«Все чаще у детей встречается нервный тик». Психотерапевт о нагрузке в школе и родителях, которые прячут голову в песок

12 сентября 2019 года
6

Обращаться к лору/окулисту/ортопеду в нашем обществе — в порядке вещей. А вот психотерапевта многие по-прежнему стесняются. Когда дело касается душевного здоровья, родители могут тянуть до последнего и упускать время. О том, как гармонично развивать ребенка, почему не стоит бояться психотерапии и какие проблемы волнуют школьников, мы поговорили с Инной Третьяк — детским врачом-психотерапевтом с 23-летним опытом.
 

Источник фото: Дарья Садошенко

Ребенок сам знает, что ему нужно

Сегодня развивающие занятия для детей предлагают чуть ли не с рождения. Нужно ли ребенку раннее развитие?

— Если мы говорим о совсем маленьких детях, на мой взгляд, не надо каких-то специальных занятий. Ребенок будет учиться всему у вас. Пойте с ним, слушайте музыку, танцуйте — он подхватит.

Со временем можно пойти на дополнительные занятия, но важно, чтобы ребенку это нравилось. А не так, что мама любит петь, поэтому ребенка отдали на музыку. Не стоит заставлять детей реализовывать свои несбывшиеся мечты. У детей все заложено на уровне генетики, задача родителей — помочь раскрыть склонности и таланты ребенка.

А вообще старайтесь развивать детей гармонично — не концентрируйтесь только лишь на специальных навыках и умениях. Заботьтесь о физическом здоровье. Ведь главные условия для роста и развития ребенка — это солнце, воздух и вода.



Как распознать аутизм?

Часто, столкнувшись с диагнозом «аутизм», родители теряются: что делать дальше? Как вообще родители могут заподозрить аутизм у маленького ребенка?

— Аутизм диагностируют после первого года жизни. Главным признаком будет потеря контакта с ребенком. Он перестает смотреть в глаза, отстраняется, телесный контакт его раздражает. Могут наблюдаться проблемы с речью: ребенок начинает хуже говорить или словарный запас перестает увеличиваться.

Поскольку такие дети боятся всего нового, они часто прибегают к стереотипии: используют одни и те же фразы, ходят одними маршрутами, не принимают новую еду.

Если диагностирован аутизм, с ребенком нужно начинать заниматься как можно раньше. В Минске есть центр «Дети. Аутизм. Родители», где развивают таких детей. Важен комплексный подход: работа с дефектологом, логопедом, психотерапевтом, нейропсихологом. У детей с аутизмом есть потенциал стать самостоятельной личностью, но это зависит от степени аутизма и от того, как рано начали работать с ребенком.
 

Источник фото: архив rebenok.by

Родители боятся врачей со словом «психо»

Психолог, психотерапевт, психиатр: в чем разница? Когда и к какому врачу обращаться?

— Психолог — это не врач, он может не иметь медицинского образования. Он не ставит диагнозы и не назначает лечение. Психолог просто корректирует состояние, поведение, то есть он работает со здоровыми людьми. Но психологи могут использовать психотерапию как один из методов.

Врач-психотерапевт обязательно имеет высшее медицинское образование. Он больше специализируется на психосоматике, неврозах. Врач-психиатр занимается уже патологиями (психозы и т.д.).

Замечаю, что родители боятся таких врачей и всего, что связано со словом «психо». А ведь что такое «психо»? Это душа. И все болезни начинаются именно там. Цепочка такая: мысль — слово — действие. Болезнь начинается именно с мысли, а когда что-то болит в теле — это уже действие, то есть мысли и слова мы пропустили. Поэтому к врачам души (психотерапевт, психиатр) тоже надо ходить, чтобы болезни предупреждать.

Основные проблемы, с которыми обращаются к детскому психотерапевту, связаны с незрелостью нервной системы у детей. Из-за чего могут возникать детские неврозы: страхи, тики, проблемы с адаптацией в детском коллективе, нарушения сна, заикание, энурез.

Как психотерапевты работают с детьми?

Часто родители боятся обращаться к психотерапевту, потому что не знают, как врач будет работать с ребенком. Какие методы использует, вдруг гипноз?

— Психотерапевты работают с детьми, начиная с 3-летнего возраста. До этого с ними занимаются либо психологи, либо педиатры.

Психотерапия с маленькими детьми — это в основном арт-терапия: пение, рисование, лепка, песочная терапия, сказкотерапия. И не надо бояться гипноза. В переводе «гипнозис» означает сон. А во сне восстанавливаются все отделы нервной системы. С детьми мы чаще используем даже не гипноз, а релаксацию. Когда, например, под музыку или под сказку, которую рассказывает врач, ребенок расслабляется и «проигрывает» последствия перенесенного стресса.
 

