Сейчас на сайте
Беременность и роды
Женщина узнала, что у нее две матки только во время родовСоседка решила выносить ребенка для бесплодной пары. Самое удивительное произошло потом
Все о здоровье
Нужно ли повышать иммунитет весной и давать ребенку витамины? Отвечает педиатр
Протесты
«Шли из детской поликлиники во взрослую». Как школьник и пенсионерка оказались в РУВД 25 мартаВидеофакт: сотрудники в форме задерживают женщину, рядом кричит ребенок. Что говорят в милиции
IT-образование
Чем заняты дети в телефоне и как это контролировать? Разбираемся на примере случая с витебским школьником
Все о детях
Где в Беларуси показать животных ребенку? 8 зоопарков, о которых вы могли не слышать«Иногда бывает бардак, это правда». Должно ли волновать соцслужбы, насколько чисто у нас дома?С рейтингом выше 4,5. Выбрали пять детских стульчиков для кормления, которым доверяют родители«Старалась держать с ребенком дистанцию». Каково это — работать в семье няней
Ребенок и школа
В минскую школу приехала милиция и забрала мальчика. Узнали, что случилось
Все о психологии
Женщина с ребенком или двумя детьми, до 40 лет. Как выглядит жертва домашнего насилия в Беларуси

"Обзывали нерусскими". Откровения мамы, которая пережила травлю своих детей

26 декабря 2017 года
72

Мое советское детство содержит одно воспоминание: красивая белорусская девушка и парень-афроамериканец. Они жили где-то рядом с моим домом. На них оборачивались все, их обсуждали все. Но пальцами не показывали, не улюлюкали вслед. Да, возможно шептались, да, явно обсуждали. Но иностранцев было так мало, что смотрели на любого, кто одет был не «по-нашенски», кто выглядел очень по-европейски. Это резало глаз, потому что этого не было.

Автор – Ольга Сарыгёз, тюрколог, автор книг, преподаватель в одном из вузов и создатель детского образовательного центра. Замужем за турком, воспитывает троих мальчишек - Ильяса (16 лет), Арсена (10 лет) и Альперэна (8 лет).

 

В классе у нас училась одна девочка-мулатка и, возможно, цыганка. Не припомню, чтобы им допросы устраивали. Замечательный класс, мы дружили и дружим по сей день (прошло уже 20 лет). Да, среди нас не было такого этнического разнообразия, с которым я сама столкнулась много лет спустя, когда пришла работать в свою же школу.

Школьный опыт: как я защищала азербайджанцев

Уже появились дети переселенцев: армяне и азербайджанцы. Смугленькие и кареглазые, они, конечно, выделялись сразу же на фоне наших белорусских девчонок и мальчишек.

Я преподавала язык. Группа маленькая, все проблемы и отношения между детьми – на поверхности. Это не большой класс, где ты мог бы и не заметить мелкие разногласия.



То, что на детей шла травля, или как сейчас  говорят буллинг, мне стало сразу же ясно. Доставалось именно двум парнишкам-азербайджанцам. 2-й класс, спецшкола, способности к языку еще не раскрылись, язык одному из них давался сложно (шла сложная адаптация явно). Дети смеялись над каждой его ошибкой, подтрунивали. А мальчик вжимал голову в плечи и пытался, несмотря на насмешки, довести задание, читал и все больше сжимался в комочек под смешки одногруппников.

Остановить простыми замечаниями детей не получалось. Да и что мы, учителя-предметники, могли сделать за три 45-минутки в неделю – ничего особенного. Дети даже на мои строгие замечения реагировали редко – лишь изредка мелькала пристыженность.

Второй мальчик-азербайджанец был другим: схватывал на лету, но отношение одноклассников (а чего это он, лучше нас что ли?) заставляло его изображать из себя такого же лентяя, как и другие. Я поняла, что он «подстраивается», играет роль беззаботного рубахи-парня. На шутки о себе он реагировал иначе – отшучивался, мол, ну что вы хотите, я же не как вы, бестолковый.


