Сейчас на сайте
Это интересно
Могут ли дети учиться без оценок? «В поле родила, в стиралке не стирала». Чему нас учит старшее поколение
Школьная жизнь
Учителя честно рассказали, какие изменения нужны белоруской школе Как родители формируют нервное отношение детей к оценкам?
Здоровье
МУЛЬТИПЕКАРЬ здоровая выпечка для ваших детей каждый день*
Отношения взрослых
Как белоруска вышла замуж за инструктора по дайвингу
Женский мир
Подарок для кожи или «варварская процедура»? Косметолог о чистке лица Почему пора перестать стыдить мам-домохозяек
Личный опыт
Мамы, которые не уходили в декретный отпуск Белоруски рассказывают, как научиться любить свое тело после родов
Психология и воспитание
Нарцисс по наследству: главные родительские заблуждения Узнали, какая модель воспитания научит ребенка противостоять любому стрессу

“Как только начинается сад - сына тошнит, болит голова, нога, рука”. Может ли детям стать плохо от переживаний?

20 июня 2019 года
5

Старшему сыну Алены шесть лет.  Последнее время мама начала замечать, что с сыном происходит что-то странное: мальчик стал жаловаться на свое самочувствие, головные боли, слабость, апатию. Началось это, когда в их группу в детском саду пришла работать новая воспитательница. Обследования у врачей и анализы ничего не показали. Как быть в такой ситуации, спрашивает мама, в чем причина и кому обратиться за помощью?
 

Источник фото: pixabay.com
 

По словам Алены, раньше ребенок ходил в детский сад с удовольствием и даже расстраивался, если приходилось его пропускать. Но три месяца назад все изменилось.

- Начались какие-то странные вещи с самочувствием. Головные боли, слабость, боли в руках и ногах и, такое чувство, что вообще везде. Полная апатия временами. Начались приступы рвоты прямо в саду, раньше такого и близко не было.



Алена думает, что дело в воспитателе, потому что проблемы начинаются именно в будние дни.

- Все выходные ребенок активный, ни на что не жалуется. Неделю провели вне сада - ни одной жалобы. Как только начинается сад - болит голова, нога, рука, тошнит. И он на самом деле лежит и ноет, на лице - одно страдание. Ничем его не увлечь, потом немного отпускает. Несколько раз ему пришлось идти в сад, несмотря на жалобы. Там ему стало совсем плохо, его положили на кровать - и позвонили мне. Медсестра осматривала - температуры нет, ничего серьезного не находит по осмотру. Забрала домой, пожалела, обняла, чаем напоила - все прошло в течение часа.

Мама водила сына по разным врачам. Ребенка наблюдает хороший педиатр, дополнительно прошли лора, невролога, окулиста. Сдавали кровь и гормоны, сделали УЗИ сосудов головного мозга, пропили курсы разных витаминов. Никто ничего не находит. По всем параметрам ребенок в норме.

- После всех обследований наш педиатр предположил психосоматику. Но все равно страшно упустить какую-то реальную болезнь, хотя и устала уже таскать ребенка по врачам. Ведь был-то еще недавно полностью здоровый и активный, в сад бежал с радостью, на все сил хватало ему. А сейчас...
 

Источник фото: pixabay.com
 

Вопрос в том, как быть в такой ситуации? Продолжать водить ребенка по врачам или менять сад? А какие гарантии, что и в другом не будет плохо, как найти идеальный сад, а потом еще и школу?

Важно, что сам ребенок  слезно просит не менять сад. Потому что там его друзья, другая любимая воспитательница. О ней ребенок говорит с нежностью, хотя она довольно строгая. Но она не кричит, не унижает, не говорит глупостей, обращает на детей внимание и реагирует на их просьбы, в отличие от напарницы.

Часто родители не верят в психосоматику

Выслушав историю Алены, мы решили разобраться, что такое психосоматика и как она может проявлять у детей.

Наталья Шеина, психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, директор Центра комфортного общения - бизнес-школы для детей и подростков: 

- Психосоматика – это проявление соматических заболеваний, которые возникают по психологическим причинам. То есть начинается реальная болезнь из-за особенностей личности, ее переживаний, травматики и пр.

