Сейчас на сайте
Семейная афиша
Куда отправить папу с ребенком в выходные? (а самой отдохнуть)
Это интересно
С 14 лет они работают и зарабатывают. Подростки рассказали о своем бизнесе Как мужчины ухаживают за телом и что об этом думают жены?
Фотофакт
Фотограф создает волшебные снимки с участием неизлечимо больных детей Жизнь с моей женой-2. Мужчина рисует картины о своей жизни в браке
Школьная жизнь
10 способов не беситься, когда делаешь с ребёнком уроки Занятия итальянским по цене шоколадки: БГУ приглашает школьников Математика после физкультуры и 4 часа английского в день. Так можно?
Здоровье
Топ-8 полезных упражнений для детской осанки, которые можно выполнять дома
Женский мир
«Я спешила родить: хотела убедиться, что ребенок здоров!» Легко ли быть мамой после 35?
Психология и воспитание
Мама — уборщица. Что делать, если ребёнок тебя стыдится "Мои нервы дороже, поэтому я ушла". О родительских комитетах изнутри

«Мой сын неудачник! Как он будет с девочками общаться?» Что делать, если ребенок не оправдал ожиданий

08 августа 2018 года
9

«Мой сын неудачник! Все время в телефоне, ни с кем не дружит», - говорит мама 13-летнего Саши. Тот заходит в кабинет, выбирает самый дальний стул и утыкается в смартфон.  

«Со мной в команду никто не захочет!» - уверен 11-летний Артем, давно выполняющий групповые задания в одиночку. Привычным движением он придвигает к парте свободный стул, даже не глядя на своих одноклассников. 

Эти 2 истории очень показательны для тех родителей, которые махнули на ребенка рукой и сами перестали в него верить. Все можно изменить, если приложить к этому усилия.

Дмитрий Смирнов, автор программы обучения ораторскому искусству детей и подростков, бизнес-тренер, журналист, радиоведущий. Женат, воспитывает троих детей - Алексея (11 лет), Марию (7 лет) и Степана (3 года).

«Он ни с кем не общается»

Во время занятий все упражнения Саша выполняет, но как-то обреченно. Если есть возможность отсидеться, с радостью ей пользуется.

Спрашиваю: «Не нравится? Скучно?». Отвечает, что интересно, но интереса в голосе не слышится совсем. Это как в фильме: «Бодры нужно говорить бодрее, а веселы – веселее!» Еще хуже становится, когда дело доходит до групповой работы: сразу же отступает, работать вроде готов, но сам ничего не предлагает.  

Поговорили с мамой. Оказалось, до третьего класса Саша учился хорошо, а потом «перестал справляться», сначала девятки и десятки сменили восьмерки, потом семерки, шестерки… Сейчас домашнее задание почти не делает, все свободное время проводит в телефоне.

Я пыталась ему помочь, объяснять что-то, но это ничего не меняет: не дается ему школьная программа, не тянет.

Почему ребенок «вдруг перестает учиться»?

Такую историю слышал от родителей много раз, и ключевой вопрос здесь – что изменилось тогда, после третьего класса? Почему до этого было интересно, а потом вдруг перестал учиться? Оказалось, сменилась учительница. Мама проблемы в учебе с этим событием не связывает:

Учительница хорошая, постоянно мне звонила.

Однозначных выводов делать не могу, свидетелем ситуации не был, но, судя по всему, Саша в какой-то момент попал у учительницы в список бесперспективных. Сначала одна неудача, потом вторая, за ней третья – в конце концов, он перестал верить, что успех вообще возможен. А если нет, тогда зачем стараться.

Вместе с педагогом постепенно в разряд неудачников Сашу перевели и одноклассники. Все как в классическом примере из учебника по детской психологии. Мама сочувствовала, мама жалела, но этой своей жалостью уверенности в своих силах сыну не добавляла.

Сегодня его интересуют только телефонные игры, как раз потому что там есть ощущение успеха. Пусть мимолетное, виртуальное, но хотя бы какое-то. С другой стороны, интерес есть, а это уже зацепка.



Ищем, в чем ребенок может быть успешным

На следующем занятии предложил ребятам презентовать новые компьютерные игры, причем выбрал оригинальные, с интересным сюжетом, чтобы было что анализировать.