Источник фото: Дарья Садошенко
 

Этого не стоит бояться. У меня были случаи, когда родители не хотели видеть проблему, а потом им приходилось обращаться к специалистам, потому что ребенок дезадаптирован, асоциален. Например, в детском саду он не ест со всеми, не слушает воспитателя, не подчиняется распорядку, занимается тем, что ему нравится. И если в саду на такое могут закрыть глаза, то в школе его обязательно отправят к специалисту. Но работать с ним будет уже гораздо сложнее.

Дети перегружены в школе

С какими проблемами чаще всего обращаются родители школьников?

— Сейчас часто встречается такая проблема как нервный тик. Это может проявляться как покашливание, подергивание мимических мышц лица. А бывает, подключаются и голосовые связки, то есть ребенок непроизвольно издает какие-то звуки. Причина тиков — это перенапряжение, когда нервная система детей не выдерживает. Я считаю, что современные дети перегружены в школе.

И самый лучший отдых для ребенка — это смена деятельности: с умственной переключаться на физическую. Именно так восстанавливается нервная система. Лучше всего нервную систему оздоравливает природа, мир животных и вода (плавание).

Также у школьников встречаются СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Но не надо путать диагноз СДВГ и обычную неусидчивость, а также проблемы с концентрацией внимания. Если это диагноз, его поставит психиатр и назначит лечение. А если просто ребенок гиперактивный, то с ним может заниматься психолог. Но спокойным такой ребенок не станет. Чтобы помочь, опять же учите переключать внимание: позанимался 30-40 минут уроками, переключился на другое занятие.
 

Источник фото: Дарья Садошенко

Не упускайте своих детей

Зависимость от гаджетов — бич нашего времени. Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку найти баланс между виртуальным и реальным миром?

— Главный совет — ограничивать время использования гаджетов. Маленьким детям — не больше часа, с возрастом — максимум 2 часа. К сожалению, к нам приходят уже поздно, когда сформирована зависимость. А ведь это точно такая же зависимость, как от алкоголя, табака, наркотиков.

Если ребенок «зависает» в гаджетах, его нервная система не успевает восстановиться, она истощается. И от этого ребенок становится раздражительным, агрессивным, неуправляемым. И здесь родители должны признаться себе: это они упустили ребенка. Им просто было удобно, когда он был в мультиках или компьютерных играх.

Но я разочарую вас: специалисты не лечат от зависимостей, это — работа родителей. Ведь если взрослый человек приходит к психотерапевту с проблемой зависимости, то с ним можно работать, поскольку он замотивирован на излечение. А когда родители приводят подростка, то он сам может не осознавать своей зависимости, не признавать проблемы.

Поэтому не упускайте своих детей. Контролируйте время в гаджетах, переключайте внимание, следите, чтобы у ребенка были другие занятия и интересы в жизни.
 

Источник фото: Дарья Садошенко

Опасные игры

Частым явлением стали опасные игры в социальных сетях. Нужно ли контролировать детей?

— Не допустить беду могут только родители. Нужен постоянный ненавязчивый контроль с их стороны. Но это не должно выглядеть как рейд контролирующих органов: «покажи портфель, что у тебя в шкафу?» Все должно строиться на доверии. Ведь когда ребенок чувствует, что родитель ему друг, он сам придет и спросит о том, что ему непонятно. Даже если он наткнется на эти игры в социальных сетях, он расскажет об этом. А родитель может ответить так:

Тебе это не надо! Пойдем-ка мы с тобой покатаемся на велосипедах.

Понимаете? Займите своего ребенка. Покажите ему другие занятия, кроме тех, что предлагают социальные сети.

Трудный подростковый возраст

Как родителям не потерять контакт с подростком? Как правильно себя вести в этот период?

— Если подросток ведет себя вызывающе: красит волосы в непонятный цвет, связывается с сомнительной компанией, делает дырки в ушах — это не нормально. Не надо думать, что это естественный этап взросления.

Ведь этим поведением подросток стремится что-то сказать, обратить на себя внимание. Значит, ему этого внимания не хватает. Да, это случается сплошь и рядом, но это не норма. Подросток, который купается в любви, не станет прокалывать себе нос.
 

Источник фото: pixabay.com
 

И здесь вина родителей, которые, приходя с работы, выпускают накопившееся раздражение на детей:

Посуда не вымыта! В комнате беспорядок!

Один раз, второй — это случится, а дальше подросток уже будет принимать родителей в штыки. А на 25-й раз он покрасит волосы в красный цвет, чтобы мама заметила его, а не беспорядок в комнате.

Поэтому, если вы испытываете трудности с подростком, не получается наладить контакт с ним — обращайтесь к специалистам, поскольку здесь порой нужна семейная психотерапия.

Читайте другие интервью с лучшими детскими врачами Беларуси>>>

Беседовала Марта Разумовская, фотограф Дарья Садошенко 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас