Сейчас на сайте
Все о детях
С утра понедельника по вечер пятницы. Пятидневка в детском саду глазами детей Папа, не бей маму! Дети рассказывают, как пережили насилие в семье
Школьная жизнь
«Зачем в 8 утра дети тащат свои невинные тела в школу?». Родители и учителя обсудили проблемы школы Сколько родители тратят в год на бесплатное образование в школе?
Спорный вопрос
Красные пряди, маникюр и бритые виски. Как самовыражаются школьники? Стоит ли "переться" с детской коляской в общественный транспорт?
Здоровье
Ребенок часто болеет: кто виноват и что делать? Офтальмолог, диетолог и шеф-повар представили рецепты самых полезных для зрения блюд
Личный опыт
Эти пары сохранили брак ради детей - и вот что из этого вышло Отпуска, о которых белорусы вспоминают со слезами на глазах Как воспитывают детей те, кого родители ставили в угол и грозились отдать в детдом?
Новости компаний
Лазерная коррекция для будущих мам

Что может рассказать о ребенке его рисунок?

05 сентября 2018 года

Начался учебный год, и родители активно задумываются о том, чем будет заниматься их ребенок в свободное от учебы время. Рисование обычно рассматривают как способ эстетического развития ребенка. Ведь благодаря этим занятиям ребенок учится видеть красоту, чувствовать гармонию, переносить реальность и фантазии на бумагу. Также популярно мнение, что рисование развивает усидчивость, внимание к деталям, наблюдательность.

 

Автор - Наталья Ганчарик, руководитель образовательного центра, коуч, мама двоих детей.

 

Что полезно рисовать?

Ребенку очень полезно рисовать вымышленных героев, несуществующих в природе существ и фантазийные миры. А если предложить малышам еще и рассказать о том, что они нарисовали, сочинить историю о главном герое рисунка, то это поможет детям не только потренироваться в сочинительстве, но и проговорить свои страхи и переживания: ведь именно ими они наделяют героев своих рисунков и рассказов.

В этом есть незаменимая польза рисования: оно способно помочь человеку понять и отреагировать его чувства: от самых радостных до очень грустных. Не зря это один из важнейших и эффективнейших инструментов работы психологов с детьми разного возраста, уровня развития и осознанности.

Дети не умеют рефлексировать

Очень важно помнить, что дети до определенного возраста просто не «понимают» те сложные чувства, которые испытывают. Сколько и как бы их ни спрашивали, они не смогут ответить, что чувствуют.

До ориентировочно 12 лет детям не свойственна рефлексия, т.е. осмысление своего чувственного опыта. А последствия от этих чувств, тем не менее, велики и вполне могут влиять на психическое и физическое здоровье малыша.



Именно непрожитые и неусвоенные чувства являются причиной той самой психосоматики, о которой теперь так много говорят. Даже один вечер за рисованием с мамой или папой может помочь ребенку «переработать» сложное переживание, если он просто нарисует, а затем проговорит события, которые его тревожат.

Подсказка: рисуем ситуацию, которая больше всего запомнилась

Если вы хотите понять, в каком настроении или состоянии находится ребенок, предложите ему нарисовать ситуацию, которая больше всего ему запомнилась. Не помогайте ему ее выбирать, не напоминайте о том, что вам кажется интересным, просто наблюдайте и с интересом поддерживайте его рассуждения.

Когда ребенок «выберет» воспоминание, предложите его нарисовать. Если сын или дочь будут что-то рассказывать в процессе рисования, подбадривайте их словами «ой, как интересно!» или «вот это да!».

Если же ребенок предпочитает рисовать молча, дайте ему эту возможность, но обязательно попросите потом показать результат и рассказать о том, что же изображено на его картине.

Что стоит за рисунком ребенка?

Часто можно встретить утверждения, что рисунок можно «расшифровать» и что у каждой детали есть какое-то определенное значение. Например, что черный цвет всегда обозначает страх, стресс, тревогу и т.д.

