Сейчас на сайте
Акции и события
После 14 октября малышей в Минске будут выписывать из роддомов с подарками 30 сентября в Минске пройдет Форум для медиков и родителей
Школьная жизнь
«Нас называли идиотами и пророчили тюрьму». Каково это – учиться у нервного учителя Надо ли делать домашнюю работу с детьми? 10 типов учителей, которых каждый встречает в начальной школе
Спорный вопрос
Как отличить благотворительность от мошенничества? «Нас называли идиотами и пророчили тюрьму». Каково это – учиться у нервного учителя
Здоровье
«Вообще забываешь, что эти дни». Плюсы и минусы менструальной чаши Мамы и врач-педиатр о вызове врача на дом
Беременность и роды
Забудьте про влажную уборку каждый день! 5 правил выживания в декрете
Женский мир
"Два года она скрывала от мужа, что знает об изменах"
Добрые дела
Как отличить благотворительность от мошенничества?

"Однажды я его ударила". История мамы, которая не может держать себя в руках

21 июня 2018 года
35

“Мне ужасно от осознания, что я превращаюсь в мамашу, которая постоянно орет на ребенка” - пишет наша читательница Кристина. А психотерапевт Виктория Валуева комментирует ситуацию.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Ребенок меня доводит

Скажу сразу, мне с ребенком повезло. Я его обожаю. Он прекрасный малыш, очень добрый и позитивный.

Но порой он доводит меня до состоянии сильнейшей злости. Потому что не хочет слушать меня и делать то, что я прошу. Или не делать. Например, не заливать суп в кофемолку, не стучать по полу в двенадцать ночи или не рисовать на стенах.

Я много раз объясняла правила

Но он, прекрасно их зная, продолжал нарушать. Я пробовала наказывать. Говорила:

Если будешь бросать машинку, заберу у тебя ее! 

Ребенок спокойно бросает машинку дальше, отдает ее мне и идет играть с другими игрушками.

Я говорила, что если не соберет разбросанные по полу макароны, поставлю в угол. Он не собирал. Я ставила его в угол. Но удержать его в этом углу можно было только одним способом: стоять в углу вместе с ним.



Я выходила из комнаты или говорила ему: “Уходи”. Но потом прочла, что это еще хуже, чем крик. Мол, таким способом я отвергаю своего ребенка, бросаю его одного. И перестала так делать.

Однажды после двухчасового укладывания на дневной сон я даже ударила его, но и это не помогло: он обиделся, что родители его бьют, а я ввалилась в сильнейшее чувство вины. Никто тогда так и не заснул.

“Иногда я чувствую себя попугаем.”

Не могу сказать, что он все делает назло. Нет, есть масса приятных ситуаций, когда ребенок прислушивается ко мне. И их больше, чем тех, что я описала. Но порой, единственное, что на него действует - крик. После того, как я громко накричу, он будто начинает меня слышать и выполняет мою просьбу.

Теперь ребенку почти пять лет. Хуже всего на улице. Я тысячу раз рассказывала про правила дорожного движения. Но бывает он едет впереди на велосипеде, я бегу сзади и сообщаю:

Стой, впереди дорога!

А он едет себе дальше. Зато мой громкий вопль его останавливает.

Дома - та же история. Иногда я чувствую себя попугаем. Пятьдесят раз говорю: "Одевайся, мы идем на улицу". 
 

Источник фото: pixabay.com
 

Объясняю, что надо торопиться, мы опаздываем. Но ребенок не спешит. И только после громкого и злого: “Одевайся, я сказала!”, идет одеваться. Или на мое: “Сынок, не лезь в этот шкафчик, это опасно”. Он спокойно лезет туда дальше. И только громкий вопль может его остановить.

Я не знаю, что делать

В нашем случае крик - это почти единственное, что действует на этого человечка сразу. Мне ужасно от осознания, что я превращаюсь в мамашу, которая постоянно орет на ребенка. Особенно - если устала или если мы торопимся. Кричит на него и муж. Мне кажется, это несправедливо. У нас прекрасный ребенок, он не заслуживает такого.

Меня преследует чувство вины. И все чаще думаю, что я просто не смогла завоевать у ребенка авторитет. Ведь есть же родители, которые не кричат, а дети их слушают! Я из тех мам, которые не принуждают ребенка, не ждут от него слепого подчинения. Но мне хочется, чтобы сын ко мне прислушивался, особенно, когда речь идет о его безопасности.

Комментирует психотерапевт Виктория Валуева

Помним о детской физиологии

Дети не способны выполнять все просьбы родителей и реагировать на их замечания с первого раза в силу своих физиологических особенностей. 

До 3 лет ребенку доступно только гибкое одноканальное внимание. Это значит, что он может полностью концентрироваться только на одной задаче.

Например, строить дом из кубиков. Слова мамы “Сынок, одевайся” в этот момент воспринимаются как приглушенный фоновый шум.

Обратить на себя внимание ребенка можно, присев рядом с ним и попав к нему в поле зрения, дотронувшись до его руки. 

После 3 лет дети уже начинают учиться переключать свое внимание с одного объекта на другой. Пятилетний малыш уже может уметь удерживать внимание из нескольких источников (двухканальное внимание) на короткое время.

