Сейчас на сайте
Все о детях
Самые крутые площадки Минска, где дети готовы играть сутками Подборка летних имен для мальчиков и девочек «Не удивляюсь, когда дети сдают родителей в дом престарелых». Об украденном детстве
Это интересно
Перекус за 50 копеек! Готовим вкусные пирожки для большой компании Чего ни в коем случае не должно быть в составе косметики? Что почитать летом? Список нескучных книг для детей и подростков
Спорный вопрос
Почему наша система образования больше заточена под девочек, а не под мальчиков?
Здоровье
Кипяченая, водопроводная, бутилированная: какую воду давать ребенку? "Контейнерные дети": как автокресла/люльки/коляски могут замедлить развитие ребенка
Отношения взрослых
Белорусы развелись, но продолжают жить вместе: необычный опыт
Женский мир
«Прижгла эрозию и намучилась в родах». О диагнозе, который живет только в стенах поликлиники
Психология и воспитание
Что делать, если ребенок не дотягивает до «нужного» стандарта?
Новости компаний
Лучшие детские лагеря на летних каникулах 2019

"Родители учили ребенка отвечать неправильно, чтобы "тети" увидели, что в школу еще рано". Почему логопедические группы в саду переполнены?

20 мая 2019 года
24

Весной в районных логокомиссиях (ЦКОИР) аншлаг. Мамы записываются за несколько месяцев, чтобы успеть пройти комиссию и попасть в логопедическую группу на место выпускников нынешнего года. Вот только мест хватит не всем.  И дело не только в переполненности логопедических групп. Не все родители хотят, чтобы их дети уходили из логогрупп в школу.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Нарушения речи в большей или меньшей степени врачи фиксируют более чем у половины малышей. У одних - задержка речевого развития, у других – нарушения произношения, у третьих – заикание, вызванное неврологическими нарушениями и т.д. Попасть в логогруппу для родителей таких детей – первостепенная задача. Там ведь на месте можно получить ежедневные необходимые занятия. И хотя про некогда существовавшие нормы по 12-15 человек в группе в Минске давно уже забыли, а в некоторых логогруппах по 23-25 воспитанников, родители все равно готовы идти на любые уловки, чтобы ребенок не ушел из логогруппы в школу в 6 лет, а остался там еще на год или два.



Алина, мама 6-летнего Артема:

- Мы два года были в логопедической группе. Сейчас, по достижении 6-летнего возраста, идем на логокомиссию. Но поскольку в обычных группах мест нет и коллектив другой, а ребенка стрессовать лишний раз не хочется, я сделаю все, чтобы Артем остался еще на год в логогруппе. Буду просить, валяться в ногах, делать упор на все возможные проблемы и недостатки ребенка. Вы ж понимаете, что их можно найти у любого. И я совершенно уверена, что поступаю правильно.

Да, за эти два года речь у моего ребенка выправилась. Он стал понятно и грамотно объясняться. Но это только первые шаги. Уверена, что еще год занятий пойдет ему на пользу: он окрепнет, благодаря занятиям с логопедом его все знания и умения дойдут до автоматизма. И к школе он будет уже уверенным в себе лидером. Думаю, эта цель стоит того, чтобы приложить все усилия к ее достижению. Если бы знала, кому дать взятку, и за этим бы дело не стало.

Наталья Сергеевна, логопед одного из детских садов г. Минска (имя изменено)

- Это происходит из года в год перед моими глазами. Но сейчас это возмущает особенно, потому что таких родителей становится все больше. Они игнорирует рекомендации логопеда в логогруппе, до них не достучаться по поводу занятий, они уверены, что раз они отдали ребенка в логопедическую группу, все остальное им должны обеспечить воспитатели и логопед, а сами ничего не должны.

Но мы часто лишь направляем, а успех занятий зависит во многом от родителей. Ведь каждую неделю они получают "домашнее задание": упражнения и темы, которые мы изучали в течение недели. Предполагается, что в выходные они с ребенком повторят пройденное, помогут ему запомнить то, что мы  учим в саду. И знаете, сколько родителей реально занимаются с детьми? Меньше половины. Им это не надо. Только мне.
 