Источник фото: pixabay.com

Когда дети перешли черту

В один день дети все же перешли черту. Подтрунивания уже затронули его национальность. Много лет прошло, не помню, что и как было сказано. Они начали коверкать его имя, дразнить и дурачиться, что-то было про цвет волос. Но мальчик почти плакал.

Я решилась. С детьми я говорила очень строго: стараясь не оскорбить их, не унизить, понимая, что передо мной еще дети. Просто представила, что мой «восточный принц» (так называла моего старшего сына заведующая садиком), вырастет и будет также страдать от издевательств одноклассников, тоже будет нуждаться в поддержке, чтобы кто-то заступился за этот град бессмысленных, пустых, обидных шуточек, которые, однако, ранят детей на всю жизнь.

Я не знаю, где эти мальчишки, кем они стали, простили ли они своих одноклассников, забылось ли. Я помню, что смотрели они на меня с благодарностью. Но даже если этот разговор и стерся из их памяти, я знаю, что остальных детей это задело. Но в тот день я достучалась до детских сердец – все замолчали, притихли, слушали меня. После этого у меня на занятии они не издавали ни звука, ни слова из того, что касалось национальности этих детей.

Личный опыт: когда уже другой педагог защищала моего сына

Если бы кто-то мне рассказал дальше, что с моими «восточными принцами» будет происходить то же самое, но в более жесткой форме ....

Однажды я узнаю, что воспитательница в садике обзывала моего «восточного принца» чернож....ым. Ее уволили. Не знаю, только ли по этой причине, но заведующая знала, что оскорбления были неоднократны. Не знала этого только я.


Источник фото: pixabay.com

 

Много лет спустя, когда ребенок уже учился в школе, нам пришлось ее сменить. Радость от получения новой квартиры была безумно омрачена адаптацией к новому классу. Мы переходили в 3-й.

Был уже год музыкальной школы, нам хотелось попасть именно в музыкальный класс.  Один из педагогов встретила через пару дней меня с выражением лица, которое я не забуду никогда. Прозвучала фраза:

Зачем вы перевелись в наш класс, зачем?

Сколько было в этом ненависти и раздражения – этого я тоже не забуду.

Долгое время я успокаивала себя мыслью, что я не так ее поняла, что это профессиональное выгорание, что это магнитные бури... Этот человек сделал все, чтобы моего сына класс воспринимал как отброс общества. Девочки мыли полы пиджаками моего старшего сына…

Но я не из тех, кто побежит жаловаться на каждый «чих». Я понимала, что сыну надо окрепнуть, что его интереснейшая жизнь, его способности возымеют место и дети перерастут это, примут его. Это длилось несколько лет. Класс принял его, класс, как я смею надеяться, оценил, какой он остроумный собеседник, как много он знает из культуры своего отца, как много у него интересов. Сегодня у него уже берут советы, как выучить язык, какую профессию выбрать и т.п.


Источник фото: pixabay.com

 

Не сломаться и не сменить школу помогла одна учительница. За ее отношение я готова просто целовать ей руки. Она, учитель-предметник, увидела нашу проблему, подобрала нужные фразы, идеи, рассказав о своих детях, как они вливались в коллектив. Я узнавала об их беседах из рассказов сына: мам, представляешь, вот сыну Т.Р. тоже было тяжело, но он не обращал внимания, это же глупо, да?

«А тут эти – понаехавшие»

Но с некоторыми педагогами по-прежнему не складывалось. Одна из них на школьном собрании выдала обидную фразу про  «нерусских» (мне любезно сбросила это в вайбер мама одноклассника моего сына). И только в тот момент до меня дошло, почему к моим детям у педагога было такое странное отношение.

Произошел разговор с директором. Были извинения, обещания, что больше такого не произойдет.

Жаль, что меня не было на том собрании, жаль. Больше всего меня удивило, что родители никаким образом не выразили возмущение, никого не покоробила эта фраза. Так и надо, так и должно быть.

Мы великая нация, а тут эти, «понаехвашие». Я не знаю, как с этим бороться, как идти против стены, как ее двигать. Масса смолчала, масса проглотила. Никто не встал и не сказал: «Как вам не стыдно!». Я боялась рассказать это мужу. Он, зная, как я рьяно защищаю всегда белорусов, понимал, что тут и мне нечего сказать им в защиту.

Достаточно вспомнить, что мой средний сын год не хотел ходить в школу, говорил: я смуглый, я урод, я некрасивый. И  я не могла добиться от него, откуда эти мысли…


Источник фото: pixabay.com


Достоинство человека можно оценить по его отношению к другим. Но неужели для наших людей совесть, толерантность только на словах, в высокопарных текстах, где-то там на фейсбуке, когда ставим значок «соболезную»? Мне стыдно за нас, мне очень горько, что белорусская терпимость превращается в миф. Что человек из другой страны должен горы свернуть, чтобы стать «своим».

Вместо послесловия

Когда-то мой муж-турок покупал ароматные лепешки у чудесной женщины армянки, которая пекла их у себя дома. Я вела французский у ее сына. Мы славно общались, мы дружили. Не было вражды и ненависти.

У себя в классе я сдружила армян, азербайджанцев и белорусов. Жизнь текла своим чередом, и казалось, так будет всегда, мне казалось, что белорусы смогут стать мультикультурной страной. Ведь мы гордимся своим прошлым, что у нас никогда не было вражды. Евреи, христиане, мусульмане жили в мире и согласии.

Неужели от нас таких уже ничего не осталось?

