждает мама. "А когда плохие оценки?"..."Ну, за плохие чего хвалить-то?", - недоумевает она.

Необходимо, чтобы ребенок осознавал, что его любят и ценят не за оценки и идеальное поведение, а просто за то, что он есть – такой уникальный, неповторимый, как и каждый из его сверстников.  

Ольге можно посоветовать научить дочку спокойно и достойно проигрывать. А для этого надо постоянно объяснять ей, что невозможно быть везде лучшей, что жизнь и без этого прекрасна.

И хвалить, но не за оценки, а просто так. Ведь десятка – это все же  формальность, которая не отражает всей глубины человеческой личности.

А вы ругаете ребенка за плохие оценки? 



Обсуждают сейчас