Родители просят белорусов помочь с покупкой инвалидных колясок. Их разве не выдает государство?
Родители детей с инвалидностью часто открывают благотворительные сборы и просят помочь неравнодушных людей с покупкой коляски для ребенка. Почему так происходит, ведь государство должно обеспечивать их необходимыми средствами реабилитации? Попробовали разобраться.
«Используем бесплатную коляску как стул»
Ольга, мама девочки с синдромом Ретта, рассказала, что около года назад получила бесплатную коляску, но почти ей не пользовалась.
— У меня «тяжелый» ребенок: дочка не ходит и плохо сидит. А мы летаем несколько раз в год на реабилитации. Белорусская коляска не подходит для этого совсем: ее нереально с собой куда-то взять. Она очень тяжелая сама по себе: весит около 23 кг плюс вес ребенка. А чтобы сложить ее, надо открутить несколько болтов. То есть сначала нужно посадить ребенка на землю, раскрутить болты, а потом сдать коляску в багажное отделение. В машину она тоже не входит, как и в узкий лифт. А чтобы ездить с ней в общественном транспорте, нужно быть спортивным мужчиной. Преодолевать бордюры тоже очень тяжело: попробуйте поднять 40 кг сразу. Ее можно только поставить прямо и везти по идеально ровной дороге. Мы использовали эту коляску исключительно как стул, дочка сидела в ней в коррекционном центре.
Ольга решила не мучиться и купила импортную коляску с рук, потому что новые стоят довольно дорого. Но та коляска быстро вышла из строя, поэтому маме пришлось открывать благотворительный сбор.
— Импортная коляска весит 7 кг, и ее легко можно сложить в трость. Коляска маневренная. Например, я могу взять ее в одну руку, пакет — во вторую и везти ребенка в коляске без трудностей. Хоть я женщина и неслабая, но чтобы сдвинуть с места отечественную коляску 23 кг (плюс такой же вес ребенка), приходится прикладывать усилия. В импортной коляске и ребенку комфортнее: там есть регулируемая подножка, абдукторы (вкладыши между ног — прим. автора) можно подобрать под ребенка индивидуально — под его рост и вес.
В белорусской коляске тоже есть абдуктор, но он прикручен болтом и сместить его нельзя, говорит Ольга.
— Если ребенок, например, плотный, то коляска с абдуктором ему впритык. А если посадить туда худого ребенка, то он будет болтаться в этой коляске. При нахождении в неправильном положении у таких детей очень быстро развивается сколиоз. Также в отечественных колясках нет вкладышей, которые поддерживают правильное положение спины. Нам с двух сторон приходилось подкладывать дочке одеяло, — делится Ольга.
А еще в новой импортной коляске, которую купила Ольга, есть столик: можно прямо в коляске заниматься с ребенком. Предусмотрена защита от солнца. Как ни крути, пользоваться такой вещью гораздо удобнее, отмечает мама.
— Часто детей с особенностями воспитывают мамы в одиночку, им вообще нереально справиться с белорусской коляской. Им просто нереально сложить и разложить эту коляску и выехать за пределы Беларуси на реабилитацию без чьей-либо помощи. Слышала, что сейчас начинают делать новые коляски по индивидуальному заказу, но их, наверное, было штук 10 на всю Беларусь в прошлом году. И выдавались они самым тяжелым детям, которые совсем не сидят. Выглядят такие коляски гораздо лучше, но весят все равно около 20 кг.
«Коляска от государства стоит в гараже»
Татьяна Архипова, мама мальчика с ДЦП, получила белорусскую коляску несколько лет назад, но она стоит в гараже.
— Внешний вид у белорусской коляски ужасный. Такое ощущение, что если ребенок-инвалид, то его можно посадить на какую-нибудь каталку и возить. Но это же тоже неправильно, словно наши дети какие-то отбросы. Дети с особенностями тоже хотят наблюдать вокруг себя красоту и развиваться эстетически. Мой сын умственно не пострадал, и он, увидев эту коляску, сказал, что не будет в ней сидеть.
Татьяна также отметила громоздкость коляски отечественного образца.
— Белорусская коляска огромная и тяжелая, она не «шагает» по ступенькам в отличие от импортных колясок, поднять ее по лестнице вместе с ребенком невозможно. Тем более в Беларуси для инвалидов не создана безбарьерная среда.
Но главная проблема, по мнению мамы, в том, что белорусская коляска одинаковая для всех детей.
— Дети же все разные. Совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка. Для кого-то она слишком широкая, а есть дети, которые плохо сидят, и они в ней заваливаются. Моему сыну, например, не нужен абдуктор в коляске, который закреплен там намертво. Кроме этого, Евсей не доставал ножками до подножки, которая не регулируется. Такое ощущение, что выдают коляски просто для галочки.
Отмечает мама и другие минусы:
— Ткань в коляске синтетическая, не дышащая, и под ребенка надо что-то дополнительно подстилать. В лежачее положение она не раскладывается, ручка не перекидывается на другую сторону и не регулируется под рост мамы, но ведь у всех рост разный.
Татьяна говорит, что для воспитания ребенка с ДЦП нужно иметь много специализированных вещей, начиная от специальной обуви, ходунков до колясок и тренажеров, и все это родители покупают за свои деньги или открывают благотворительные сборы.
