Сейчас на сайте
Женский мир
«А кто здесь мать?» 47-летняя мама семерых детей выглядит так молодо, что ее путают со старшими дочерьми
Все о детях
У трехлетней белоруски более 60 картин на холстах. Посмотрите, что и как она рисует16-летняя девушка приехала в Куропаты, чтобы «зажечь свечу». Ее задержали, а потом вызвали на комиссию.Двухлетний малыш из Индии признан самым юным гением. Посмотрите, что он умеетЭтот кроссворд по белмове для 4-го класса поставил в тупик взрослых. А вы справитесь?Стрельба в школе: простые правила, которые спасут жизнь ребенку. Расскажите о них детям
Беременность и роды
Почему важно родить в срок? Акушер-гинеколог о рисках переношенной беременности
Благотворительность
ЮНИСЕФ просит поддержать программу, которая спасает детей от сиротства. Достаточно отправить СМС«Говорили, что сын будет растением». Вопреки диагнозу, 7-летний Антон учится ходить — ему срочно нужна наша помощь
Все о психологии
Помните видео, где учитель кричит на ребенка? Спросили у экспертов, откуда столько агрессии в школе
Отдых
Сделайте из лужи море или картину. Топ игр после дождя, которые понравятся детям«Родителей в корпуса не допустят». Как дети будут отдыхать в лагерях этим летом

Детская мастурбация

10 июня 2009 года

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Если мы обратимся к психологической литературе, то увидим, что активный период формирования самосознания детской личности приходится на возраст 3 лет. Именно в 3 года появляется долгожданное и осмысленное, представленное в речевой форме «Я», которое интегрирует различные аспекты представлений малыша о себе, в том числе и образ тела, физические характеристики.

 С 2,5 - 3 лет ребенок довольно четко определяет, кем он является – мальчиком или девочкой. Он начинает обращать внимание на половые признаки (одежду, игрушки, принадлежащие представителям разных полов, поведение и, конечно же, гениталии). 

Ребенок 3-4 лет – активный исследователь не только внешнего мира, но и самого себя, в том числе и своего тела. 

Нередко, приближаясь к 4-5-летнему рубежу, дети начинают испытывать повышенный интерес к гениталиям (и своим, и чужим). 

В связи с этим появляются игры с «подсматриванием» (например, в детском саду при посещении туалета), в больницу (предполагающие раздевание и прикосновение к «запретным» местам). Одновременно, ребенок может обнаружить, что, прикасаясь к своему телу или совершая некоторые действия (ерзая на стуле и т.п.), он испытывает удовольствие. Сделав это открытие, малыш может стремится повторить данный опыт, заново переживая волнующие ощущения. 

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, утверждал, что существуют определенные психосексуальные стадии развития. Для них характерны определенные физические области и способы удовлетворения возникающих желаний. 

Так, например, с рождения и до 2 лет длится оральная стадия развития малыша. В данный период в качестве физической области удовлетворения выступает рот (губы и язык, несколько позже зубы), а способами удовлетворения являются сосание, облизывание, причмокивание, несколько позднее – кусание. 

С 2 до 4 лет малыш учится контролировать свои естественные потребности (мочеиспускание и дефекацию), следовательно, наступает новая стадия – анальная. Ребенок испытывает естественный интерес к открытию себя и своих телесных возможностей. Физическая область удовлетворения связана с анусом и мочевым пузырем, а способами удовлетворения выступают чередующиеся процессы напряжения и расслабления мышц сфинктров. С 3 лет ребенок переходит на следующую психосексуальную стадию – фаллическую. Областью, связанной с удовлетворением, становятся гениталии, а способом, позволяющим ощутить удовольствие – стимуляция половых органов. Возбуждение символически связано в сознании ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к близкому контакту с ними ему становится все труднее удовлетворять; малыш как бы соперничает с родителем своего пола за внимание родителя противоположного пола – он ревнует взрослых и существующую интимность между ними. Как следствие - появляются комплекс Эдипа (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек), конструктивное разрешение которых приводит к полоролевой идентификации со взрослым своего пола. 

Интересно, что сексуальная энергия лишь дважды направляется на объект (на другого человека) – на оральной и генитальной стадии (период половой зрелости). Все остальные стадии (анальная, фаллическая, латентная) связаны с самоудовлетворением, т.е. сексуальная энергия направляется на самого же субъекта. 

Все вышесказанное убеждает нас в том, что психосексуальное развитие ребенка – сложный, длительный, многоуровневый процесс. Взрослый человек будет обладать зрелой сексуальностью, если в его детстве и отрочестве присутствовали: активное самоисследование, позитивное отношение к своему телу, способность получать положительные эмоции от стимуляции, и, конечно же, духовно-нравственная основа и научные знания, гигиенические навыки и культура поведения! Т.е. мастурбация – естественный компонент психосексуального развития ребенка. 

Как правило, детская мастурбация – явление временное. Она появляется волнообразно – в дошкольном периоде, младшем школьном и подростковом возрасте. Возможно, это связано с гормональными перестройками нашего организма, отчасти способствует этому все более совершенствующееся самосознание (как мы уже сказали, образ тела является одной из ключевых его характеристик). 

Так что реагировать на подобные проявления стоит спокойно и без лишнего акцентирования. Вы признаете естественность данного процесса, но не стоит специально поощрять его. Ведь если взрослый каждый раз, как только увидит малыша за подобным занятием, начинает предлагать ему интересные игры, увлекательные зрелища или просто уделять повышенное внимание, то ребенок может сделать вывод о взаимосвязи этих событий: «Если хочешь, чтобы на тебя обратили внимание, сделай ЭТО!» 

И уж, конечно, если Вы не хотите получить невротика и букет будущих сексопатологических проблем, совершенно недопустима реакция: «Что это ты делаешь?! Сейчас же убери руки оттуда! У тебя скоро все там отвалится…»

Наверное, разумной реакцией может быть признана следующая позиция: «Это неплохо. Но человек тем и отличается от животных, что он – главный, хозяин, а тело – помощник, подчиненный». Поэтому следует учиться себя контролировать – не делать это на людях и бесконечно, ведь есть много всего разного и достойного внимания. 

Если же все-таки мастурбация становится навязчивой, стоит обратить внимание на возможные проблемы со здоровьем. Это могут быть уро-генитальные инфекции и даже глисты, которые провоцируют раздражение, и, как следствие, ребенок обращает внимание на половые органы, избавляясь от дискомфортных ощущений с помощью стимуляции. Далее эта реакция закрепляется, становясь привычной, стереотипной. 

Желательно подбирать оптимальный размер нижнего белья – не слишком обтягивающее (чтобы избежать дискомфортных ощущений от сжатия и трения, и, следовательно, невольного акцентирования на половых органах), но и не слишком свободное (чтобы предотвратить легкий доступ к «сокровенным» зонам). 

Кроме всего прочего, навязчивым онанизмом, как правило, страдают дети, испытывающие трудности в социальной адаптации и имеющие определенные эмоциональные проблемы. Возможно, малышу недостает положительных эмоций, ярких впечатлений, удовлетворения отсобственных достижений (у ребенка формируется низкая самооценка как следствие излишней требовательности со стороны взрослых) и полноценного, конструктивного общения со сверстниками (сюда может относиться и насыщенная игровая деятельность, и партнерские, товарищеские взаимоотношения, и уважение со стороны значимых лиц). 

Так, например, в неполной семье (мама воспитывает сына одна, без участия отца) у мальчика затрудняется полоролевая идентификация (усвоение черт мужественности) - как следствие, мы имеем нарушение взаимоотношений со сверстниками (допустим, мальчик робкий и чувствительный, поэтому другие мальчишки не принимают его в свою кампанию) - возможный итог: самоудовлетворение как разрядка отрицательных эмоций, уход от реальности... 

Если Вам все-таки кажется, что малыш прибегает к мастурбации слишком часто, обратитесь за консультацией к специалистам соответствующего профиля: сексологу, нефрологу, гинекологу/урологу, психологу. 

Разумное и спокойное отношение к возрастным особенностям развития Вашего ребенка позволит избежать многих осложнений в будущем и подготовит малыша к взрослой, полноценной и многогранной жизни. 

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Галина Данилкина, детский психолог
Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by
Источник: 2, h,




Обсуждают сейчас