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by


Лучший комментарий
Я не согласна с автором, что детей гнобили только лишь из-за другой национальности. У меня школа дополнительного образования, и приходят дети совершенно разных национальностей. В одной группе сидят белорусы, русские, украинцы, евреи, поляки, азербайджанцы, армяне, туркмены. И никогда никто ни над кем не издевался. Нашим девочкам наоборот очень нравился Рамиз, и никто над ним не смеялся из-за того, что он плохо читал по-русски, а ещё хуже писал. Все ему помогали и поддерживали, а если у него что-то не получалось, он первый мог над собой подшутить и посмеяться. Всё зависит от того, как дети себя поставят в коллективе, и как ведут себя родители и учителя (ведь дети часто просто копируют их отношение к кому-то). А вот разговор о поведении наших учителей и родителей - это отдельная песня. Моя дочь уже студентка 3 курса, но до сих пор вспоминает с содроганием гимназию, хоть она смесь белорусских, украинских и русских национальностей, то есть местная. Но нашли другой повод, чтобы поиздеваться. Мы пришли в гимназию с 5 класса, так как выиграли олимпиаду по немецкому. Дочь очень радовалась первый месяц... Потом её стали задирать. Почему? Когда она шла в 1 класс у меня умер муж, я осталась одна с двумя детьми. Было трудно, потом вышла второй раз замуж. И как раз, когда была Настя в 5 классе, я родила третью дочку. Работал один муж. Естественно, мои дети по заграницам не ездили, дорогих шмоток и телефонов не имели. Это стало поводом для издевательств. И знаете, когда я подняла этот вопрос на родительском собрании, ко мне повернулась одна мама (председатель родительского комитета) и сказала, что всё правильно, нищему сброду в гимназии не место, надо было сидеть в своей школе по месту жительства. И только к 8 классу её приняли. Кстати, в классе у неё были друзья, много друзей, но... это были мальчики!!! Они этим не занимались, всегда поддерживали и защищали Настю. Потом мы ушли в лицей на физ-мат, так как она решила, что будет поступать на программиста. В лицее такого не творилось, была очень дружественная атмосфера, хорошие отношения и между учениками, и между учителями, и между учениками и учителями. Если назревал какой-то конфликт, тут же подключались психологи и всё улаживали. Лучшей атмосферы я ни в одной школе города не встречала. Низкий поклон директору Брестского городского лицея им. Пушкина!
Но вот ещё несколько примеров. В прошлом году ко мне обратилась женщина за помощью, так как не знала, что делать. Она жила в Чехии, замужем была за белорусом. По настоянию мужа переехали в Беларусь. Старшая дочка закончила 1 класс в Чехии. Школу очень любила. Но в нашей белорусской школе её учитель за одну четверть довёл до вегето-сосудистой дистонии с нарушением терморегуляции. Когда девочке надо было собираться в школу, у совершенно здорового ребёнка на нервной почве резко поднималась температура до 40! Когда мама пошла разговаривать с учителем, то получила в ответ такой крик, что растерялась и ушла в слезах. Мне она сказала, что в Чехии за такое учителя по меньшей мере лишили бы права практики. А здесь такое поведение безнаказанно, поэтому повсюду хамство. Пришлось девочку перевести на индивидуальный план обучения в другой школе. Но и там их стали доставать, не понравилось то, что они захотели учиться дома самостоятельно и приходить в школу на зачёты. В мае мама с детками сбежала из Беларуси назад в Чехию. Вчера она меня поздравляла с Рождеством, написала, что у них всё замечательно. Дочь с удовольствием ходит в школу и больше не болеет.
Другая мама в слезах рассказывала, что сын в 5 классе возненавидел школу. В чём дело, не говорил. Мама как-то пришла за ним раньше. Класс в спортзале готовился к конкурсу строя и песни. Учительница в истерике орала на детей, что, если они не займут ей первое место, она их придушит собственными руками.
Сейчас у меня есть ученик 2 класса. Летом его мама привела ко мне в истерике. Учительница грозилась оставить его на второй год. Когда ребёнок пошёл в первый класс, мама похоронила мужа. Она честно сказала завучу, что ребёнок к школе не готов, так как не до того было. Завуч успокоила, мол, всему в школе научат. А во второй четверти учитель на родительском собрании орала на эту маму при всех родителях и обещала оставить сына на второй год. Женщина пошла опять к завучу, ей в помощь для дополнительных занятий дали другого педагога ПЛАТНО!!! Но так ребёнка ничему не научили. Мальчик сообразительный, за лето мы научились всему. По моей просьбе мама перевела его в другую школу к хорошему учителю. Сейчас у мальчишки всё хорошо! И это есть в каждой школе. Страдают не только дети других национальностей, другого цвета кожи, другого вероисповедания, страдают все дети.
Проблема в нашей системе образования, в учителях, которые ненавидят детей. Я не говорю о всех учителях! Я сама учитель. Есть много прекрасных, талантливых, заботливых. Но последнее время очень много появляется тех, кто просто детей ненавидит. В пединституты самый низкий проходной бал!!! Вот и идут туда те, кто больше никуда не прошёл. Знаний нет, любви к детям тоже. Такой учитель всегда найдёт к чему придраться, за что невзлюбить, будь это национальность, низкий статус родителя или плохие способности ученика. Любимчиками у таких учителей всегда будут дети состоятельных родителей и ученики, которые всё ловят на лету, хорошо учатся, с которыми не надо прилагать усилий.
И чтобы это изменить, надо принимать, на мой взгляд, непопулярные меры. Поставить в каждом классе видеокамеры. Ведь вводятся сейчас электронные дневники и прочая ерунда, от которой пользы нет, а деньги тратятся. А тут польза бы была. Любой родитель мог бы посмотреть, как ведёт в школе его чадо, как к нему относится учитель, другие дети. И не только это. Можно было бы посмотреть урок в записи, если что-то ребёнок не понял или если болел. Да и готовились бы к урокам учителя добросовестнее, а то привыкли работать на публику, когда открытый урок. Вот такое моё мнение. Проблема не в национальности, а во многом другом. Вся система образования больна, и люди привыкли к хамству. Сами хамят многие и хамов боятся на место поставить.
Обсуждение
Фея)26.12.2017 в 9:57
Только еще эту тему не трогали.
Когда люди поймут ,что такие дети и взрослые были, есть и будут. Какая разница где вы проживаете в Пекине или Минске в Бангкоке или Владивостоке, ВЕЗДЕ будут люди, которые исподтишка или в лицо будут обсуждать Вас если вы чем-то от них отличаетесь. И не надо приплетать толерантность или ее отсутствие Беларусам. В любом коллективе найдется "белая ворона", которую будут гнобить и не только за расовую принадлежность а еще за много вещей.
Мне стыдно за нас, мне очень горько, что белорусская терпимость превращается в миф.
Фашизм не имеет расовой принадлежности, пора бы это выучить!!!
Фея)26.12.2017 в 10:02
Мне стыдно за нас, мне очень горько, что белорусская терпимость превращается в миф.
Читайте на Ребёнок BY: https://rebenok.by/articles/st ature/psycho/25014-nerusskie-v -detskom-kollektive-otkroveniy a-mamy-kotoraya-perezhila-trav lyu-svoikh-detei.html
Забыла кавычки поставить.
dsm26.12.2017 в 10:07
в школе всегда находят, кого травить
Julia_sch26.12.2017 в 10:45
Ольга, очень жаль ваших детей, как и любых детей, которые подвергаются травле. Это всегда несправедливо, сложно, обидно, непонятно.
Лично я никогда не относилась предвзято к любой из национальностей. Особенно в детстве. Скорее, наоборот, с интересом. Хотелось как-то пообщаться, разгадать человека.
Но жизнь штука многогранная.
С появлением путешествий в моей жизни, я поняла, что в других странах, в «восточных королевствах» к нам «белокожим» (особенно женщинам) относятся ну совсем не ахти. Больше всего меня покоробили домогательства к моей матери в возрасте 50+, за которые в приличной стране уже дают срок (ну, а что? ведь белая женщина на отдыхе)
И с таким я сталкивалась не раз, к сожалению. Даже в присутствии мужа. В Турции, Египте, Индии. Думаю, у многих есть такие примеры.
Вот и видится мне причина этой неприязни.
Конечно, это несправедливо. Конечно, в любой нации есть и достойные люди. Но тут связь двусторонняя, понимаете? Съездит так человек «неудачно» отдохнуть в Турцию и все, и сложится у него нелицеприятный образ всей нации, который он будет экстраполировать на всех эмигрантов.
И понятно, что конкретно Ваш ребенок ни в чем не виноват. Так же как и очевидно то, что кроме тех самых индивидов, которые дискредитируют всю нацию, есть те, которые подставят плечо и поддержат.
В своих детях воспитываю уважение ко всем нациям, моя дочь ходит в кружок с мулаткой. Так она даже и отличий не видит и вопросов не задает...
Ольга, счастья Вашей семье вне зависимости от места проживания!
maryna-m26.12.2017 в 11:17
Я тоже всегда остро реагирую когда оскорбляют иностранцев тем более детей. Они такие уязвимые, беззащитные, да они просто дети. В нашем дворе жило всего одна семья из Сирии, беженцы, у них 4-го детей, квартиру снимали, как их занесло в Беларусь фиг его знает. Но они об этом наверное пожалели не один раз. Детям их было ох как не сладко. Во дворе их чурались не только наши дети, но даже взрослые. За их любым передвижением во дворе следили все кто там находился, это бурно обсуждалось, как одеты, во что обуты, детей перекривливали, не хотели с ними играть, мамашки же между собой обзывали их родителей, которые приехали отнять у нас последний хлеб, этих детей никогда не угощали, хотя всех других детей угощали. Это безобразие и просто скотство так обращаться с детьми бежавшим от войны! Стыдобище за свою нацию.
Обсуждают сейчас