— У нас дома целая тренажерная комната, но ничего белорусского там нет: ни вертикализатора, ни стульчика. Даже ходуны мы купили немецкие: сколько сын в магазине не примерял отечественные, так и не понял, как с ними обращаться, настолько они неудобные. Белорусские велосипеды неустойчивые. Обувь некоторым подходит, я даже отказалась от той пары, которая была сшита по индивидуальному заказу. В итоге ее, конечно, перешили, но занимались этим с августа по ноябрь, за это время, конечно, нога у ребенка выросла.
«Выданная коляска не подходит для лежачих детей»
Вера Селедцова, мама мальчика с СМА, тоже получила белорусскую коляску, но ее сыну она не подошла.
— Мой сын полностью лежачий, а коляска, которую мы получили, вообще ему не подходит. Там просто спинка, сиденье и огромные колеса. Она не раскладывается: в ней нужно сидеть, а мой сын априори сидеть не может. У него СМА, он даже голову держать не умеет. С этой коляской только мучились, в конце концов, сложили ее и убрали. Не знаю, может быть, для кого-то она подходит, но лично для нашего ребенка — нет. Но нам сказали, что специальных колясок для лежачих не предоставляют.
Маме пришлось обратиться за помощью, чтобы собрать деньги на покупку импортной коляски из Польши.
— Эта коляска полностью раскладывается, сын в ней лежит, и ему комфортно. Эта модель сделана именно для лежачих детей. В ней есть подлокотники под голову и сбоку, ничего не нужно подкладывать ребенку под ноги или по краям, как в отечественной коляске, есть фиксация — пятиточечные жилет, благодаря которому мы можем зафиксировать сына полностью: и ножки, и голову. Спасибо большое людям за то, что помогли нам купить эту коляску, потому что нам нужна была именно эта модель. А в Беларуси не выпускают такие коляски.
Что говорят в Минтруда и соцзащиты?
Детям-инвалидам государство предоставляет технические средства социальной реабилитации бесплатно, но только при наличии медицинского заключения, поясняет Ольга Штин, пресс-секретарь Министерства труда и социальной защиты.
— В соответствии с законодательством дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются инвалидными креслами-колясками бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР инвалида) или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (заключение ВКК) в порядке очередности, определяемой в зависимости от даты подачи соответствующего заявления.
Изготовлением и (или) приобретением инвалидных кресел-колясок занимается РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (БПОВЦ). БПОВЦ изготавливает для детей инвалидные кресла-коляски, как серийно, так и по индивидуальному заказу, говорят в Минтруда.
Производятся следующие коляски:
- с электроприводом (обеспечиваются дети с 16 до 18 лет);
- комнатные, в том числе с судном или откидной спинкой;
- прогулочные;
- для детей, страдающих ДЦП.
Ольга Штин подчеркивает, что если инвалидные кресла-коляски серийного производства в силу каких-то особенностей не подходят ребенку, для них должны изготовить коляску по индивидуальному заказу. Но опять же — должно быть соответствующее заключение от медиков.
— Если БПОВЦ не может по техническим причинам изготовить ребенку инвалидную коляску по индивидуальному исполнению, детям закупаются коляски импортного производства. При этом параметры и технические характеристики коляски предварительно согласовываются с родителями.
— Но родители говорят, что лежачему ребенку выдали коляску с нерегулируемой спинкой, — говорим мы.
— Нужно изучать этот случай индивидуально. А ему вообще положена коляска? Мы (Минтруда и соцзащиты — прим. автора) не принимаем решения, какую коляску выдавать. Медики пишут заключение, в котором прописывается четко, какая коляска нужна ребенку. Мы работаем только в том случае, если есть медицинское заключение. То есть сначала медики решают, что нужно ребенку, а потом мы либо выдаем, либо делаем индивидуальный заказ под конкретного ребенка.
— А импортные коляски вообще закупают для детей-инвалидов? Бывают такие случаи?
— Конечно, но только тогда, когда мы не можем сделать коляску по индивидуальному заказу. При индивидуальном заказе производители стараются выполнить все требования, прописанные медиками. И только если технически это невозможно сделать, например, нельзя закупить нужные детали и комплектующие, для ребенка приобретается необходимая коляска импортного производства. Это единичные случаи, но они бывают.
В Минтруда рассказали, что ежегодно изготавливается около 550 инвалидных колясок для детей, на сумму более — 900 тысяч рублей. За 9 месяцев 2020 года выдано 399 штук, из них 64 — по индивидуальному заказу.
— Средняя стоимость серийной инвалидной коляски для детей составляет 1 200 рублей, по индивидуальному проекту — 4 300 рублей. БПОВЦ постоянно проводит работу по улучшению качества производимых предприятием инвалидных кресел-колясок. В 2023 году планируется ввод новой инвалидной кресло-коляски для детей с ДЦП «Юниор» с возможностью дополнительной фиксации.
Получается, что возможность получить коляску бесплатно у родителей есть, но для этого нужно: 1) заключение медиков 2) готовность ждать какое-то время, пока БПОВЦ выполнит заказ. А если коляска все равно скорее всего не подойдет под потребности ребенка, нужна определенная настойчивость, чтобы доказать необходимость покупки импортной. Ее должны предоставить бесплатно. Возможно, не все родители знают о своих правах или не готовы за них бороться, учитывая возможную волокиту.
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Они сами пробовали сидеть на таких колясках? Зачем их вообще выпускают такими? Почему нельзя взять лучшие образцы и разработать новую моделб для своих граждан. На такое предприятие и инвестиции найдутся быстро и покупать с других стран будут при избытке производства.

