Сейчас на сайте
Новости портала
«Мой муж — офицер. Впервые за 17 лет нам сложно разговаривать». Белорусы делятся эмоциями в соцсетяхМастер-класс о том, как собрать первоклашку в школу, пройдет в Минске 14 августа
Это интересно
Работает ли запрет на аборты? Вот к каким выводам пришли ученые
Фотофакт
Вся прелесть и ужасы семейной жизни в забавных картинках
Школьная жизнь
«У меня открылись глаза». Учитель до выборов уволилась из школы и очень этому рада
Спорный вопрос
«Как мне объяснять ребенку хлопки от гранат? Это фейерверк?» Мама поделилась переживаниями«Это как прыгнуть второй раз с парашютом». Почему женщинам сложно решиться на второго ребенка
Законодательство
Папа тоже имеет право. Какие преимущества по закону есть у мужчин-отцовКто может рассчитывать на материальную помощь к учебному году
Личный опыт
Люди-ледоколы: истории тех, кто вырос в семье с пьющими родителями«Живем в закрытом городе за забором». Белоруска уехала с семьей в Саудовскую Аравию

«Детям, которые привыкли к гаджетам, трудно читать». Эксперт о вреде мобильных телефонов

25 сентября 2019 года
14

После скандала в гомельской школе анафеме были преданы мобильные телефоны. Теперь у детей собирают гаджеты в начале и уроков и отдают в конце. Мы решили разобраться, стоит ли во всех детских бедах винить мобильники? Как на самом деле гаджеты влияют на детей, в чем их вред и польза? На эти и многие другие вопросы отвечает опытный логопед-афазиолог Юлия Лабкова.  

Для начала разберемся, как гаджеты могут влиять на речевое развитие детей в раннем возрасте, а потом плавно перейдем к проблемам, связанным с использованием телефонов у школьников.

Отставание в развитии речи

В последние годы и родители, и педагоги все чаще жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.

Как показали недавние исследования, в наше время 25% четырехлетних  детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. То есть за 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз.

И этому немало способствовало развитие телевидения, когда экранная «картинка» становится своего рода фоном для привычной жизни ребенка. Дело в том, что овладение речью в раннем возрасте происходит лишь в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа (мультики и телепрограммы), не побуждают его  к действию и не вызывают каких-либо образов. Они в прямом смысле остаются «пустым звуком» для ребенка. Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами.



Проблемы с воображением

Внешняя разговорная речь — это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения и сознания себя в целом.

Когда ребенок длительное время проводит за планшетом, телефоном или компьютером, у него нет необходимости включать воображение. Зачем, если разработчик уже все придумал за него и ограничил полет фантазии рамками приложениями или игры?

Поэтому очень важно оставлять ребенку пространство для проявления творчества: например, дать возможность  придумать сказку или игрушку, самостоятельно ее нарисовать, слепить или склеить из бумаги. Хорошо, когда малыш при этом получает ответную реакцию на свое «творение» — от взрослых и сверстников. Так возникает мотивация творить и дальше. 

Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате не понимают текста в целом. Поэтому зачастую ребенку просто неинтересно и скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
 

Источник фото: unsplash.com
 

Частые и продолжительные игры на планшетах и смартфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Ребенку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Хаотичное перемещение персонажей, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию необходимых для чтения движений глаз при прослеживании строки слева направо и сверху вниз. Поэтому детям, привыкшим к гаджетам, так трудно и неудобно читать. 

Неверное стимулирование мозга

Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.

Кроме того, длительная статичная поза приводит к нарушению циркуляция крови в конечностях, внутренних органах. Нарушается кровоснабжение головного мозга, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка и чревато снижением концентрации внимания и памяти.

Ухудшение зрения

Если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку. 

Плохая осанка и ожирение

Дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника и сопутствующими проблемами. Кроме того, мультфильмы и компьютерные игры — это пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.

Проблемы со сном

Сухие цифры американской статистики говорят, что 60% родителей вообще не контролируют, как тесно их чада «дружат» со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям брать с собой электронику в кровать.

Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию.

Психические заболевания

Ряд зарубежных исследований проводят четкие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодежи. Так, игромания становится причиной неудовлетворенности жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Интернет, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Жесткость на ТВ и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

Зависимость

Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте от 8 до 18 лет — "цифровой наркоман".

Если ребенок очень много времени проводит с гаджетами,  есть опасность, что он просто «выпадет» из реального мира. Этот вопрос родители должны очень четко контролировать и если видят, что чаду интереснее сидеть за компьютером, чем общаться с друзьями, пора бить тревогу.

Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу «возможно канцерогенных для человека» факторов.  

Стоит ли запрещать гаджеты?

Современные средства коммуникации и получения информации из окружающего мира ни в коем случае не стоит изолировать от ребенка. В противном случае он окажется не подготовленным к самостоятельному выходу в реальную жизнь. Чтобы этого не случилось, своевременно знакомьте ребенка со всеми распространенными каналами информации и технологиями.    