Часто родители в психосоматику не верят. Они спрашивают, почему у ребенка, который с медицинской точки зрения здоров, наблюдаются боли в животе, тошнота, головные боли перед школой или экзаменами?

Вспомните себя, когда вы нервничаете: и живот болит, и руки холодеют, и много других физиологических проявлений. Как известно, перед защитой диплома очередь в туалет особенно длинная. Организм реагирует на тревогу и страх.

Можете провести эксперимент и поймете, почему ребенок в школе часто жалуется на головные боли. Если он боится учителя или его обижают одноклассники, он сидит зачастую напряженный и натянутый как струна. Попробуйте напрячься и посидеть так минут 10-30. Головная боль и боль в области шеи обеспечена. Сильная психологическая травма может привести даже к потере зрения или параличу, о чем часто снимают фильмы в Голливуде.

Здесь я как специалист вижу ситуацию, но не вижу маму, ребенка и пройденных обследований и заключений врачей. Поэтому, конечно, я бы не стала по-прежнему исключать медицинскую составляющую. Проверить нужно все. Гормоны, щитовидку, желудок и прочее, все, что порекомендует хороший педиатр. Лучше сделать лишнее обследование, ведь со временем болезни прогрессируют.

Если мы исключаем наличие болезни, то остается один постоянный раздражитель: детский сад. Ведь по описанию мамы, у ребенка дома все хорошо.
 

Источник фото: pixabay.com
 

Почему ребенок так реагирует на детский сад и почему его реакция такая сильная?

1. Стресс и последствия травмы.

Возможно, мальчик испугался, стал свидетелем или объектом грубого обращения воспитателя, которая «гнобила» детей. Тогда необходимо работать с родителями, ребенком и педагогом. Или хотя бы с родителями и ребенком. Некоторым детям достаточно бывает стать свидетелем того, как орут на других детей, чтобы они очень сильно испугались.

Если ребенок сам стал жертвой жестокого обращения, все еще хуже. Находясь в саду, ребенок не может никак выйти из этой страшной для него ситуации, кроме как пожаловаться на самочувствие. Даже если симптомы частично симулируются ребенком, это не от хитрости, а от безысходности: ему плохо. Психологические страдания часто намного болезненнее физических!

Психолог должен в такой ситуации помочь найти причину и помочь ребенку справиться со страхом, проработать травму. Выявить ее может беседа и игра с ребенком, проективные методики (например, рисунки).

2. Травля в детском коллективе.

Возможно, дело не в педагоге, а в других детях. Травля в детском коллективе очень остро переживается и узнать о ней не всегда удается. Тогда нужно наладить отношения с детьми. Помощь психолога тоже будет не лишней.
 

Источник фото: pixabay.com
 

3. Сепарационная тревога.

Ребенок может сильно переживать, расставаясь с мамой, папой и родными, ему может стать плохо. А если вследствие этого в сад можно будет не пойти или его из сада заберут, то эта модель поведения закрепляется. То есть в другой раз все может повториться. Я лично видела детей, которые умели нагнать температуру, «накручивая» себя до 37.3-37.5.

4. Депрессия

Жалобы на апатию заставляют меня также  подумать о депрессии. Ребенок может быть погружен в свои страхи и негативные переживания. Это ненормальное поведение для ребенка этого возраста, ему явно очень плохо.

Также меня беспокоит, что эта ситуация длительная, ребенку в ней находится уже давно. А это как минимум негативно влияет на развитие ребенка.

Я бы рекомендовала как можно быстрее подойти к психологу в детском саду. Он имеет уникальную возможность наблюдать ребенка в самом садике, в конкретной ситуации. Если это не поможет, стоит найти другого психолога и вместе с ним искать причину. Потом уже принимать решение, каким образом ее устранять. Возможно, даже и сад поменять или группу в саду. Но! Это крайняя мера. Тем более ребенку раньше в саду было хорошо.

Самый лучший вариант, если ситуацию удастся решить без перевода. За всю мою практику я рекомендовала перевод в другую школу только в 3 случаях. И ситуация там была критической.

А вы сталкивались с психосоматикой? 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.


Обсуждают сейчас