Сейчас на сайте
Новости портала
Учителя уволили после видеообращения. Теперь он должен государству почти 10 тысяч рублей Куда сходить с детьми в новогодние праздники? Планируем каникулы уже сейчас
Все о детях
Как выбрать мебель для школьника? Разбираемся вместе с экспертом* Белорусы жалуются на объемную «домашку» у детей. А как в других странах?
Это интересно
Иллюзия заботы. Что сделали белорусские школы для профилактики коронавируса — мнениеПочему в родительских чатах творится ад (и кажется, что все вокруг не очень адекватные)
Спорный вопрос
«Сын пришел из школы и рассказал, что стал октябренком». Нужно ли согласие родителей?Родители просят белорусов помочь с покупкой инвалидных колясок. Их разве не выдает государство?
Здоровье
Как не пропустить аутизм у ребенка? Все симптомы в понятных картинкахДолжна была пойти в первый класс, а вместо этого живет в больнице. Мама просит спасти дочку
Отношения взрослых
Родителей спросили, как часто они занимались сексом во время ожидания ребенка

Мама жалуется: ребенок «подсел» на 3D-симуляторы. Вредно ли это для детской психики?

18 октября 2020 года

Дети обычно в восторге от 3D-игр. Их за уши не оттащишь от виртуальных гонок-стрелялок, а когда это удается, еще долго приходится утихомиривать ребенка — настолько он взбудоражен. Не вредны ли такие развлечения для неокрепшей психики?
 

Источник фото: Pexels.com

— Сын очень любит кататься на 3D-симуляторе самолета, — рассказывает Алина. — Аттракцион установлен в торговом центре, куда мы обычно ходим за покупками, и ребенок постоянно просит «полетать». Я часто уступаю, но после вижу, что он сильно возбужден. Однажды после очередного сеанса мы зашли в кофейню, и сын расплакался из-за какой-то ерунды. Ночью перед сном снова стал плакать. Я думаю, что это все из-за симулятора.

Спросили у нейропсихолога Ольги Войтехович: как виртуальная реальность (VR) влияет на детей?

— Наш мозг любит новую информацию, а ощущения — это тоже информация. То есть 3D-игры выступают как сенсорная нагрузка, — объясняет эксперт. — Сама по себе такая нагрузка не плоха, поскольку развивает мозг. Все дело — в интенсивности.  Если ее слишком много, это не очень хорошо.

Кроме того, в VR сенсорная нагрузка сопряжена с эмоциями, переживаниями, потому как мы погружаемся в игру глубоко, словно присутствуем в ней.

Например, у ребенка создается эффект, что он «летит» и «врезается» — в дракона, дорогу, стену замка. Да, это нереальная ситуация, но наш мозг реагирует на нее по-своему. Если объяснять «на пальцах», кора головного мозга знает, что ребенок в безопасности, а вот «подкорка» — нет, она действует гораздо примитивнее. Получается, что ребенок пугается абсолютно по-настоящему, как если бы он действительно летел и врезался.

Для тревожных и нервных — только спокойная VR

Если ребенок тревожный, легко возбудимый, то будоражащие игры ему точно разрешать не стоит. Выбирайте более спокойный вариант, где можно просто «парить над горами» или «плыть по морю в окружении дельфинов».

 

Источник фото: Pexels.com

 

Слишком динамичные 3D-игры будут вредны и для импульсивных, жестких детей. Есть данные, что 3D-геймеры более агрессивны по сравнению с 2D-игроками. Ольга замечает, что с такого рода исследованиями в области психологии можно, конечно, спорить, поскольку их результаты точно интерпретировать сложно. Но в этом конкретном случае выводы оказались очень даже любопытными.

— Исследователи замеряли уровень гормонов у геймеров после игровых сеансов. В итоге у ребят, которые дрались в 3D-сражениях, выявили очень высокий уровень гормонов стресса, в том числе адреналина (гормона агрессии). У тех, кто играл в 2D-формате, показатели были намного лучше. В эксперименте участвовали взрослые, но с большой долей вероятности аналогичные результаты получились бы и у детей.

В одном из исследований также говорится о том, что в краткосрочной перспективе 3D-игры могут влиять на зрение и вызвать дезориентацию в пространстве. Такие проявления были у нескольких детей-участников эксперимента всего после 20 минут игры. Логично предположить, что зависать в VR точно не следует.    

Зазеркалье как терапия. Такое возможно?

Виртуальные игры могут быть и полезны — для чрезмерно спокойных детей со сниженным энергетическим потенциалом. Таким детям показана сенсорная стимуляция, она развивает и бодрит. Кроме того, есть мнение, что виртуальная реальность может быть полезной для детей с расстройством аутического спектра. Часто они патологически боятся ситуаций, привычных для большинства людей (зайти в парикмахерскую, заговорить с продавцом в магазине). Погружаясь в «выдуманную» реальность, они смогут отрабатывать жизненно важные навыки без лишних нервов, оставаясь дома, в привычной обстановке.

Как понять, что ребенок переиграл?

Самый очевидный показатель: если ребенок ведет себя не так как обычно, становится плаксивым и неуправляемым. Обычно реакция проявляется сразу или спустя несколько часов, или во время сна.

— Новая информация обрабатывается мозгом, когда человек спит, — поясняет Ольга Войтехович. — Допустим, взрослый человек учится на курсах по вождению. Если впечатлений много, то и сны будут соответствующие: человек может подрагивать, «нажимая педали». Но этого пугаться не надо, ведь так проживается опыт, полученный днем.

Ольга говорит, что то же происходит и с детьми. Если ребенок немножко вздрагивает во время сна, что-то проговаривает, значит, идет процесс обрабатывания информации. Другое дело — если возбуждение чрезмерно:

— Когда ребенок просыпается и не может больше заснуть, кричит во сне, плачет — это ситуация, которая уже требует внимания родителей и, возможно, помощи психолога.

Может ли влияние 3D-игры проявиться спустя месяц?

— Есть такое понятие — отложенная реакция на стресс. Но вряд ли банальная игра может стать ее причиной.  Связать VR и необычное поведение можно, наверное, только в том случае, если ребенок вдруг начинает воспроизводить ее сюжет — лупить одноклассника, говоря, что это «дракон» из 3D-квеста, в который он играл недели три назад.

Как успокоить ребенка, если он слишком взбудоражен?

Ольга Войтехович советует успокоительные ритуалы — чай, какао, спокойная музыка. Есть еще такое понятие как зеркальные нейроны, замечает нейропсихолог. Неосознанно мы испытываем те же чувства и эмоции, что и наш собеседник, то есть зеркалим его состояние. Хотите чтобы сын или дочь успокоились — успокойтесь сами и транслируйте им свои чувства.

— Помните, что маленькие дети не могут просто взять и успокоиться по сигналу. Хорошо, если они рюкзак в школу соберут без нервов. А требовать от них, чтобы они взяли себя в руки после игры, когда перевозбуждены, это просто глупо. В таком состоянии ребенок будет чувствовать, что с ним что-то происходит, но понимать — нет. Задача взрослых — научить детей справляться с эмоциями. Сами они не научатся этому навыку ни в каких играх.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!




Обсуждают сейчас