При этом важно, чтобы у ребенка планшет, компьютер или телевизор не ассоциировались с поощрением или наказанием. Задача родителей сделать так, чтобы умные гаджеты для ребенка были на одном уровне с фломастерами, красками и книгами, чтобы они не приобретали особую значимость. Более того, лучше, если они воспринимаются в виде предметов обихода вроде микроволновки, холодильника или стиральной машины. То есть вспомогательных инструментов, облегчающих жизнь, а не какого-то приза.
 

Источник фото: pixabay.com

Как превратить гаджет в друга ребенка?

Важно ограничить время общения ребенка с гаджетами, руководствуясь возрастными рекомендациями. Без вреда для здоровья дети младшего и среднего школьного возраста могут проводить за компьютерами, планшетами и смартфонами не более двух часов в день, при этом каждые 20-30 минут нужно делать перерыв. Причем в такую «переменку» лучше всего заняться чем-то физически активным: разминкой, зарядкой, прогулкой, танцами или пением.

Чтобы осанка ребенка не пострадала во время игры на электронном устройстве, надо показать ему, как правильно сидеть — ровно и с прямой спиной, и объяснить, зачем это нужно. Хорошо также научить снимать напряжение с глаз и ввести в привычку делать такие упражнения регулярно. Можно делать это в игровой форме, дурачась и корча «рожицы». 

Нужно подобрать для ребенка действительно познавательные компьютерные игры и приложения, которые будут способствовать обучению чтению, письму, счету, развивать способность к концентрации внимания, реакцию и логическое мышление.

И, наконец, самое главное: не стоит отказываться от технических новинок, но при этом важно помнить — даже самые дорогие и модные гаджеты никогда не смогут заменить ребенку радость реального живого общения. 

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!


Лучший комментарий
marsi25.09.2019 в 12:14
Projectile,
Ну да, исключительно из-за гаджетов им не интересно ))))
Почему-то сейчас, как и раньше, собственно, у одного учителя не интересно, а у другого - с открытым ртом сидят.
Гаджеты, безусловно, влияют, но не стоит прям все валить на них.
Даже в статье написано, что до 2-ух часов в день - нормально. Хотя по своему опыту и опыту моих знакомых нет у детей столько времени за гаджетами проводить. Мой тоже на выходных в основном может поиграть, редко в другие дни.
Обсуждение
Projectile25.09.2019 в 10:26
Все так. Поэтому и на уроках детям не интересно. Они не могут внимательно смотреть на доску, или на текст.
bars100625.09.2019 в 11:48
Projectile:
Все так. Поэтому и на уроках детям не интересно. Они не могут внимательно смотреть на доску, или на текст.
А потом родители требуют от учителей найти подход, хотя самим таким родителям следовало бы для начала хотя бы эту статью внимательно прочитать
Andkr25.09.2019 в 11:52
bars1006:
Projectile:
Все так. Поэтому и на уроках детям не интересно. Они не могут внимательно смотреть на доску, или на текст.
А потом родители требуют от учителей найти подход, хотя самим таким родителям следовало бы для начала хотя бы эту статью внимательно прочитать
Да тут уже писали: у подруги ребенок с года в гаджетах и ничего!!!
marsi25.09.2019 в 12:14
Projectile,
Ну да, исключительно из-за гаджетов им не интересно ))))
Почему-то сейчас, как и раньше, собственно, у одного учителя не интересно, а у другого - с открытым ртом сидят.
Гаджеты, безусловно, влияют, но не стоит прям все валить на них.
Даже в статье написано, что до 2-ух часов в день - нормально. Хотя по своему опыту и опыту моих знакомых нет у детей столько времени за гаджетами проводить. Мой тоже на выходных в основном может поиграть, редко в другие дни.
Projectile25.09.2019 в 12:31
marsi:
Projectile,
Ну да, исключительно из-за гаджетов им не интересно ))))
Почему-то сейчас, как и раньше, собственно, у одного учителя не интересно, а у другого - с открытым ртом сидят.
Гаджеты, безусловно, влияют, но не стоит прям все валить на них.
Даже в статье написано, что до 2-ух часов в день - нормально. Хотя по своему опыту и опыту моих знакомых нет у детей столько времени за гаджетами проводить. Мой тоже на выходных в основном может поиграть, редко в другие дни.
У кого сейчас с открытым ртом сидят?
Сидят с открытыми ртами только те школьники и у тех предметников, которые при поступлении ЦТ сдают по этому предмету. Гаджеты это не только телефоны, это мультики, игры компьютерные, телик. Моя любит клипы какие-то на большом экране включить и танцы разучивать по ним. Это как считается проведением времени за гаджетом или нет? Я считаю, что да. Так как хочешь учиться танцевать - или в школу танцевальную, на кружок, в нормальный зал, где тебе правильно все покажут, научат, плюс растянут. А вот это "перед теликом" это вариация "Белякова из Таганрога" .
Обсуждают сейчас