Саша не просто пересказал текст, как многие другие ученики, он раскритиковал разработку, сказал, что это полный бред, и объяснил почему. Ребята слушали, не отрываясь, да и в глазах Саши впервые промелькнул интерес.

Кроме всего прочего, он сказал, что похожая игра уже есть: доказывая это, нарисовал двух главных героев на доске. Рисует хорошо! Вот и вторая зацепка.

На следующем занятии рисовали музыку: каждому ученику досталась одна из четырех мелодий – ее нужно было изобразить так, чтобы потом остальные угадали. Задача сложная, потому что музыка без слов, подсказок никаких. Но по Сашиному рисунку композицию угадали сразу.

Постепенно Саша понял, что здесь, в этой группе, он не последний, он на равных с остальными. А мама была в шоке, когда увидела, как после занятия Саша с четырьмя девчонками бегает по раздевалке.

«Меня в команду не возьмут»

В школьный летний лагерь пригласили провести курс по ораторскому искусству для четвертого класса. На 11-летнего Артема обратил внимание сразу: он на все смотрел по-своему, предлагал самые креативные идеи.

А вот с одноклассниками отношения не складывались. Вначале думал, что показалось: парень общительный, на роль изгоя не подходит. Убедился, что проблема есть, когда для очередного задания нужно было разделить класс на группы.

Меня в команду не возьмут, -

сказал Артем. И точно, работать с ним ребята не рвались. На ходу переиграл задание, чтобы не возникло конфликтов. Поговорил с мамой Артема и снова услышал привычные фразы:

У него не получается строить отношения со сверстниками.

Важно почувствовать ситуацию успеха

На следующем занятии все-таки вернулся к групповой работе, но на этот раз назначил Артема капитаном одной из команд. Восторга у остальных это не вызвало, но спорить не стали.

Ученикам нужно было из деталей конструктора собрать катапульту, которая потом стреляла бы дальше других. У Артема с напарниками долго что-то не клеилось, но потом Артем взял лист бумаги, начал рисовать и объяснять, что предлагает сделать.

Команда начала помогать, потому что идея, очевидно, была хорошая. В итоге, победили. И в следующие дни я назначал Артема капитаном, а через неделю – нет. Артем, очевидно, расстроился, но ненадолго: в команде активно работал, предлагал идеи.

Что произошло? Вначале он почувствовал ситуацию успеха, понял, что тоже может быть победителем, что может быть лидером. А потом этой ситуации его на время лишили (нужно было показать, что успех не бывает вечным).  Артем справился, продолжил работать. Главное, одноклассники постепенно начали воспринимать его как полноправного члена группы.


Источник фото: pixabay.com

 

Надеюсь, так будет и дальше: по крайней мере, с их будущим классным руководителем ситуацию обсудили, учительница обещала обратить на Артема внимание.

Ложка удачи

Таких историй много – и объединяет их одна простая мысль: ребенку нужно хотя бы немного успеха, чтобы перестать чувствовать себя неудачником.

Мысль, конечно, простая, но вот работы нужно много. Как и времени: если ребенок чувствует себя неудачником, одного урока или разговора явно недостаточно. А главная сложность – здесь не может быть простых универсальных ходов.

Иногда родителям проще, например, забрать ребенка из школы: если ситуация запущена, если педагог помогать не собирается. В другом случае, если диалог построен, можно с учителем вместе постараться проблему решить.

Но успех – это не только о школе. Недавно познакомился с семьей, где ребенок уже и сам себя называл неудачником. Родители видели, что ничего кроме игр его не интересует – отправили его на курс «Создание игр». Там он легко справлялся со всеми задачами – почувствовал успех, и в школе ситуация тоже начала исправляться. Еще одни знакомые отдали девочку в танцевальную секцию – тоже сработало на 100%.

Конечно, бывают и более сложные случаи, когда нужна помощь специалиста. Но до этого можно не доводить – нужно просто отыскать эту волшебную ложку успеха. Жалеть, сопереживать – конечно, важно, но в этой ситуации явно недостаточно. 

Приглашаем в Сообщество учителей Беларуси в Фэйсбуке! Обсуждаем проблемы воспитания и образования. 



Обсуждают сейчас