Это не совсем верно. Ребенок может использовать это цвет, потому что, например, его мама любит носить одежду в таких тонах. Или стена в гостиной его дома окрашена в черный и он любит играть рядом с ней. Или потому что в этот день на прогулке ему понравилась большая черная машина.

Важно спрашивать ребенка о том, что он нарисовал. Попросите его придумать историю по его же рисунку. Слушайте внимательно, какими чертами он наделяет героев своего сюжета, какие отношения между этими героями и т.д. Из такого рассказа можно понять действительное отношение ребенка к ситуации, к ее участникам, к себе, к своим поступкам.

 

Источник фото: pixabay.com


Такой способ узнать «правду» помогает в тех случаях, когда, например, ребенок вдруг перестал с удовольствием ходить в сад: рисунок о том, как любимая игрушка ребенка пошла в садик и о ее в нем приключениях, расскажут родителю гораздо больше, чем воспитатель или заведующая…

То же касается случаев в школе, ссор между друзьями, случаев, когда не было свидетелей, а нужно понять, что же было на самом деле.

Только не надо критиковать!

Как правило дети любят рисовать. Они сами берут карандаши и фломастеры и с удовольствием погружаются в этот волшебный и полезный для них процесс.

Важно! Не стоит критиковать продукт творчества ребенка! Не бывает красивых или некрасивых картин. Искусство субъективно. А творчество - продолжение Я ребенка. Критиковать рисунок или поделку ребенка равносильно критике его самого!

Задача родителей обратить внимание и в определенный момент использовать такое увлечение на пользу ребенку в те моменты, когда они заметят у него, например, подавленное настроение.

Какие техники рисования можно попробовать?

Помимо традиционных способов можно использовать новые методы рисования. Они были созданы недавно, но уже подтвердили свою пользу для нормализации психологических состояний как взрослых, так и детей. Среди них можно выделить такие направления, например как:

  • Зенарт, в других вариантах произносимый как «дзенарт», рисование различных узоров. Эта техника хороша для детей более старшего возраста.
  • Зентангл - рисование сразу нескольких узоров в квадратах. Эта техника запатентована и имеет ряд условий, которые необходимо соблюдать для достижения наилучшего результата.
  • Дудлинг, или просто каракули, неосмысленное, беспредметное рисование. Очень хорошо подходит для детей самого разного возраста, а также очень полезен для взрослых. Смысл такой техники заключается в хаотичном движении одной (любой) или сразу обеих рук. Двигая карандашом по бумаге, человек телесно сбрасывает накопленное напряжение и получает расслабление. Существует большое количество техник, основанных на таком виде рисунка.

Все эти техники имеют важную цель - помочь бессознательной части психики через движение руки «вывести» накопленные эмоции и чувства на бумагу.


Источник фото: pixabay.com

 

Если мамы и папы сторонники традиционных подходов в рисовании, то можно просто разнообразить техники их выполнения. Например, предложить детям попробовать разные варианты для создания своего рисунка: использовать не только цветные карандаши или краски, но и цветные мелки, обычный мел, разноцветные чернила, которыми можно весело и полезно ставить красивые кляксы на разноцветную бумагу.

Или можно предложить другие способы рисования. К примеру, можно создавать картины не только кисточками, но и пальчиками, печатями из разрезанной пополам картофелины, кусочком поролоновой губки и даже оставлять отпечатки собственных ножек на бумаге. А использовать при этом можно не только краски, но и пластилин, свекольный, черничный сок, другие материалы.

Важно! Очень полезно рисовать на больших листах. В учебных заведениях часто используют листы альбомного формата или в лучшем случае А3. Это изначально ограничивает полет фантазии ребенка и задает ему довольно узкую границу, в рамках которой он впоследствии будет бессознательно решать творческие задачи.

Приближается школа с ее учебными нагрузками, переживаниями из-за отметок, волнениями из-за ссор с друзьями. Как помочь ребенку справиться с этим шквалом сложных эмоций? Разговаривать с ним, слушать и слышать его, проводить совместно время на свежем воздухе. Прекрасным дополнением к этому будет совместное рисование, неважно с техниками или без, главное, чтобы вместе и с удовольствием.



Обсуждают сейчас