Источник фото: pixabay.com
 

А весной начинается новая эпопея под названием "сколько человек остается в логогруппе на следующий год?". По возрасту почти все, за исключением 1-2 человек, могут идти в школу, и мы можем набирать новичков. Но нет. Всегда находятся те, кто уговаривает написать плохую характеристику ребенка, чтобы в ЦКОИР его оставили еще на год в саду "по показаниям". Или начинают ломать комедию перед комиссией.

Сейчас нашлись те мамы и папы, которые саботировали наши занятия в последний месяц перед комиссией и учили ребенка отвечать на вопросы неправильно. Чтобы "тети там" увидели, что в школу еще рано. И что с такими делать? Позор! И мне обидно. Я ведь работаю с этими детьми по два года, вкладываю в них душу. А потом их родители такое вытворяют. И мою работу тоже ж оценивают по результатам моих детей в ЦКОИР. Хотя это, по сравнению с отношением родителей, меня волнует меньше всего.

Марина Александровна, заведующая детским садом с двумя логопедическими группами:

- Каждый год мы с замиранием сердца ждем результатов из ЦКОИР своих "выпускников". Сколько из них пойдет в школу, а сколько останется? Я не сомневаюсь в работе наших логопедов, они очень много вкладывают в детей. Но результаты комиссии бывают разные.

Вот в этом году количество продолжающих обучение и оставшихся в саду после ЦКОИР составляет уже 25 человек. В одной группе! И это еще нам не поступали заявки из управления образования, которые направляют в логогруппы детей согласно собственной общей очереди. И направления откуда мы не имеем право не принять. Тем более, что у "новобранцев", как правило, действительно серьезные проблемы с речью и им нужна профессиональная помощь. Как я их выкину? Куда? На основании чего, если у них есть направление?

О качестве занятий в переполненных логогруппах я уже не говорю. Это совсем другая тема.

"У нас все хорошо, не наговаривайте!"

Впрочем, существует и другая точка зрения. Немало родителей, которые боятся логогрупп как огня и избегают любых заключений комиссий, полагая, что, записанные на бумагу и занесенные в "личное дело" заключения могут в будущем негативно на них отразиться.

Нет единого мнения и у работников ЦКОИР, ежедневно оценивающих логопедическое и неврологическое (оно часто идет бок о бок с проблемами по логопедии) состояние дошкольников. Некоторые говорят о чрезмерно возросшей нагрузке на комиссии и родителях, записывающих своих детей за полгода на комиссии. Другие уверены, что таковой проблемы не существует.
 

Источник фото: pixabay.com

Специалист ЦКОИР: все зависит от района

Комментарий дан на условиях анонимности

- Ситуация в первую очередь зависит от конкретного района. Где-то и сады, и школы переполнены, в логогруппах нет мест, и количество заявок превышает возможности групп. А в других районах обстановка более спокойная, детей гораздо меньше и наполняемость групп не 25 человек, а 15. И соответственно в логокомиссиях видят другую картину.

Честно говоря, мне чаще приходится работать с родителями, которые боятся логогрупп, и мне приходится их убеждать, что детям нужна специализированная помощь. А они отказываются и говорят: "У нас все хорошо, не наговаривайте!".

Но есть и те, о которых вы говорите. Их не так много, как мне кажется. Конечно, детям с логопроблемами, даже решенными, лучше идти в школу не в 6 лет, а ближе к 7 или после 7, более созревшими. Но во многих школах есть также логопеды, способные в первых классах помочь детям после логогрупп. Это все предусмотрено нашей системой образования.

Приходится иногда объяснять, что в логогруппе сада в возрасте 6-7 лет ребенку может быть и хуже, чем в школе. Если у ребенка нет больших проблем, а он остается в логогруппе, у него может случиться откат. Ведь в группу придут совсем новые дети, младшие, с более серьезными речевыми проблемами. И 7-летний ребенок, который мог бы пойти в школу и тянуться за сверстниками, просядет в своем уровне. Так что еще большой вопрос, где ему было бы лучше.

А вам довелось водить ребенка в логопедическую группу?

Ирина Латыш



Обсуждают сейчас