Сейчас на сайте
Все о детях
Откровения молодого отца о трудностях жизни с ребёнком, о которых не пишут в книгах Когда счет идет на секунды... Cоветы врача, которые могут спасти жизнь ребенка
Это интересно
Что такое плацента и для чего она нужна: 10 интересных фактов
Фотофакт
"Яблоко от яблони..." 19 фотографий, на которых сразу видно, что это одна семья
Школьная жизнь
Почему родителей так бесит делать уроки с детьми и как с этим быть "Раскусили их не сразу". Легко ли учиться у собственной мамы?
Беременность и роды
«При резус-конфликте иммунная система матери пытается уничтожить плод». Как этого избежать?
Отношения взрослых
«В отношениях не важны вес, внешность и возраст!» Браки, в которых женщина старше "Все было идеально!". Невесты вспоминают свой день свадьбы
Женский мир
10 способов скрыть полноту с помощью правильной одежды
Психология и воспитание
Людмила Петрановская: "Ленивый, но любопытный родитель – шанс ребенка на Нобелевку" Монтессори, карточки Домана и др. Вся правда о популярных методиках раннего развития

«Родители хотят талантливого и удобного ребенка одновременно». Дима Зицер  о свободе от воспитания

06 сентября 2018 года
17

Нужно ли заниматься «ранним развитием» ребенка? Как воспитывать, не поучая? Почему вредно сравнивать ребенка с другими детьми и подгонять под общепринятую норму? У известного педагога и отца троих детей Димы Зицера своя точка зрения на эти острые для родителей вопросы.

Дима Зицер – педагог, директор Института неформального образования INO и школы «Апельсин» (г. Санкт-Петербург). Автор книг по педагогике «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», известный блогер и новатор в обучении детей.

22 сентября Дима Зицер проведет с белорусскими родителями эксклюзивную встречу, а также выступит на Большой конференции для учителей, родителей и работников образования.  

О раннем развитии

Раннее развитие – просто способ зарабатывания денег.

Дима Зицер уверен, что никакой необходимости ходить в кружки и секции раннего развития нет. Ребенок, который находится вместе с родителями, играет с ними, проводит время в спокойной и комфортной обстановке, ничего не теряет и развивается нормально.

Сама система раннего развития (как и система классического образования) видится педагогу странным явлением. Ведь стереотипы, о том, каким ребенок должен становиться в определенном возрасте, что уметь и знать – это не более чем чьи-то фантазии.

Сегодня стало популярным навязывать их родителям. И нет ничего странного в успехе этой идеи и в том, что центры раннего развития не пустуют.  

Родителей поймать очень легко. У любого родителя есть тревожность. Мы волнуемся, что чего-то не додадим, что-то сделаем не так. Произвести на этот счет манипуляцию с любым из нас довольно просто. Делают это все, кому не лень.

О синдроме гиперактивности

СДВГ ставят сегодня чуть ли не каждому четвёртому ребёнку. Любое отклонение от так называемой нормы все чаще называется именно так. Это, кстати, очень удобно, когда диагноз всегда под рукой, не правда ли, коллеги?

Все проще простого: никакого синдрома у большинства тех, кому он приписывается, нет, считает Дима Зицер.



Дети, которые попали под раздачу и получили в анамнез эти четыре буквы, скорее всего, просто слишком не похожи на своих предшественников. Что вполне разумно, потому что современный мир требует совершенно других умений и навыков, таких, которые старшим поколениям кажутся болезненными и выходящими за рамки нормы.

1. Скорость реакции (сравните «сначала думай, потом — говори»)

2. Умение делать несколько дел одновременно (сравните «закончи одно, потом принимайся за другое»)

3. Сосредоточение сразу на нескольких объектах (сравните «надо уметь выбирать главное»)

4. Способность к размышлению в движении (сравните «сядь спокойно, не вертись»)

5. Спонтанность (сравните «помолчи, потом поймёшь»)

Дети с так называемым СДВГ, по мнению Зицера, - удивительные, их будущее может быть ярким и счастливым, если в детстве не сломать личность, а найти верные пути общения.

Для этого важно терпеливо помогать ребенку познать себя и активно давать ему обратную связь. Вместо фразы «у тебя ничего не получается» показать положительные моменты.

О страхе несоответствия

Когда родители пугаются уже самого факта, что их детей (или их самих?) могут счесть недостаточно развитыми (умными/читающими/аккуратными/бойкими/скромными/…). Иными словами, родители боятся, что их ребенок не соответствует некой норме, якобы существующей, всем без исключения известной и всеми безоговорочно принимаемой.

Первое, что предлагает Дима сделать родителям, заглянуть в толковый словарь, который расскажет, что норма – это общепринятый порядок, средняя величина, массовая совокупность случайных явлений, и решить, хотите ли вы измерять своего ребенка этими понятиями, забывая о его уникальности.

Парадоксально, что часто родители хотят одновременно талантливого и удобного ребенка. Чтобы он и в науках разбирался, и рисовал, и пел, и по дому помогал, но в то же время, чтобы он был похожим на других детей, простым и понятным. Бывает ли так? Риторический вопрос.


Источник фото: pixabay.com


Совет в том, чтобы научиться разделять собственные фантазии о своем ребенке от его реальной жизни.

Зицер не отрицает, что есть дети, которые действительно не соответствуют нормам и нуждаются в помощи. Но в тот момент, когда мы начинаем это осознавать, важно задать себе вопрос: а не наша ли это вина и лень, не мы ли, родители, не смогли дать ребенку то, что ему полагается?

О выборе школы

У любого человека есть базисное право быть счастливым! Поскольку нам важно, чтобы ребенку было хорошо, то на него всегда нужно обращать внимание. Другое дело, что в силу самых разных причин взрослый мир по отношению к детскому часто действует по принципу: "Ну, что делать? Жизнь — это не пикник, надо потерпеть".

Дима предлагает родителям перед выбором школы воспользоваться простой схемой: ответить на вопросы и найти ту красную черту, за которую нельзя заходить по отношению к вашему ребенку.

Готовы ли мы позволить кому-то кричать на нашего ребенка? Да? Нет? Иногда?

  • Я (не) готов, чтобы у него не было времени на самого себя.
  • Я (не) готов, чтобы ему делали замечания все кому не лень.
  • Я (не) готов, чтобы он с детства привыкал заниматься не тем, что интересно, а тем, что кто-то считает правильным.
  • Я (не) готов, чтобы его все время сравнивали с другими.
  • Я (не) готов, чтобы его оценивал человек, которого я практически не знаю».

Такой маленький тест позволит понять, как мы хотим, чтобы ребенок провел школьные годы. Возможно, придется выбирать хорошую школу на другом конце города, или искать определенного педагога, или практиковать домашнее обучение. Главное – определиться с целями.

О необходимости воспитывать

Мы часто не замечаем, что процессом воспитания полностью заменен процесс общения, что радость от нахождения в отношениях любви с дорогим человеком куда-то улетучилась вследствие того, что мы должны держать руку на пульсе. На помощь приходит принцип, многократно использованный целыми поколениями родителей: «Вырастет – поймет и будет благодарен». Да, так и правда бывает. Иногда в зрелости нам может пригодиться то, что в нас вдолбили в детстве. Процентов пять.

Дима говорит, что многие события в жизни человека происходят вопреки так называемому воспитанию, что говорит о слишком серьезном отношении родителей к этому понятию. Дети дружат, влюбляются, интересуются определенными вещами не из-за воспитания, а потому что они такие.

И родителям важно не пропустить важные моменты детской жизни только и-за стереотипов, что родитель – это тот, кто всем руководит и все контролирует.


Источник фото: pixabay.com


Понятно желание научить, уберечь, привести к хорошему. Но лучший способ для этого – стать ребенку другом, а не надсмотрщиком. И собственным примером вести по нужной дороге. Это намного увлекательнее (и сложнее), чем диктовать скучный свод стереотипных правил.

Я уверен: растить – родительская свобода и радость, воспитывать – родительская тюрьма. Может, пойдем на волю?!

Вечером 22 сентября в Минске специально для белорусских родителей Дима Зицер проведет интерактивную лекцию на тему “Свобода от воспитания. Глубокий личный разговор”Встреча пройдет в формате лекции и ответов на вопросы из зала. Подробнее ознакомиться с содержанием мероприятия и купить билет можно по ССЫЛКЕ>>>

А днем 22 сентября в Renaissance Minsk Hotel Дима Зицер выступит на Большой конференции в Минске для учителей, родителей и работников образования. Вместе будем искать ответы на самые актуальные школьные вопросы.



Обсуждают сейчас