То есть он может услышать маму, не отрываясь при этом от своего дела. Но если стоящая перед ним задача сложная, он сосредотачивается только на ней.

Дети играют

В возрасте от 3 до 6–7 лет основной деятельностью является игра. Ребенок играет, когда рисует на стенах, и он играет, когда раскидывает макароны по полу.

Плюс этого возраста в том, что ребенок очень пластичен и его легко можно обучить новым навыкам (ведь созревание мозга еще не завершилось). И этим стоит воспользоваться: вместо разбрасывания макарон предложить ребенку раскладывать их в разноцветные коробочки, попутно изучая цвета.

Либо, если уж очень хочется их разбросать, можно показать, как сделать это правильно (причем в заранее выбранную цель и используя координацию зрения и ручек).

Задача мамы - помнить, что ребенок не делает что-то назло. Он играет. И в этой игре развивается. Если она всегда об этом будет помнить, желания кричать станет куда меньше.

Что происходит с ребенком, когда мама кричит

Крик – это сильнейший стресс, который бессознательно воспринимается как сигнал угрозы жизни. 

Последствия такого воспитания у одного ребенка  могут выливаться в фобии, и человек навсегда останется в плену страхов, отравляющих его жизнь. Другой может стать невротиком и столкнуться с проблемой  в создании зрелых отношений в будущем.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Криком невозможно воспитывать ребенка. Его можно только запугать. Главная цель ребенка в момент крика – вести себя по принципу: "Спасайся, кто может!" и предотвратить наказание.

Как не кричать на ребенка?

В первую очередь, необходимо понять причину крика. 

1. Завышенные ожидания

Многие родители кричат, потому что у них завышены требования к ребенку и обстоятельствам. В этом случае следует вспомнить о тех детских особенностях, о которых я говорила выше.

2. Страх

Кого-то гложет страх за себя, за ребенка, поэтому ему проще закричать и остановить ситуацию: так ему становится спокойнее жить. Тут надо разграничивать ситуации. Важно не останавливать  стремление ребенка к познанию мира, ругая малыша за любую активность.

А если ребенок выбежал на дорогу, крик мамы вполне объясним. Но  маме надо быть готовой, что ребенок вряд ли усвоит урок с первого раза.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Надо присесть к ребенку, чтобы его глаза были на уровне ваших и достаточно твердо объяснить, как правильно переходить дорогу.

И повторять это снова и снова, каждый раз объясняя причину запрета – так он поймёт, что это нельзя, потому что действительно опасно, а не потому что у мамы или папы сейчас нет настроения.

3. Накопленное раздражение

Некоторые взрослые, сталкиваясь с  неприятностями на работе, финансовыми  трудностями, сдерживают переживания в себе.

Но еще Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться на безобидные объекты, которые не могут особенно повредить ее носителю. Дети не могут навредить взрослым, и родители могут этим неосознанно пользоваться, выливая на малышей свое раздражение.

Если вы - такой родитель, то вам стоит задуматься об истинной причине раздражения и научиться с ним справляться. Первые шаги на этом пути банальны: хороший сон и отдых, правильное питание.

Также важно помнить, что раздражительность и гнев всегда начинаются с недовольства. Постарайтесь улавливать это внутреннее состояние на первых этапах, не доводя ситуацию до взрывоопасной. 

Если вам не нравится, что ребенок что-то делает не так, скажите ему об этом сразу. Например: "Мне не нравится, что ты меня толкаешь". Даже если он не перестанет это делать, все равно ваше начинающееся раздражение будет уменьшаться от того, что вы его проговариваете. 

Если есть возможность, заведите свой "дневник раздражения". Там вы сможете отмечать, что чаще всего в поведении ребенка вас цепляет, а также ваше реакцию. В дальнейшем эта информация позволит "не наступать на одни и те же грабли".

4. Старые раны и чувство вины

Зачастую поведение ребенка будит в маме какие-то детские воспоминания, с которыми ей трудно справиться. Чаще всего это происходит неосознанно, и маме самой трудно понять, что с ней происходит.

Но все же стоит попытаться прислушаться к себе: что чувствует мама в этот момент кроме злости? Может, она завидует своему ребенку, потому что она в детстве не могла себе позволить закатить такую истерику? Или ей грустно? Какие воспоминания рождаются в этот момент?
 

Источник фото: pixabay.com
 

А иногда мамы просто начинают себя винить за "плохое воспитание", злятся на себя и кричат на ребенка. Дайте себе право на ошибки. Постарайтесь снизить требования к себе, тогда будет меньше разочарований, если у вас что-то не получится.

И не критикуйте себя по каждому поводу. Если самой сделать это сложно, помочь разобраться с ситуацией лучше всего поможет специалист.

5. Стиль общения

А нередко крик - это следствие того стиля общения, который был принят в родительской семье, когда мама или папа разговаривали криком.

Ребенок учится у близких ему людей многому, в том числе и искусству коммуникации. Надо постараться помочь ребенку приобрести новые здоровые навыки, в том числе и навык общаться без крика. 

А вы кричите на детей? 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас