«Бегают туда-сюда, смеются, шуршат пакетами». Кто и зачем заставил школьников идти в кино, которое им неинтересно?

12 ноября 2017 года
35

Билетов на конкурс детского кино "Лістападзік" было не достать. При этом залы на сеансах стояли полупустые. А те дети, которые приходили на просмотры, по большей части ничего не понимали в том, что видели на экране. Или не хотели понимать - на фестиваль школьники и не пошли бы, если бы не билеты, которые разослали по школам Минска. Ребенок.BY пытался понять, в чем суть проблемы и кому выгодно ее создавать.


Источник фото: img.tyt.by

Квест для родителей: попасть на "Лістападзік"

"Лістападзік" – это не "ширпотреб", а детское кино, часто поднимающее серьезные недетские темы. Кино, которого нигде особо не увидишь в течение года, потому что его не показывают в кинотеатрах кроме как во время фестиваля. Кино, к которому надо готовится и которое потом стоит обсуждать с родителями.

Родители, которые ходят на такие фильмы с детьми-подростками (возрастной ценз картин 10+, 12+ или 14+), понимают, куда они идут и зачем. Но попасть в кинозал кинотеатра "Пионер", где они демонстрировались, удалось очень немногим. Билетов в кассах не было. Их почти все распределили через управления образования по школам – для проведения внешкольных мероприятий.



Школьники на кинофестивале: взгляд зрителя и мамы

Ирина вместе с двенадцатилетней дочерью в этом году не нарушила сложившуюся традицию. Уже несколько лет семья ходит на "Лістападзік". Заранее ищут билеты, готовятся к просмотрам, потом обсуждают увиденное. Но каждый раз все впечатление портят школьники, которых приводят "организованными группами".

Ирина готова целый час описывать все увиденное и услышанное в зрительном зале от школьников. Часто они младше указанного в анонсе фильма возраста, не понимают увиденного на экране. Более того, им это неинтересно и они занимаются всем, чем угодно, но не смотрят кино.


Источник фото: rambler.ru

 

Бегают туда-сюда, смеются и разговаривают, играют в телефоны, беспрестанно шуршат пакетами с чипсами и попкорном.

Это ужасное неуважение к серьезному кино, к другим зрителям, и простая невоспитанность. Дети бесятся, учителя, которые их привели "на фильм", совершенно этим не обеспокоены, а те, кто пришел в кино сам, вне этих "организованных" групп, не может нормально посмотреть кино из-за такого ужасного соседства

Ирина рассказывает, что многие ее знакомые со своими детьми так и не смогли попасть на нынешний "Лістападзік". Билетов не было. Все – у управлений образования и школ.

На многие показы приезжали их авторы, режиссеры, актеры. Они готовы были общаться со зрителями, отвечать на их вопросы, обсуждать фильмы, слушать впечатления и замечания подростков, для которых это кино снималось.

Но как же тяжело это было сделать! Ведь большинству присутствовавших в зале на кино было плевать! Они выбегали из зала с криком "Ура, наконец-то все закончилось", не обращая внимание на гостей фестиваля, вели себя просто отвратительно.

Полупустой зал при проданных билетах: это как?

Хотя билетов на многие показы было не достать, залы стояли полупустые. Так произошло, например, с фильмом "Путешествие Фанни", который стал победителем фестиваля и билеты на которой были "проданы" первыми. Многие желающие посмотреть картину не смогли. 

Журналист Ребенок.BY перед началом фильма видела, как школьники приходили со стопкой билетов и сдавали в кассы или просто отдавали на входе в зал администраторам.

Мы из N-ой гимназии. Ну да, нас намного меньше, чем билетов. Остальные не смогли…

Для галочки: билеты проданы, внешкольная работа проведена

Учителя признают, что в рамках "внешкольной работы", о которой обязаны отчитываться все школы, "Лістападзік" пришелся как нельзя кстати. Завести детей в театр и заставить их там прилично себя вести гораздо сложнее, чем отправить в кино с попкорном "задешево".

Билеты в театр, кстати, стоят Br 3-7, а один билет на фильм "Лістападзіка" – Br 1,3.

И сам кинотеатр, как оказалось, крайне рад, что не надо прикладывать никаких усилий, чтобы заполнять залы. Выгодно всем, кроме одиночных зрителей, с которыми не особо пока считаются, и гостей фестиваля, перед которыми бывает откровенно стыдно.


Источник фото: архив автора
Так выглядели залы во время сеансов, на которые билеты были проданы. На показе фильма "Конец лета" присутствовал атташе по культуре КНР, который стал свидетелем пустых залов при проданных билетах


Сами учителя тоже недовольны происходящим. Но что сделаешь, работа такая.

Мы тоже подневольные. Должны организовать внешкольную работу. Собрать детей, завести их. А еще надо, чтобы время было удобное, чтобы родители согласились на внешкольное мероприятие и деньги за него заплатили. И нам тоже отчитываться приходится, да, это правда.

И "Лістападзік" очень удобный в этом плане. Да, шумят, да, мусорят. Но это ж дети. И, может, 10 человек и не запомнят, о чем фильм, а у одного в голове что-нибудь да и отложится.

Евгения Пастернак: боятся, что не продадут билеты – и отдают их "школьникам"

Еще в прошлом году проблему "Лістападзіка" подняли белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. В прошлом году они входили в жюри кинофестиваля и своими глазами увидели происходящее. В этом году они взяли на себя функции модераторов: встречали и провожали гостей показов, обращались с приветственными словами к школьникам, рассказывая им о фильмах, пытались призвать к активным действиям руководство кинотеатра "Пионер".

Но основные проблемы так и остались нерешенными. Евгения Пастернак говорит, что в таких условиях нельзя провести нормальную рекламную кампанию, а фильмы действительно хорошие.

Но многие родители ничего не знают о "Лістападзіке". А те, кто знает, не могут попасть. Билетов нет уже на 2-й день их поступления в продажу. В кинотеатре очень боятся, что не продадут, поэтому в кассы отдают совсем немного.

В этом году был нашими силами и силами организаторов фестиваля установлен рекорд-максимум – 50 билетов в кассе. В кинотеатре вроде бы готовы меньше отдавать школам и больше оставлять в кассах, если увидят, что билеты раскупаются. Но зрители просто не успевают заинтересоваться фестивалем, прийти в кассы и купить эти билеты, т.к. они сразу после начала продажи уже оказываются в управлениях образования. Замкнутый круг какой-то.


Источник фото: gagauz.md


Заместитель министра: проведем с педагогами работу

О проблеме в проведении фестиваля высказалась первый заместитель министра культуры Беларуси Ирина Дрига:

Наверное, нужно будет вести работу и с педагогами. Поднимали этот вопрос и в прошлом году. Но, видимо, в чем-то недоработали не только со стороны педагогов или управления образований, но и организаторов фестиваля. Возможно, через год, в преддверии следующего кинофестиваля, стоит провести не только пресс-конференцию, но и круглый стол с учителями. Чтобы в итоге на фильмы приходили мотивированные педагоги с мотивированными учениками.

Сам же факт распространения билетов через управления образования и школы не показался представителю Министерства культуры чем-то из ряда вон выходящим.

Возможно, для детей это будет первым прикосновением с хорошим, прекрасным кино.

Кстати, свое особое отношение к конкурсу детских и юношеских фильмов Ирина Дрига. тоже обозначила.

Признаюсь, из всех конкурсов, проводимых в рамках "Лістапада", именно "Лістападзік" мне нравится больше всего.

А знаете ли вы что-нибудь о конкурсе детского кино "Лістападзік"? Проголосуйте в нашем опросе.